Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

МУЖСКОЕ – ЖЕНСКОЕ (16+)

02 декабря 2014
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Малый зал дома актера
МУЖСКОЕ – ЖЕНСКОЕ (16+)
Франция, Швеция, 1966, 1:50, субтитры
ЖАН-ЛЮК ГОДАР («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро»)
Жан-Люк Годар всегда современен. Это он с блеском доказал в своем фильме 2014 года «Прощай, речь», таков он и в фильме почти 50-летней давности. Годар парадоксален: он бунтарь и революционер, но его ленты полны лиричности и нежности.

«Этот фильм мог бы называться «Дети Маркса и Кока-колы». Кто захочет, тот поймет». (Жан-Люк Годар).

«Ведь нельзя жить без нежности. Без этого можно застрелиться». (Жан-Люк Годар).

МКФ в Западном Берлине: «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль.


Официальный сайт




Поль встречает в кафе Мадлен, между ними завязывается разговор — странный и внешне отвлеченный, как всегда бывает у Годара. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, поэтому остается в меньшинстве. Он только что отслужил в армии и воспринимает гражданку немного свысока. Это «женская», то есть уютная конформистская жизнь, где занимаются шопингом, строят карьеру поп-певицы и хотят походить на персонажей рекламы.

Для Поля, а вместе с ним и Годара «мужская» жизнь — это протест, революция, раздражение несогласного одиночки против общественного согласия. В одном из своих самых социально заостренных фильмов Годар диагностирует растерянность, с которой поколение студенческой революции двигалось к своему взрослению. И неслучайно для многих его лучших представителей ответом на проклятые вопросы стала ранняя смерть…



Сергей Кудрявцев 9.5/10
Экзистенциальная драма

Своей предшествующей лентой «Безумный Пьеро» выдающийся киноэкспериментатор Жан-Люк Годар как бы простился с первым периодом творчества, зарифмовав эту картину с прославленным дебютом «На последнем дыхании». А вот его одиннадцатый по счёту фильм «Мужское-женское» открывает новый этап — с одной стороны, дальнейшего разрушения и затем уже избавления от классически ясного, стройного, логичного, последовательного сюжета как изложения событий, что сопровождается соответственно и самой деструкцией прежнего киноязыка. А с другой — процесса всё большей политизации (скорее, анархизации) художественной деятельности, превращения её в средство сиюминутной борьбы против буржуазии. Но в ленте «Мужское-женское» ещё сохраняется намёк на фабулу, которая вроде бы позаимствована в новеллах Ги де Мопассана, однако изменена до неузнаваемости.

Всё сводится, в общем-то, к простой и банальной формуле: парень встретил девушку. Молодой журналист Поль, недавно демобилизовавшийся из армии, познакомился с несколько легкомысленной парижанкой Мадлен, которая мечтает стать певицей (кстати, Шанталь Гойя, исполнившая её роль, тогда как раз начинала свою карьеру на эстраде). А вокруг этого режиссёр сплетает разнообразную вязь мгновенных наблюдений, репортажно схваченных моментов из жизни Парижа и в целом Франции в канун 1966 года, что представлено им в виде пятнадцати главок-виньеток, которые, согласно подзаголовку, выданы за «15 точных фактов».

Сейчас ретроспективно понимаешь, что Годар потрясающе, почти непроизвольно, на уровне интуиции уловил дух того времени, настроения поколения «детей Маркса и Кока-Колы», которые жили в смутно ощущаемом состоянии «перед революцией», с надеждой и тревогой ожидая зреющего бунта, что может бесповоротно смести надоевшую систему власти. Своего рода «предголоски» будущей «Китаянки» уже присутствуют здесь, тоже подтверждая, что автор в собственной художественной практике оказался гораздо прозорливее и беспристрастнее, нежели в реальной действительности, а в какой-то степени, по некой иронии судьбы, даже предугадал бесплодность и безрассудность студенческих волнений мая 1968 года.

В свою очередь, отголоски этих поисков и предчувствий Жан-Люка Годара в 1966 году можно потом обнаружить в целом ряде картин периода «после революции». Наиболее явно — в фильме «Последнее танго в Париже» (где также играл Жан-Пьер Лео, кстати, получивший премию за роль в ленте «Мужское-женское» на кинофестивале в Западном Берлине), а опосредованно, например, в работах Душана Макавеева и вообще — в произведениях «далеко от революции» (картины французской «новейшей волны» 80-х годов, в частности, режиссёра Леоса Каракса).

1990


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»