Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ПИЛАТ И ДРУГИЕ (18+)

03 марта 2015
19.15
Киноклуб «Ракурс» И самарская областная юношеская библиотека представляют проект «Книга и фильм», посвященный году литературы в России

Малый зал дома актера
ПИЛАТ И ДРУГИЕ (18+)
Германия (ФРГ), Польша, 1971, 1:40
АНДЖЕЙ ВАЙДА («Пепел и алмаз», «Пепел», «Пан Тадеуш», «Катынь»)
Классик польского и мирового кино Анджей Вайда в фильме, снятом для телевидения ФРГ, взял из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова только новозаветный пласт повествования, но действие происходит и тогда, и в 70-е годы ХХ века.

«Самый неожиданный эффект, производимый лентой «Пилат и другие», — это своего рода хроникальность, репортажность заснятого события, словно мы смотрим прямую трансляцию с того места, где всё произошло». (Сергей Кудрявцев, 3500 рецензий)


Официальный сайт




«Пилат и другие» (нем. Pilatus und Andere, Ein Film für Karfreitag) — фильм польского режиссёра Анджея Вайды по мотивам «библейских» сцен романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятый для Второго канала телевидения Германии.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» чередуются два временных пласта: XX век и новозаветные времена. В экранизации Вайды присутствует только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, однако она перенесена в современность. Фильм содержит немало интересных сценарных находок. Так, Левий Матфей (Даниэль Ольбрыхский) выглядит современным тележурналистом, делающим репортаж с Голгофы, а Иуда Искариот (Ежи Зельник) доносит на Иешуа по телефону-автомату; когда он кладёт трубку, из автомата выпадают тридцать серебреников. Свой крестный путь Га-Ноцри проходит по улицам Франкфурта-на-Майне.
Премьера

Картина была впервые показана в ФРГ 29 марта 1972 года в канун Пасхи, поэтому и получила подзаголовок «Фильм на Страстную пятницу».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» чередуются два временных пласта: XX век и новозаветные времена. В экранизации Вайды присутствует только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, однако она перенесена в современность. Так, Левий Матфей выглядит современным тележурналистом, делающим репортаж с Голгофы, а Иуда Искариот доносит на Иешуа по телефону-автомату; когда он кладёт трубку, из автомата выпадают тридцать сребренников. Свой крестный путь Га-Ноцри проходит по улицам Франкфурта-на-Майне.

Сергей Кудрявцев 8/10
Библейская драма

Как это ни странно, типичная «польскость» режиссёра Анджея Вайды непостижимо ощущается и в ряде его «русских проектов» («Сибирская леди Макбет» по Николаю Лескову, «Пилат и другие — Фильм на страстную пятницу» по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, «Бесы» по Фёдору Достоевскому, «Настасья» по мотивам «Идиота» Достоевского). Правда, и в версии библейских сцен из романа Булгакова, осуществлённой польским постановщиком специально для западногерманского телевидения (что следует признать парадоксальным фактом), можно было бы найти элементарное объяснение в схожести чувств «славянской души», которая по-своему понимает даже историю Христа.

«Особенности национального миросознания», по Вайде, заключаются в том, что человек духа, преисполненный романтического, благородного, во славу человечества стремительного порыва, оказывается сражён, как подкошенный, любыми историческими катаклизмами, социальными потрясениями или превратностями судьбы. Иешуа — тоже идеалист-романтик, который в одиночку бросается на устранение несправедливостей мира, зовёт людей к борьбе за духовное освобождение и в ответ получает предательство единомышленников, неминуемую смерть, а главное — последующее извращение своих идей и учений. Такие, как он, поневоле объявляются чудаками и идиотами там, где царили и продолжают по-прежнему царить бесы всех мастей.

Самый неожиданный эффект, производимый лентой «Пилат и другие», — это своего рода хроникальность, репортажность заснятого события, словно мы смотрим прямую трансляцию с того места, где всё произошло. А Левий Матвей выступает в данном случае чуть ли не как современный тележурналист, который пытается проникнуть туда, куда его не пускают римские легионеры, и всё-таки лично поведать другим зрителям о казни Иешуа на Голгофе и его последующем воскрешении. Картина Анджея Вайды была впервые показана в ФРГ 29 марта 1972 года, как раз в канун Пасхи, поэтому и получила подзаголовок «Фильм на Страстную пятницу». Но обнажение кинематографического приёма, наоборот, способствует своеобразному документированию давно свершившегося.

2001/2007


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»