Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

Новости

15 марта 2008

В Ракурсе был показан фильм Франсуа Трюффо «451° по Фаренгейту»



Первый цветной и единственный англоязычный фильм Трюффо! Французский режиссер так загорелся идеей снять экранизацию романа Брэдберри, что начал писать сценарий, еще толком не освоив английский язык. Позже он признавался, что диалоги на английском казались ему очень корявыми, и больше предпочитал версию, дублированную на французский. «451° по Фаренгейту» — роман не о цензуре. Это история о том, как телевидение уничтожает интерес к прочтению книг, уравнивая людей «для их же блага», т.е. счастья. Трюффо говорил, что мечтал снять 451 по Фаренгейту потому, что его всегда привлекала идея заставить актеров читать книги прямо в кадре, но не было ли здесь подтекста? Обратили ли вы внимание на тот факт, что герои (в данном случае, «счастливые люди») читают газеты в виде комиксов и боятся притронуться к книге, как женщина боится убить мышь своими руками? Все титры в фильме прочитаны, а не написаны. Это полностью соответствует идее нового мира, в котором нет места печатному тексту, где даже досье заводят в виде фотографий, основной из разновидностей которых является... Какая, как вы думаете? Самый важный для идентификации человека «вид» - это вид со спины! Не задумывались ли вы, что тяжелее всего узнать человека именно со спины? Новый мир не признает не только печатный текст, но и сложную, развернутую литературно мысль. Телевидение заполоняет сознание людей. На нем даже актеры напоминают пожарников, грозно и строго спрашивая с каждого участника шоу. 451 градусов по Фаренгейту (это около 233°C) указывается здесь как «температура, на которой страницы книг ловят огонь и горят…». В мире будущего дома строят из несгораемых пиломатериалов. В этой вселенной усредненных величин героями становятся пожарные команды – они уже настолько давно не тушат огонь, что это стало легендой. Теперь пожарные разводят его, предавая аутодафе (исполняя приговор, как это делала инквизиция) книги, изъятые у сотен людей, не желающими мириться с новым порядком. Сам Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию и творчество, которых лишают людей,лишая их чтения и упрощая их ум, понижая интеллектуальные способности. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. В «новом мире» человек теряет все эти качества. Главный герой, Гай Монтэг, работает «пожарником». Рядовой Монтаг считал, что действует во благо общества и шел на повышение, чему был рад. Однако, жена даже не поняла этого радостного сообщения, что огорчило Монтага. Возможно, это затавило его отказаться от приема таблеток, прописанных всем, как сома у Оруэлла. Однажды Монтег встречает девушку, очень похожую на его супругу, задумывается над ее вопросом о том, не читал ли он книг перед тем, как их уничтожить. Монтег решил посмотреть, что же он сжигает...и попал в сети книжного мира. приведшего его в общину книжников -живых книг, людей - книг. Трюффо сжег в фильме свои самые любимые книги: «Братьев Карамазовых», «Дон Кихот», «Отелло», «Ярмарка тщеславия», «Мадам Бовари», «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Каспар Хаузер», «Робинзон Крузо», «Жанна Д'Арк», «Жизнь и любовь», «Автобиография Чарли Чаплина», «Признания Айриш Ребел», «Над пропастью во ржи», «Луна и грош», «Лолита», «Мир Сальвадора Дали», «Марсианские хроники» и, собственно, «451 по Фаренгейту». На съемках фильма Трюффо поругался с актером Оскаром Вернером (Монтаг), который до этого снялся у него в фильме «Жюль и Джим» (1962). Оскар Вернер специально остриг волосы, и в финале его герой появляется коротко стриженым, тем самым, нарушая целостность сюжета. Таким образом Вернер мстил Трюффо.Они долгое время не говорили друг с другом, а Трюффо явно не простил обиду, поместив фотографию Вернера в склепе для усопших в драме «Зеленая комната» (1978) – за шесть лет до настоящей смерти актера. Фильм напоминает некое синтетическое творение, в котором переплелись антиутопические идеи Оруэлла и Хаксли, стилистика Кубрика и Антониони (вспомните «Механический апельсин» и «Фотоувеличение»). Роман Берджеса появился в 1962г., а фильм был снят Кубриком в 1971г. Тем не менее, в них есть много схожего, хотя Трюффо и не разделяет пессимизма Кубрика. Антониони снял свой фильм в 1966. Для него свойственны долгие тихие кадры, пронизанные внутренним светом, небольшое количество диалогов, часто с ключевым для понимания фильма смыслом. Не напоминает наш случай? В мире человеческих отношений Антониони интересуют проблемы одиночества человека, отрешённости людей друг от друга, вспомните чувства Монтега, когда он понимает, что его жене нет до него дела, она даже не может разделить с ним его любовь к книгам, а напоследок и вовсе предает его. Дать однозначную трактовку или оценку фильму сложно, так как в нем совмещено несколько идей и несколько ценностей, которые в реальной жизни зачастую противоречат друг другу. Но давайте не будем забывать, что наша жизнь полна антиномий, и не будем смеяться над забавной антиутопичностью — все-таки эти фантазии явно навеяны назревающей ситуацией. Faith


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»