Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
Новости
08 февраля 2008
Параноид парк
Тему ''Смерть и молодой человек'' продолжает ''Параноид Парк'', в котором парень-скейтер, роль которого исполняет повзрослевший со времен мини-сериалов ''Дети-шпионы'' Тайлор Момсен. Парень не просто повзрослел, он стал серьезным драматическим актером. В фильме, снятом по роману Блэйка Нельсона, 16-летний Алекс, достаточно серьезный или как иногда говорят «вменяемый» (адекватный) житель Портленда, прежде не сталкивавшийся в своей жизни ни с какими кошмарами живет своей незатейливой жизнью. У него есть скейт и друзья, школа и девушка, которую он так хотел получить... Однажды друг Алекса Джеррад зовет его а Параноид-парк — небольшую площадку под мостом рядом с железнодорожными путями, на которой на деньги скейтеров всех мастей и различного социального положения компактно размещен скейт-парк. В следующий раз Алекс приходит один, хотя и знает, что это рискованно — можно нарваться на неприятности или кто-то пристанет. Парень специально оставляет мамину машину подальше и приходит в парк, где тут же знакомится с бездомным парнем, который приглашает выпить пива и покататься на поезде зайцем. Притом ''на поезде'' означает то, что придется на ходу вскочить на подножку грузового выгона и держаться до тех пор, пока не доедешь до автотрассы. Ни пива, ни подобных знакомств и приключений в жизни Алекса до сих пор не было. Внезапно появляется охранник, пытающийся снять их с вагона, испугавшись и не отдавая себе отчета в том, что навстречу этому поезду идет другой, Алекс отталкивает охранника и тот падает на рельсы прямо перед поездом. Спрыгнув, он понимает, что убил человека. С этой минуты вся жизнь Алекса меняется: ему не надо секса, он бросает девушку, его мучают терзания, а тут еще в школе появляется детектив...
Как и прочие фильмы тетралогии, это — фильм состояние. Здесь не показывается расследование, хотя, как во многих детективах, мы до конца не знаем, что произойдет дальше и нам кажется, что герой вот-вот выдаст себя или во всем сознается. Но мы видим эмоции Алекса, мы практически не слышим его мыслей и рассуждений на эту тему. Эту историю нам сообщает дневник Алекса. Но все не так просто. Отрывки этого дневника перемешаны с событиями его жизни, происходящими после убийства, и грань между различными событиями стерта, ничто, на первый взгляд, не указывает на время, вследствие чего зритель оказывается запутавшимся во времени. Если вы видели фильм, может вы сможете помочь восстановить хронологию событий?
Мы понимаем, а точнее, нам так кажется, мы пытаемся догадаться, представить, что чувствует герой фильма опираясь на крупные планы, вглядываясь в задумчиво-грустный взгляд. Актер выражает страдание, боль, страх, одиночество, безразличие, озабоченность, взволнованность в большей мере невербально. Здесь режиссер отдает дань великому немому кинематографу, в которым главными выразительными средствами были картинка, свет и актер
Сам режиссер признает, что наибольшее влияние на него оказал Стенли Кубрик, тот самый человек, который снял ''Механический/ заводной апельсин'', ''С широка закрытыми глазами'' и ''2001: космическая одиссея''. Это его известный актер Кирк Даглас назвал ''холодным негодяем''. Кубрик каждый раз экспериментировал с жанрами и стилистикой, таким образом, сложно сказать, что все его фильмы сняты одним человеком. Писатели, оказавшие влияние на режиссера, опять же по его словам, - это Самуэль Беккет и Уильям Берроуз.
Ван Сент научился снимать фильмы у американского андеграунда 1958-1968 годов: Братьев Кучар, Рона Райса, Стена Вендервинка, Эда Эмшвиллера, известного поп-художника (в широком смысле этого слова) Энди Уорхола, Джека Смит, Кенета Энгера. В числе его любимых режиссеров - Шанталь Аккерман, Фасбиндер, Дерек Джармен, Бела Тарр. Андрей Тарковский и Александр Сокуров. Разве не повод для небольшой, но все же гордости за российский кинематограф? Пусть у нас больше нет Тарковского, но Есть Сокуров. Не у них ли одолжил эту метафизичность и медитативность Ван Сент?
Хотя режиссер и отмечает, что умом до конца не понимает ни первого, ни второго - ''что-то важное теряется при переводе''. В следующем своем фильме (''Слон''), он почти незаметно делает посвящение Сокурову: ''Меня сильно вдохновила одна сцена в его ''Тихих страницах''. Размышление очень важно и не скучно для русского сознании. В России главному герою почетно умереть в конце фильма. А в Америке главному герою редко дают умереть''. Особенно, в Голливуде! ''Happy End Forever!''
Сказывается влияние Годара - в коллажной структуре его некоторых картин (третий период,1й — артхаус, 2й — мэйнстрим), от Уорхола Ван Сент воспринял гипнотическую способность заражать зрителя вуайеризмом. Но, в отличие от обоих, он плавно сводит на нет отчуждающую дистанцию, проникая в своих персонажей, как рука в перчатку. Если Уорхола, сына чешских рабочих-иммигрантов, тянуло к изыску и богатству, Ван Сент, как и Пазолини, находит органическую поэзию в обитателях дна жизни и возмутителях ее спокойствия.
Режиссер однажды сказал, что "мы живем в таком жестоком мире, что от художника не ждут рассказов о глубинах сердца..." Действительно, зачем показывать в кино, этом синтетическом, виртуальном, нереалистичным (несмотря на попытки создания псевдодокументальности, вроде ''Ведьмы из Блэр'' или ''Монстро'') виде искусства то, что обыденно? Зачем постоянно возвращаться к классическим историям, конец которых всегда известен с самого начала?
Вбросим адреналин, потаенные страхи, комплексы и стереотипы, приводящие к гибели не только самого персонажа, но и окружающих. Добавим классической музыки, созерцательности, множественности точек зрения, искривлений времени и впустим в кадр Дух Свободы и Протеста – получаем фильм Ван Сента!
Faith
|
|