Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
Отрочество (18+)
|
14 февраля 2015
18.15 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2014 NEW!!!
Малый зал дома актера
Отрочество (18+)
США, 2014, 2:50, субтитры
РИЧАРД ЛИНКЛЕЙТЕР («Перед восходом», «Перед закатом», «Перед полуночью»)
Одно из главных кинособытий года – лирическое повествование о взрослении, поиске смысла жизни, снимавшееся в течение 12 лет. Уникальность этого игрового фильма, снятого как документальный, в том, что все главные персонажи за эти годы реально выросли и изменились, главный герой по-настоящему взрослеет от 6 до 18 лет.
МКФ в Берлине: «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру.
МКФ в Сан-Себастьяне: приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года.
Премия «Золотой Глобус» за лучший фильм, за лучшую женскую роль второго плана и лучшему режиссеру.
Премия «Оскар»: 6 номинаций.
Официальный сайт
История охватывает двенадцать лет жизни Мейсона (от первого класса в школе до первого дня в колледже) и складывается из небольших эпизодов, показывающих взросление и отношения с родителями ребёнка, подростка, юноши.
Знаете ли вы, что...
Общее количество съемочных дней: 45. Съемки проходили с мая 2002 по август 2013 года.
По договоренности, если бы Ричард Линклейтер скончался во время 12-летнего съемочного процесса, режиссерские обязанности взял бы на себя Итан Хоук.
Эллару Колтрейну, исполнившему главную роль, было 7 лет в начале съемок и 18 в конце.
Съёмки фильма начались летом 2002 года дома у режиссёра и сценариста ленты Ричарда Линклейтера в Остине, штат Техас.
Ричард Линклейтер взял свою дочь Лорелей Линклейтер на роль сестры главного героя. За время длительного съемочного процесса, Лорелей потеряла интерес к проекту и попросила отца убрать ее персонажа из сюжета. Выведение героини из сюжета противоречило планам режиссера, но все обошлось — Лорелей согласилась продолжить сниматься до конца.
http://www.kinopoisk.ru/film/391729/
«Отрочество» (англ. Boyhood) — американский художественный фильм, съёмки которого начались в 2002 году, окончились в октябре 2013 года[4], премьера состоялась 19 января 2014 года на фестивале «Сандэнс», а в феврале 2014 года он был представлен в рамках основной конкурсной программы 64-го Берлинского кинофестиваля, где был награждён призом за лучшую режиссуру. «Отрочество» стал одним из ключевых претендентов на премию «Оскар», получив 6 номинаций[5].
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Производство
4 Восприятие
5 Награды
6 См. также
7 Примечания
8 Ссылки
Сюжет
Фильм повествует историю жизни Мейсона, его детство и юность. Семья Мейсона происходила из Техаса. Он переживает развод родителей, случившийся из-за алкоголизма отца, повторный брак и ещё один развод. Он растет в семье с матерью-одиночкой и старшей сестрой Самантой. Мейсон переживает увлечение музыкой, Гарри Поттером, «Звёздными войнами». Знакомится с выпивкой и марихуаной, возникает влечение к противоположному полу. Когда приходит время, знакомится с Шиной, которая становится его девушкой. Поступает в колледж. Картина заканчивается пешей прогулкой Мейсона и его новой знакомой Николь в парк Биг-Бенд. Они рассуждают о мимолетности бытия.
История охватывает двенадцать лет самой обычной жизни (от первого класса в школе до первого дня в колледже) и складывается из небольших эпизодов, показывающих взросление и отношения с родителями ребёнка, подростка, юноши. Сюжет разворачивается на фоне меняющегося времени, американской истории, политики, культуры от войны в Ираке до президентства Барака Обамы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F2%F0%EE%F7%E5%F1%F2%E2%EE_%28%F4%E8%EB%FC%EC%29
Берлинале 2014: «Отрочество» Ричарда Линклейтера
14.02.2014 | Kinomanka | Ольга Белик
Дождались! На Берлинале показали фильм, с которого не ушел практически ни один журналист, на котором смеялся и таил дыхание весь зал, а на титрах раздались оглушительные долгие овации. Речь идет о картине «Отрочество*» Ричарда Линклейтера, и ей пресса уже прочит «Золотого медведя».
