Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ЛИСТОПАД (12+)

27 мая 2014
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА К 80-Летию Отара Иоселиани

Малый зал дома актера
ЛИСТОПАД (12+)
СССР, «Грузия-фильм», 1967, 1:40
ОТАР ИОСЕЛИАНИ
В первой большой картине печального мудреца из Тбилиси уже отчетливо видно, что истина — в вине, жизнь — охота на бабочек, а свободные духом — фавориты Луны.

Первая часть трилогии О. Иоселиани, снятой еще в СССР (вторая часть - «Жил певчий дрозд», третья - «Пастораль»). Романтик против конформиста. Поток жизни, смешанный с абсурдом, так похожим на реальность.

Премия имени Жоржа Садуля за лучший иностранный фильм года (Франция)


Официальный сайт




После окончания института Нико и Отар работают на винодельческом заводе. Отар ко всему относится спокойно, быстро сходится с людьми. У Нико все сложнее…

Сергей Кудрявцев 9.5/10
Социально-лирическая молодёжная повесть

Этот грузинский фильм, снятый ещё в 1966 году, вышел на экраны Москвы 24 июня 1968 года. Оставалось два месяца до вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию. И как в целом ряде пророческих картин второй половины 60-х годов, первая полнометражная работа Отара Иоселиани тоже предугадала резкую смену климата в стране — переход от лета к осени, от «июльского дождя» к «листопаду». Подобно Марлену Хуциеву, его более молодой, 32-летний коллега столь же удивительно точно почувствовал почти неуловимую связь между временами года и состоянием души своего героя.

Трудно представить себе, например, Гию из следующей ленты «Жил певчий дрозд» в иное, чем лето, время года. Но он нелепо, случайно, хотя, в общем-то, закономерно погибает под колёсами машины на оживлённой тбилисской улице. А вот Нико из «Листопада» остаётся в живых в прямом и в переносном смысле слова, поскольку его упрямая честность и принципиальность, нежелание идти на малейшие компромиссы на работе вроде бы вознаграждаются начальством, в полном соответствии с канонами типичных производственных фильмов о молодых и настойчивых инициаторах труда на благо родины. Однако скрытое лукавство Иоселиани, не избегающего возможности с доброй иронией подчеркнуть некоторое «донкихотство» собственного персонажа, который борется за правильную организацию работы на винодельческом заводе, поистине как Дон Кихот — с ветряными мельницами, проявляется ещё и в том, что режиссёр закольцовывает заурядную историю явно внесюжетными прологом и эпилогом.

Начало может показаться обманчиво документальным, как, например, и предшествовавшая «Листопаду» дипломная вгиковская картина «Чугун» о сталеварах из Кутаиси, где, помимо сразу читающейся поэтизации тяжёлого труда и некоего моцартовского подхода к работе, есть непостижимая тайна высокого искусства, метафорического преображения действительности. Вот и в «Листопаде» дотошное воспроизведение древнего обряда получения вина из винограда превращается, по сути, в какое-то мудрое священнодействие, не понятное тем, кто не посвящён в его таинства. А время сбора плодов, время листопада, «осенняя пора, очей очарованье» оказывается временем раздумья, временем выбора пути. И в таком случае последующий рассказ о молодом специалисте, который доказывает правоту своих идей и нравственность в каждом поступке (особенно в сравнении с более беспринципным Отаром), должен как бы подтвердить мораль этой природной притчи о том, что кто посеет, тот и пожнёт, а смоковница будет плодоносящей.

Тем не менее, в финале словно ничуть не повзрослевший Нико гоняет мяч вместе с мальчишками на пустыре около старинного храма. Простота и вместе с тем многозначность инсценированного эпилога в каком-то смысле сопоставимы с хроникальным прологом. С одной стороны, Нико, несмотря на свой действительно мальчишеский вид и ряд запальчивых поступков, обладает некой взрослостью души, нравственной зрелостью. И в этом плане он, имеющий, судя по фотографиям, хорошую родословную, представляется как бы духовным ровесником той мудрой и спокойной перед лицом вечности церкви, которая высится на холме. Возраст не имеет никакого значения, когда есть единая духовная традиция, общие человеческие истины. Но с другой стороны, в беспечной игре героя в футбол присутствует пока неясное стремление по-детски убежать от дискомфортной или даже пугающей действительности.

С каждой новой лентой Отара Иоселиани это будет проявляться всё отчётливее, пока не примет явно трагифарсовые черты в его фильме «Разбойники. Глава VII» (1996), то есть ровно 30 лет спустя после «Листопада». И наследник старинного рода, который, увы, превратился в бомжа-пьяницу, потом умудрившегося как-то попасть из Грузии во Францию, вполне представим в качестве опустившегося Нико уже в 90-е годы XX века.

1978/2006




Monk Iron

рецензии (284)
оценки
друзья
фильмы
звёзды

Дебютный полнометражный фильм Отара Иоселиани.

В этой небольшое и, казалось бы, простой картине, Иоселиани успел показать многое, а главное — историю становления личности молодого парня Нико — своенравного, честного, принципиального, но совсем юного. И из-за его юности, вернее сказать, незрелости, его не воспринимают всерьез. Для всех окружающих — он всего лишь юный мальчишка, только что устроившийся на работу, ничего в жизни не видавший и, следовательно — ничего не знающий, тем более его все время тычют лицом в тот факт, что он учился в школе на тройки и значит думать правильно и рационально он не может. В те моменты, когда Нико показывает свой характер — это воспринимают как ребячество, юношеский порыв быть первым, проявление своего максимализма и т. п.

