Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

Новости

20 сентября 2012

За что я люблю "Ракурс



Наши друзья приготовили нам к началу сезона в "Ракурсе" замечательные подарки - поделились своим мнением о том, чем ценен наш киноклуб.

Неля Коржова, художник, куратор выставок современного искусства


Моя юность, совпавшая  с советскими 80 – ми, была овеяна романтическими настроениями «другого искусства» и эстетическими воззрениями фильмов Тарковского. Иногда мне кажется, что всё наше поколение делится на тех кто «шел» вместе со «Сталкером», шалея от туманов и дождей  и тех кто попросту не знал об этом…Впервые «Сталкер» я посмотрела в «Ракурсе», в Самаре ДК «4 ГПЗ».Помню, как после фильма М. Куперберг с В.Бондаренко, втягивали всех в обсуждение «случившегося». Тогда действительно «случилось». В моей жизни этот просмотр был эпохальным событием. И помню, как странно было слышать их смелые призывы к обсуждениям. Это как после причастия затеять разговор на тему «Есть ли бог?» С тех пор я люблю «Ракурс».Сейчас, многое изменилось и это уже больше клуб моих детей, чем мой. Но там по прежнему крутят хорошее кино. Не всегда новое, но всегда со знаком качества.В этом смысле киноклуб «Ракурс» выполняет музейные функции, поскольку спасает зрителя от потери памяти, возвращает к подлинному переживанию реальности.Показывая великие  ретроспективные ленты,  они пытаются не только сохранить ценности прошлого, но превратить их в повод для столкновения различных взглядов на мироустройство.При этом важно, что «Ракурс» активно продвигает и новые полемичные программы. 
Вообще,«Ракурс» явление уникальное, не только для Самары, всей стране бы поучиться… Удивительно, как эта институция, явно находящаяся в сфере индустрии развлечений, смогла пережить все «перекройки», сохранив зрителя и высокую планку искусства.

Татьяна Казарина, член киноклуба с 1980 г., доктор филологии, профессор

«Ракурс» в Самаре – это что-то вроде Брестской крепости – чуть ли не единственной зоны, не захваченной масскультом. И значит, это место, где культурные тренды последнего времени – на усреднение и упрощение представлений о мире – не имеют влияния. Бывать в «Ракурсе» стоит не только для того, чтобы что-то узнать о современном кино, но прежде всего – чтобы что-то узнать о себе. Ведь сейчас очень многие явно ориентируются не на «правофланговых», а на середину: смотрят фильмы, у которых рейтинг повыше, которые одобрены большинством. Это, конечно, просто и удобно, но в этом есть какая-то безысходность… Ведь кто сказал, что вы – человек среднеарифметический, что вам интересно то же, что и всем? «Ракурс» предлагает альтернативу этому культурному общепиту – и почему бы не попробовать те блюда, которые он предлагает? Вдруг понравится?!

 

Виталий Лехциер, поэт, доктор философии, профессор:

Не могу сказать о себе вслед за Ю.Левитанским, что «жизнь моя – кинематограф, черно-белое» или цветное кино, но, конечно, кино смотрю, самое разное: от итальянской или французской классики до современных американских телесериалов и актуальных российских кинокартин. Собственно, мир кино такой большой и разнообразный, в нем столько авторских поэтик и проблематик, столько национальных школ и традиций, столько перекличек и пересечений, что любой зритель тут будет нуждаться в хорошем гиде. Самаре в этом отношении крупно повезло. В Самаре есть киноклуб «Ракурс». Этот клуб, безусловно, наше локальное национальное достояние. Локальное, но в то же время глобальное, поскольку без всяких оговорок и скидок на возможную нашу зрительскую неподготовленность организует профессиональное и в то же время неформальное общение с самым лучшим и интересным в мировом кинематографе. Вот это и есть, на мой взгляд, фирменный стиль «Ракурса» - профессиональный формат показа (вводные лекции главных спикеров клуба, тематические и авторские ретроспективы, кино-эксклюзивы) и неформальная доброжелательная атмосфера совместной встречи с искусством. Именно в «Ракурсе» в разные годы я посмотрел те фильмы, которые оставили след в моей интеллектуальной и эмоциональной жизни: от Феллини и Марко Феррери до Бертолуччи и Ларса фон Триера, от «Кабинета доктора Калигари» до Ханеке или Кустурицы. И я отдаю себе отчет в том, что только здесь я мог получить представление, например, о кино румынском или шведском, или о том, что такое современная короткометражка. На ум приходят какие-то затертые слова – «подвижничество», «просвещение», «диалог», «эстетика», но все именно так – уникальное детище Михаила Куперберга очень нужно Самаре, всем, для кого кино - и удовольствие и интеллектуальная пища, предмет для философской рефлексии и суждения вкуса.

Ирина Саморукова, член киноклуба с 1980 г., доктор филологии, профессор: 5 неопровержимых доводов в пользу «Ракурса».

«Ракурс» - это уникальный культурный феномен. Ничего подобного в России, а, возможно, и за ее пределами, нет: более тридцати лет регулярных показов и обсуждений кино, которое является искусством. 2. Большинство фильмов, показываемых в «Ракурсе», не идут в других кинотеатрах: фестивальное кино, российский и зарубежный артхаус, короткий метр, анимация и киноклассика. Основной критерий показа – значимость художественного высказывания создателей картины. Никакой цензуры при отборе фильмов. Оценка фильма и ее обоснование в обсуждениях - прерогатива зрителя. Атмосфера. Только в «Ракурсе» ты можешь ощутить счастье от того, что тебе достался приставной стул в зале. Синефилы 1960 годов изменили Европу, сообщество «Ракурса» может изменить наш город.

Сергей Лейбград, поэт, культуролог, публицист:

Есть точки в экзистенциальном, социально-политическом и эстетическом пространстве, где ты можешь и должен вести непосредственный диалог с универсальным миром. Этот диалог немыслим без тонких, порой жестоких и невероятно заразительных, а иногда беспощадно упоительных материй, из которых состоит космическая ткань подлинного искусства. Одной из таких точек в Самаре – неофициальных и неофициозных - для меня является киноклуб «Ракурс». Я помню, по-прежнему остро, больно и радостно помню начало и середину 1980-х, когда в душном и тухлом воздухе умирающего советского режима и стертого от лицемерия языка, я проваливался в томительную кислородную бездну Андрея Тарковского. Потом были Параджанов, Абуладзе, Иоселиани, Кайдановский, Пазолини… Долгое время «Ракурс» был - и остаётся ныне – одним из самых столичных мест Самары. Местом, где ты можешь ощутить себя в центре этого «прекрасного и яростного мира», ибо кино, которое стремится показывать «Ракурс», является часто единственной нескомпрометированной эстетической реальностью. Ибо кроме кино ты можешь здесь не только видеть и слышать его создателей, но и говорить с ними на языке, свободном от тщеты и примитива расхожего общения. В 1990-е мне довелось вместе с «Ракурсом» привезти в Самару Александра Сокурова. Несмотря на иные возможности, я иногда вновь и вновь прихожу сюда. Чтобы удивиться гениальным, вкусным, ослепительным прорывам Ильи Хржановского, Андрея Звягинцева, Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке… «Ракурсу» по-прежнему удаётся бежать пошлости и коммерческой злободневности. И это опять становится «кислородно» значимым, свежим и экзистенциальным просветительским действием. Событием. Особенно учитывая, что очередной приступ духоты и этического уродства, переживаемый сейчас официальной Россией, кончится еще не так скоро… Надеемся, продолжение следует...




  © 2002-2018 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»