Совершенно непонятно, как рассказывать про «Отрочество*» — при описании потеряется вся прелесть, настолько это атмосферное кино. Перед нами — жизнь мальчика Мейсона (Эллар Колтрейн) с 6 до 18 лет: тот самый период отрочества по Толстому. Его мама (Патрисия Аркетт) в разводе с отцом (Итан Хоук) и пытается устроить свою жизнь и жизнь детей — у Мейсона есть сестра Сэм (Лорелей Линклейтер, дочка режиссера), которая в детстве будит его ударом подушки и песней Бритни Спирс. Три часа мы наблюдаем за тем, как растет и взрослеет самый обычный мальчишка и не можем оторваться от экрана.
Уникальность «Отрочества» в том, что всех героев на протяжении 12-ти лет играют одни и те же люди — и мы видим абсолютно реальные изменения в Элларе Колтрейне и Ко, пусть даже фильм художественный, а не документальная зарисовка. Линклейтер приступил к съемкам в мае 2002 года у себя дома в Остине, заявив, что хочет сделать «Двенадцатилетний проект» — таким было рабочее название фильма. «Я всегда хотел рассказать историю отношений отцов и детей на примере мальчика и его взросления, — поясняет режиссер. — Но дилемма была в том, что дети быстро взрослеют, из-за чего невозможно рассказать такую масштабную историю». Поэтому Линклейтер придумал нанять актеров сразу на 12 лет и раз в год снимать эпизоды из жизни своих героев, фиксируя изменения в режиме реального времени. В результате перед нами — никаких спецэффектов и грима, исключительно жизнь и почти настоящие люди, а не персонажи.
Эллару Колтрейну на момент начала съемок было 7 лет, и Линклейтер выбрал его после нескольких философских бесед. Мальчик был из артистической семьи, его папа — музыкант и фотограф, что и определило судьбу героя. «Я старался прописать персонажей максимально близко к актерам, — говорит режиссер. — Если бы Эллар в детстве увлекся боксом, то судьба его героя пошла бы по совершенно другому пути. Но раз у него папа фотограф, было логично предположить, что Эллар тоже выберет творчество». Поэтому его Мейсон начинает увлекаться фотографией и вообще превращается в хипстера.
Линклейтер подчеркивает, что намеренно избегал каких-либо драматических событий или смертей. В фильме нет насилия, смерти, педофилов, мертвых животных и прочей ерунды. Перед нами — совершенно обычные люди, и это очень важный для режиссера момент. «Я хотел показать нормальную жизнь, без каких-либо драм. Да, у нас в картине есть разводы и неприятные моменты. Но мне хотелось показать их как обычное течение нашей жизни. На экране перед нами разворачивается не такая уж и драма, просто мы можем запомнить какую-нибудь ситуацию как особенную или драматическую».
По этой же причине в «Отрочестве» нет всех клише фильмов о подростках. «Я намеренно избегал сцен, которые есть в каждом фильме на эту тему: первый поцелуй, потеря девственности. Мне было важно показать трансформацию человека, а вовсе не эти моменты». Трансформация, действительно, прекрасно видна. Режиссер не включал в фильм сцены из каждого года жизни героев — только ключевые моменты: переезд, развод, снова развод, новая школа, первая девушка, выпускной, колледж. Но даже по этим эпизодам видно, как растет Мейсон, как меняется его взгляд на мир (и откуда он идет), как складываются его отношения с родителями и сестрой.
Колтрейн провел на площадке 12 лет, и его тут же сравнили с актерами «поттерианы», но «Отрочество» — все же более уникальный и болезненный актерский опыт, который все действующие лица смогли увидеть на экране только сейчас: режиссер никому не показывал отснятый материал до завершения картины. «Я посмотрел весь фильм только 2 месяца назад и испытал невероятные эмоции, — признается актер. — Я и не думал, что это окажется таким тяжелым трудом. Помню, как по-настоящему влюбился в проект в 12-13 лет, ощутил себя в процессе создания чего-то необычного».