А меж тем Нико гораздо умнее и принципиальнее многих его коллег по работе. Он один не боится сказать директору прямо то, что он думает насчет той или иной ситуации. Но вот что это — проявление своего характера, или же просто неопытность? Ведь остальные рабочие не идут наперекор начальству потому, что они знают, что это может им дорого обойтись, у них имеется большой опыт в этом отношении. А Нико просто хочет быть первым и борется за правоту во всем. Вот только правда уже давным-давно закована в узы Системы, причем не важно, государственной или системы на каком-либо предприятии. Правда, честность уже никому не нужны. Показатели, выполнение плана — вот что важно. Но Нико этого не понимает, и как баран идет против могучей системы, за что он и поплатился, но при этом он не сломился и пошел на принцип, но вот только зачем он это сделал и как ему это помогло? Не понятно и глупо. Но тем не менее, несмотря на все свои качества и ум Нико еще мальчишка, который хочет отвлечься от всех своих проблем посредством ребяческой игры в футбол вместе с дворовым мальчишками.

Простая история, с глубоким смыслом, снятая по-настоящему мастерски.

9 из 10
http://www.kinopoisk.ru/film/44506/



«Листопад» — советский художественный фильм (драма), снятый на студии «Грузия-фильм» в 1966 году. Первый полнометражный фильм режиссёра Отара Иоселиани.



Сюжет

Молодой технолог Нико Нижарадзе и его приятель начинают работу на винном заводе. На первый взгляд, Нико не хватает уверенности в себе, нахальства, дисциплинированности, зато он честен и прямолинеен.

Вскоре он оказывается вовлечён в производственный конфликт: ради выполнения плана требуется розлив не только качественного вина, но и недозревшего, дрянного качества саперави. Такая практика на заводе не новость, рабочие-виноделы в подобных случаях запоминают даты и передают их «родным и близким», чтобы ненароком не заказали бутылку «плохого» розлива в ресторане.

Одновременно Нико начинает ухаживать за капризной красавицей Мариной, которая работает на том же заводе и у которой нет отбоя от поклонников. Марина развлекается, дразня своих ухажёров и натравливая на них своего самого ревнивого и драчливого кавалера.

Нико предстоит отстоять своё достоинство и принципы как в отношениях с руководством, так и с девушкой.

Фильму предпослан документальный «эпиграф», повествующий о традиционном виноделии в Грузии. Игровая часть картины делится на «главы», названные по дням недели.
В ролях

Рамаз Гиоргобиани — Нико Нижарадзе
Отар Зауташвили — Шота — рабочий винзавода
Александр Омиадзе — Вахтанг — главный технолог винзавода
Акакий Кванталиани — Давид (Дато) — мастер на винзаводе
Давид Абашидзе — Резо — рабочий винзавода
Марина Карцивадзе — Марина — технолог на винзаводе
Георгий Харабадзе — Отар Саканделидзе — технолог на винзаводе
Баадур Цуладзе — Арчил — старший технолог на винзаводе
Бухути Закариадзе — Ило — рабочий винзавода
Зураб Капианидзе — участник застолья у Дато

Призы

Приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале и приз Жоржа Садуля за лучший дебют.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F1%F2%EE%EF%E0%E4_%28%F4%E8%EB%FC%EC%29


Отар Иоселиани
Михаил Брашинский

К 80-летнему юбилею Отара Иоселиани Музей кино подготовил ретроспективу фильмов режиссёра. Первый показ состоится уже сегодня в кинозале Общественного центра имени Моссовета: в 19:30, с 35-миллиметровой плёнки покажут фильм «Акварель». Ретроспектива продлится до 27 февраля. А мы публикуем текст, написанный специально для энциклопедии «Новейшая история отечественного кино».

«Листопад». Реж. Отар Иоселиани, 1966«Листопад». Реж. Отар Иоселиани, 1966

К пространству и времени Отар Иоселиани относится снисходительно — как мастер, их покоривший. Французы считают его своим, грузины посмеиваются над французами, а О. И. всю жизнь снимает одно кино, не грузинское и не французское. Разумеется, он менялся, но не в общей, а в собственной системе координат. Фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» — все, что О. И. сделал в большом советском кинематографе, — сами собой складываются в трилогию. Это своебразный «ветхий завет» О. И. Здесь движение режиссера целенаправленно и линейно. От стилизованного «потока жизни» «Листопада» через расчетливо имитированную хаотичность «…Дрозда» к жесткой геометрии «Пасторали». От раскованной фабулы «Листопада» через сюжетные осколки «…Дрозда» к вызывающей бессюжетности «Пасторали». От магнетизирующего мир героя «Листопада» через «рассеянного» по миру протагониста «…Дрозда» к коллективной безгеройности «Пасторали». От язвительной социальности «Листопада» через экзистенциализм «…Дрозда» к абсолютной метафизике «Пасторали».

Смысл движения О. И. заключался в тотальном очищении киноязыка — и от социальной конкретики, и от «художественной выразительности». В ответ на модное некогда утверждение, что кино — искусство синтетическое, О. И. рассмеялся бы в лицо обидчику. Он уверенной поступью прирожденного модерниста шел к отточенному минимализму архаического, «примитивного» кино.

http://seance.ru/blog/portrait/ioseliani_russiancinema/


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»