Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ (12+)
|
13 мая 2014
19.15 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА К 90-ЛЕТИЮ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА и 50-летию фильма
Малый зал дома актера
ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ (12+)
СССР, киностудия им. А. Довженко,1964, 1:40
СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ («Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости»)
Первый настоящий «параджановский» фильм «самого свободного человека и художника в СССР» Сергея Параджанова — человека-оркестра, режиссера, художника, создателя своего особого мира — он одинаково блестяще создавал фильмы и шляпы, гравюры и коллажи, ковры и рисунки. «Тени забытых предков» - лента, созданная в Западной Украине на основе преданий тамошних горцев — гуцулов и ставшая шедевром мирового кино, гимном любви и верности.
Фильм получил более 50 международных наград и стал эталоном поэтического кино для многих поколений режиссеров. Например, Эмир Кустурица — прямой наследник идей Параджанова — считает «Тени...» «лучшей картиной в мире, снятой до сих пор».
Официальный сайт
Фильм о любви гуцульских Ромео и Джульетты, созданный по мотивам новеллы Михаила Коцюбинского.
«Те́ни забы́тых пре́дков» — художественный фильм по мотивам одноименной повести Михаила Коцюбинского, «Киностудия им. А. Довженко», 1964. Прокат (1964) — 8,5 млн зрителей.
Художественные особенности
Гуцульский дом — гражда, в котором С.Параджанов снял основные сюжетные события фильма
Фильм описывает жизнь и быт своеобразного народа — гуцулов. Их страна в течение веков была во власти сменявших друг друга чужеземных держав. Но этот немногочисленный гордый народ сумел сохранить свою самобытность, язык, обряды и обычаи.
Съёмки фильма проходили в настоящих гуцульских хатах и окрестностях села Криворивня Верховинского района Ивано-Франковской области, где Михаил Коцюбинский написал свою повесть.
Фрагмент внутреннего двора гражды
Поэтический рефрен картины — три пастуха, появляющиеся в переломных моментах действия. Рыдающие голоса их трембит придают событиям необходимую эмоциональную окраску, подчёркивая колорит легенды.
Сюжет
Фрагмент интерьера гражды с предметами крестьянского быта
Два гуцульских рода враждуют многие годы. Среди озлобленности и мести зарождается чистая, светлая любовь Ивана и Марички, относящихся к враждующим родам. Иван вынужден был уйти на заработки, в это время Маричка гибнет в речной пучине. Иван пытается забыть любимую, но у него это не получается. Не помогает и женитьба на красивой Палагне. Только в предсмертном бреду Иван вновь обретает своё счастье.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%ED%E8_%E7%E0%E1%FB%F2%FB%F5_%EF%F0%E5%E4%EA%EE%E2
Во время съемок в Карпатах Сергей Параджанов и оператор Юрий Ильенко ужасно конфликтовали. Во время очередной ссоры Ильенко бросил режиссеру: «Завтра в шесть утра ты умрешь. Я вызываю тебя на дуэль. Стреляться будем с шести шагов». «Стреляться будем с гуцульских пистолей», — ответил Параджанов. Оружие взяли у одного из местных. Ильенко сам сделал картечь из чая и листов режиссерского сценария. На дуэль пришли с секундантами: Параджанов со своим ассистентом, Ильенко — с женой Ларисой Кадочниковой и директором киностудии. Встречу назначили на старом мосту над Черемошем. Только Ильенко ступил на него, как вода снесла часть балок, а самого оператора пришлось вытаскивать из воды. Дуэль сорвалась.
Сергей Кудрявцев 8.5/10
Историко-романтическая драма
Справедливости ради, надо отметить, что честь открытия для кино Михаила Коцюбинского, самобытного украинского писателя рубежа XIX и XX веков, а также фурор на Западе, вызванный экранизацией его произведений, всё-таки принадлежит Марку Донскому. Он ещё в 1958 году сделал весьма необычный фильм «Дорогой ценой», который получил во Франции красивое и романтическо-трагическое название «Когда плачут лошади». Кстати, одно из английских заглавий ленты Сергея Параджанова по рассказу «Тени забытых предков» Коцюбинского было отчасти схожим: «Дикие лошади в огне».
Картина Параджанова вообще-то снималась к дате — 100-летию писателя, который хоть и сочинял на украинском языке и впервые был напечатан в Галиции (то есть на территории Западной Украины), однако в юности оказался замешанным в революционных делах, недолго сидел в тюрьме (а в судьбе постановщика фильма «Тени забытых предков» факт пребывания в заключении позже отзовётся более трагически!), а потом, когда из-за болезни проходил лечение на Капри, там подружился с Максимом Горьким. Это для современного человека, не жившего в советскую эпоху, может показаться ничего не значащим обстоятельством из биографии Михаила Коцюбинского.
А в ту пору, когда сорокалетний Сергей Параджанов, который снял несколько непримечательных лент (одна, правда, имела определённый успех в прокате — молодёжную социальную комедию «Первый парень» посмотрели в 1959 году 21,7 млн. зрителей), взялся за воплощение на экране национально-колоритной истории «гуцульских Ромео и Джульетты» — Ивана Палийчука и Марички Гутенюк из соперничающих родов закарпатских крестьян, упомянутые сведения о писателе были как бы идеологическим прикрытием. Ну, и юбилейная годовщина, конечно, спасала!
Интересно, что ныне в imdb в справке о Параджанове эффект, который был произведён на Западе картиной «Тени забытых предков», сравнивается почему-то с резонансом «Броненосца «Потёмкина» Сергея Эйзенштейна. Хотя логичнее было бы сопоставить с тем, как с энтузиазмом были восприняты за рубежом и уже названный фильм «Дорогой ценой» (между прочим, подвергся критике на родине) и, разумеется, «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. Влияние экспрессивно-нервной, но порой поэтически-метафорической манеры ленты «Летят журавли» ощущается, прежде всего, в работе Юрия Ильенко, тогда лишь 28-летнего оператора.
И если проводить параллели со следующими произведениями обоих мастеров, то следует сказать, что в «Тенях забытых предков» изобразительно-пластическая и иносказательно-образная составляющие находятся в более гармоничном сочетании и с социально-историческим контекстом повествования, и с кинематографически внятным языком, с помощью которого поведан рассказ об обречённой любви. В этом фильме пока что нет ни символических излишеств, ни самоценности кадров, выстроенных уже по принципу отдельных живописных полотен, ни несомненной статичности изображения, ни хореографически-пантомимического существования героев на экране, что присуще творчеству Сергея Параджанова, начиная с «Саят-Новы» / «Цвета граната» и кончая «Ашик-Керибом», которые больше похожи на персидские миниатюры, нежели на «ожившие картинки» (как некогда называли кино).
2007
http://www.kinopoisk.ru/film/42256/
ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ: УКРАИНСКИЕ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
В этом году исполняется 50 лет фильму "Тени забытых предков" Сергея Параджанова до сих пор непревзойденному шедевру украинского кинематографа. По иронии судьбы его премьера в 1965 году предзнаменовала волну репрессий среди деятелей украинской культуры.
http://gordonua.com/specprojects/teni.html
|
|
|