Патрисия Аркетт тоже испытала сильные эмоции после просмотра: «Пока дети росли, мы с Итаном старели. Рик запрещал нам хоть как-то вмешиваться в свою внешность и делать пластику 1 не дай бог мы бы выглядели на 15 лет моложе». Это единственное жесткое требование, которое режиссер выдвинул своим актерам: так-то он был готов к любым изменениям в облике молодых героев. «Эллар, правда, иногда звонил мне и спрашивал, можно ли ему подстричься», — смеется он.
http://www.filmz.ru/pub/78/28379_1.htm
Роман воспитания. «Отрочество», режиссер Ричард Линклейтер
№3, март
Жанна Васильева
Печать
E-mail
Берлинале, конечно, любит голливудских звезд, высаживающихся перед фестивальным дворцом и лучезарно улыбающихся в телекамеры и фоторепортерам, теснящимся за ограждением, но в конкурсе из всех видов американского кино предпочитает независимое. История Ричарда Линклейтера, одного из фаворитов Берлинского фестиваля – с тех пор как в 1995 году получил «Серебряного медведя» за фильм «Перед восходом», – тому лучшее подтверждение. После этого он участвовал в Берлинале еще трижды: в 2004-м с фильмом «Перед закатом», в 2013-м с картиной «Перед полуночью», а в этом году «Отрочество» принесло ему второго «Серебряного медведя».
berlinale logoПятидесятитрехлетний Ричард Линклейтер принадлежит к тому поколению американского независимого кино, которое критик Брайан Прайс назвал эрой Рика Шмидта, чья книга «Как снять художественный фильм по цене подержанного автомобиля» 1989 года вдохновила Спайка Ли и Стивена Содерберга, Квентина Тарантино и Роберта Родригеса... и – Ричарда Линклейтера, выросшего в маленьком городке на юге, основной достопримечательностью которого была тюрьма – главная в штате Алабама. Деньги на первую камеру он скопил, работая летом, несколько сезонов, на нефтяной платформе. Помимо денег работа давала свободное время, которое студент, изучавший в колледже литературу и драматургию, употребил с пользой. «Целых два года я только и делал, что работал, читал и смотрел фильмы», – рассказывал Линклейтер. В отличие от Тарантино, Содерберга, Родригеса, которые после успеха первых фильмов двинулись в сторону если не студий-мейджоров, то многомиллионных бюджетов и спецэффектов, Линклейтер, даже сняв гангстерскую сагу в стиле ретро о грабителях 1920-х «Братья Ньютоны» (The Newton Boys, 1998) с бюджетом под 35 миллионов долларов, сохранил вкус к кино «по цене подержанного авто».
Дело, разумеется, не в низком бюджете самом по себе, а в том типе историй, которые предпочитает режиссер. Точнее, как раз в отсутствии традиционного событийного повествования. В той самой трилогии, которая сделала его имя культовым среди поклонников инди-фильмов: «Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью», – сюжета в привычном смысле слова не сыскать. Ну, знакомится юный американец с француженкой, высаживаются они из поезда в Вене вместо Парижа, бродят всю ночь напролет по городу, влюбляясь и в него, а еще больше друг в друга. Что это за love story, которая завершается обещанием встретиться через полгода? А встречаются, как и следовало ожидать, через девять лет. Почти случайно. Но эта встреча – сюжет уже следующего фильма «Перед закатом», где герои находят друг друга в Париже.
