Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

Новости

08 февраля 2008

Слон



25 мая 2003 г на Каннском фестивале новому фильму Гаса Ван Сента "Слон" (Elephant, 2003) был присужден главный приз: Каннская пальмовая ветвь и приз за лучшую режиссуру. Внешне скромный, снятый минималистскими средствами, "Слон" потрясает не только самой темой, но и ее репрезентацией. При том, что в Канне почти каждая картина - выдающаяся, попасть на просмотр этого фильма было практически невозможно. А по его окончании долго не смолкали аплодисменты. Многие журналисты возмущались по поводу того, что хладнокровные убийства были показаны Ван Сентом настолько спокойно, подробно и беспристрастно. На что режиссер даже не возразил, сказав однако, что если бы ''показал первый вариант, где все начиналось с бойни и ею же кончалось, они бы еще больше содрогнулись''. Интересно, а сами журналисты предпочли бы скрывать правду? А как же их основная задача — осуществлять право человека знать все? Ребята, жизнь такая! Мы такие! Мы жестоки, одиноки и видим только соринки в чужих глазах, а в своих и слона не хотим приметить. "Слон" - фильм о кровавой драме, случившейся несколько лет назад в одной из американских школ. Тогда известие о том, что подростки жестоко перестреляли своих одноклассников, взбудоражило американское общество. Мысль поставить картину пришла в голову не самому режиссеру, а Дайан Китон - знаменитой актрисе, занявшейся продюсерством, и писателю Биллу Робинсону. Китон буквально загорелась этой идеей, и, по ее мнению, поставить такое под силу было только Гасу Ван Сенту, в свое время прославившемуся фильмами о новом "потерянном поколении". Думаю, Дайан не ошиблась, лента действительно привлекла огромное внимание общественности и критиков, в том числе. Сам Гас Ван Сент, по его словам ''действительно был потрясен этим немотивированным преступлением, настоящей бойней, которую учинили такие славные с виду подростки. И я не мог молчать. Как гражданин, как художник. Пусть это и звучит немного смешно в наши ироничные времена''. Действительно, милые подростки, которых так любят родители и никому и в голову не придет, что они могут учинить. Пусть некоторые критики и интересовались, не преувеличил ли режиссер значимость и значительность документальных событий, на которых основана его ''тетралогия смерти'', Ван Сент горестно отмечает, что, возможно, даже преуменьшил: ''Мы живем в таком жестоком, милитаристском мире, что от художника ждут не рассказов о глубинах сердца, а социального анализа. К сожалению''. Он не анализирует, не расследует, он просто показывает то, что есть, как бы страшно это не было. Вы, наверное спросите, причем тут какой-то слон? Особенно, если смотрели это кино, ведь слонов там и нет. Ван Сент отсылает нас к древнейшей буддистской притче, в которой говорится, что слепые - те, кто может получать представления о мире только на ощупь, - изучая слона, представляют его себе каждый по-своему. Тот, кто ощупывает слоновий хвост, думает, что слон похож на веревку. Тот, кому достается нога, уверен, что слон - это дерево. И так далее. Слепые не могут представить себе слона целиком. Общая картина у них никогда не складывается. Наверное, все на свете можно назвать таким ''слоном'', ведь нам никогда не удается увидеть картину целиком: мы не знаем ни себя, ни других, ни всех обстоятельств какой-либо ситуации. Думаю, вы нередко думали про себя что-то вроде:''Ну уж этого я не ожидал'' или ''Не могу поверить, что это случилось''. Тем не менее, Ирак бомбили, а школьники тоже не ангелы. После "Джерри" "Слон" - вторая по отбражению состояния человека, красочности и эстетике, силе режиссерской работы картина. Операторская съемка так же не уступает, просто пейзаж и картинка другие. Это история нескольких школьников, живущих мирной, неприметной жизнью. Представтьте себе: чудесный осенний день, под ногами шуршит листва, все залито солнцем… По пути на занятия школьник (по американским меркам студент) Илай фотографирует парочку панков. Нейт заканчивает футбольную тренировку и собирается позавтракать со своей подругой Кэрри. В школьном офисе Джон, подвезя пьяного отца, оставляет ключи от его машины своему брату. Бриттани, Джордан и Николь сплетничают в кафетерии… Обычный школьный день, которому было суждено превратиться в вакханалию смерти. Утром один из убийц играет Бетховена, днем к нему присоединяется близкий друг и они заказывает автоматы, а через полчаса, приняв душ и нежно поцеловавшись, - входят с оружием в школу с твердым намерением перестрелять как можно больше одноклассников. "Главное - постарайся получить удовольствие", - говорит один другому, прежде чем начать стрелять... Зачем? Два подростка любят друг друга, у них свой мир, альтернативные взгляды на жизнь и смерть (возможно, навеянные нацистской хроникой и компьютерными играми – ''стрелялками''). Жизнь – это миг. Скоро приедет полиция и все будет кончено, но это не важно, ведь все мы живем здесь и сейчас. День гибели каждого из участников кровавого шоу мелькает в разных исполнениях, с разных точек зрения, глазами разных людей. Мы видим нелепую, смешную девчонку. Она занимается на уроке физкультуры, идет в душ…а через несколько минут ее расстреливают в библиотеке. Никто из жертв не пугается сразу, никто не принимает парней всерьез…Но только до первого выстрела. Неужели так сложно вырваться из канвы чьих-то правил, преступить грани, что никто из жертв не представляет себе подобного? Вот вам пуританская Америка… В ней оружие продают даже подросткам без особых проверок и разрешения — только подделай подпись, в ней люди не могут действовать адекватно в критической ситуации. Они что, верят в то, что их спасет национальная гвардия? Надо отметить, что зачастую классическая музыка сочетается с насилием - в фильмах Михаеля Ханеке, Стенли Кубрика,...и Гаса ван Сента. Особенно почему-то терзают Бетховена. Присмотритесь — где еще это было? Примеров может быть сколько угодно. Как в игре ''Кто больше''. Если вы читали работу Ницше "Рождение трагедии из духа музыки", то вспомните, как он все это объяснил: музыка, вопреки мнению о ее абсолютной гармонии, таит в себе и опасности темного, подсознательного, бесовского. Камера, направляемая Ван Сентом отражает мирное, элегическое течение жизни. Пусть порой эта жизнь пустая и бездуховная, но тем не менее она по-своему лирична. Сам режиссер говорит: ''После такой элегии финал и вправду может прозвучать как выстрел в висок''. Главные герои - абсолютные изгои, не нужные никому, окружающим «плевать» на то, есть они рядом, или их нет, идут у них дела удачно и идут ли вообще. А теперь подумайте, есть ли вам дело до упавшего в снег человека. Откуда вам знать, что он пьян или одурманен чем-то еще? Какова вероятность, что вы подумаете, что ему плохо? Дело в том, что всем нам все равно. Как там у Боба Дилана? Никто никого не любит? Ну и школа, с ее стерильностью и размеренным распорядком, тоже, видимо, не располагает к душевной гармонии... да и нет ее! То же творчество Ван Сента — акт дисгармонии, творческой лихорадки, вопль, напоминающий о том, что мы закрываем глаза на то, что наш (антропогенный) мир — сплошное противоречие, слепота и бред, по большому счету. Человечество не стало ни счастливее, ни одухотвореннее, как мечталось когда-то поборникам прогресса. Да и не станет. Faith


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»