Больше всего этот способ рассказа (где вольные прогулки по городу, который становится третьим-не-лишним героем фильма, основа если не сюжета, то повествования) напоминает фильмы Эрика Ромера, его «Свидания в Париже» (1995) или цикл «Сказок» разных времен года. Тот же интерес к незавершенным, открытым отношениям, то же впечатление «естественности» жизни, разворачивающейся на экране, та же режиссерская виртуозность в конструировании этой сложносочиненной непосредственности... Характерно замечание Итана Хоука, сыгравшего вместе с Жюли Дельпи в трилогии главных героев, о съемках фильма «Перед полуночью». «У нас были новые актеры, и им было сложно, – вспоминает Хоук. – Им понравились прошлые фильмы, но они были уверены, что мы всё импровизировали. И у них было всего три недели на подготовку».
При этом в своих тщательно выстроенных «импровизациях» Линклейтер не увлекается ни ручными камерами, ни драматическими столкновениями, разворачивающимися перед глазами зрителя. Это мир, в котором властвуют не страсти, а чувства, что остаются под контролем разума. Это мир гармоничный, уравновешенный, ясный. В этом смысле показательно, что действие последнего фильма трилогии «Перед полуночью», где впервые демоны страстей, обид и усталость от семейной жизни грозят выйти из-под контроля рацио, разворачивается в Греции, в пространстве, где каждый камень буквально напоминает об античности.
Не случайно некоторые критики склонны трактовать мир Линклейтера, по крайней мере первых фильмов, как пространство, близкое к утопии. Но утопия – то, что вне топоса, вне пространства. Для Линклейтера же, как и для Эрика Ромера, пространство очень важно. И Вена, и Париж, и Греция – места, знаковые не только для Европы, но прежде всего для европейской культуры. Режиссер из американской глубинки явно ощущает себя не только «учеником» утонченного «классициста» Ромера, а заодно и французской «новой волны», но и европейской культуры в целом. В этом смысле вполне закономерно, что стартовой площадкой каждого из трех фильмов трилогии стал Берлин, один из старых центров Европы.
«Отрочество» на первый взгляд полная противоположность трилогии. Вместо Старого Света – Новый, в котором растет, взрослеет Мейсон (Эллар Колтрейн) и его сестренка Саманта (Лорелей Линклейтер, дочь режиссера). В тех фильмах торжествовало классицистское единство пространства, времени и действия, ограниченного границами суток. В «Отрочестве» Оливия, разведенная мама с двумя детьми (в этой роли Патрисия Аркетт), колесит по Америке. Просто road movie какой-то – любимый американский жанр, где поворот дороги становится поводом к повороту сюжета. Правда, это не те приключения в дороге, которые переживает герой «Беспечного ездока». Это всего лишь череда переездов семьи. Сначала к бабушке, потому что маме после развода надо работать. Потом к новому маминому мужу, где будут тоже пара ребят. Потом к маминой подруге, потому что муж окажется алкоголиком и дебоширом. Потом туда, где мама найдет работу. Потом к еще одному мужу, воевавшему в Ираке и не забывающему напоминать, кто в доме хозяин. Потом Мейсон отправляется в общежитие в школе недалеко от их маленького городка. Потом в общежитие в колледже, куда он поступает. Меняются городки, штаты и игры, которым обучают детей взрослые. Дети растут, выясняют отношения друг с другом и друзьями, влюбляются, расстаются, учатся…
Словом, новый фильм подчеркнуто «американский» и по месту действия, и по способу повествования, и отчасти по героям. Среди персонажей кроме ветерана, воевавшего в Ираке, появляются белый южанин (типичный WASP), возмущенный тем, что ему предлагают голосовать за Барака Обаму, и пожилые обитатели ранчо, повернутые каждый на своем: жена – на богоугодном деле распространения Библии, муж – на оружии и меткой стрельбе.
http://kinoart.ru/archive/2014/03/roman-vospitaniya-otrochestvo-rezhisser-richard-linklejter
Об облаках и часах
Андрей Карташов
Один из лучших фильмов уходящего года, «Отрочество» Ричарда Линклейтера, не будут показывать в российских кинотеатрах. Если можете посмотреть другим способом — дерзайте! О том, почему сделать это так жизненно необходимо, рассказывает Андрей Карташов.
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy11
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 20141
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 20142
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy3
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014b4
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014b5
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy13
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy7
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy8
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy9
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy10
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014boy11
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 2014
«Отрочество». Реж. Ричард Линклейтер, 20141
Когда тебе шесть лет, ты не понимаешь, почему папа больше с вами не живет, но воспринимаешь это как данность, да ведь тебя и не спрашивали. У тебя свои дела: подраться со старшей сестрой, найти за домом мертвую ворону, смотреть на облака. «Отрочество» начинается со взгляда ребенка, лежащего на лужайке возле школы под высоким небом степного Техаса; мама приехала забрать Мэйсона с уроков и спрашивает, как прошел день. Ничего примечательного не произошло.
Ричард Линклейтер снимал «Отрочество» 12 лет; некоторые режиссеры работают над своими фильмами и дольше, но у Линклейтера это принципиальное эстетическое решение: он в реальном времени наблюдает за тем, как взрослеют Эллар Колтрейн (он играет Мэйсона) и дочь режиссера Лорелеи Линклейтер в роли старшей сестры, а Патрисия Аркетт и Итан Хок — стареют. Это вроде бы то же, что его трилогия «Перед рассветом» — «Перед закатом» — «Перед полуночью» (1995–2013), где фиксировались разные этапы в отношениях одной пары. Но там Линклейтер выбрал три ключевых эпизода из долгого романа, поскольку снимал раз в девять лет, а в «Отрочестве» оказался не скован таким условием и сделал фильм не о событиях, но о состояниях. Главное в «Отрочестве» — ощущение текущего момента, постоянного и изменчивого «прямо сейчас».
Обычная история взросления или байопик, портрет художника в юности, — взгляд в прошлое: иногда это даже подчеркивается сюжетом-рамкой или просто закадровым текстом. Иными словами, это воспоминание, нерасчлененное прошедшее время — поэтому нас не очень смущает, что лица там не меняются с годами (или, наоборот, меняются слишком резко, если героев играют разные актеры: персонаж как будто проходит через несколько отдельных стадий, каждая из которых замкнута). «Отрочество» — это, напротив, история, рассказанная в настоящем, а не прошедшем времени; история в несовершенном виде. В каждой сцене фильма не только персонажи не знают, что произойдет с ними дальше, но и актеры тоже. Помимо прочего, это снимает многие проблемы фильмов о прошлом: скажем, политико-исторический контекст очень часто выглядит в них спекуляцией, но здесь война в Ираке, поттеромания и выборы Обамы переживаются как актуальные события («Отрочество» стало бы первым ретро о 2000-х годах, если бы не эта аутентичность, которой в ретро не может быть).
Более того, основное, если не единственное содержание «Отрочества» — это и есть течение времени. В фильме происходит немного драматических событий, совсем мало экстраординарных — таким можно назвать разве что отвратительную сцену, которую устраивает отчим Мэйсона, алкоголик и домашний тиран. «Отрочество» — история обыкновенного детства в его американском варианте: пригородные школы, бейсбол, визиты к бабушке с дедушкой (семейные посиделки в Техасе выглядят так же, как в России, только внуку дарят Библию и ружье). Завораживает здесь само разворачивание повседневности в нарратив. Удивительно, насколько захватывающей становится даже заурядная биография, если наблюдать ее в длительности. Так же мы смотрим на подросших детей, когда встречаем их спустя сколько-нибудь лет: интересен уже один тот факт, что они изменились, выросли и чему-то научились (даже если ничему, чего не умеют другие дети в их возрасте); время, всегда неуловимое и вечно ускользающее, становится видимым, как на дверном косяке с отметками роста. Да что там дети, даже селфи, самое тривиальное и раздражающее явление современной визуальности, приобретает какой-то смысл в многочисленных видео, смонтированных из фотографий в режиме time-lapse. Фильм Линклейтера — тоже time-lapse, движение через возрасты со скоростью пять лет в час, как на сверхсветовом космическом корабле. Василий Степанов говорит, что «Отрочество» как американский сюжет о времени — это правильный «Интерстеллар».
http://seance.ru/blog/reviews/boyhood/
|
|
|