Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ДВОЙНИК (16+)
|
01 мая 2014
19.00 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2013 NEW!!!
Мультиплекс «КиноМост» в ТК «МегаСити»
ДВОЙНИК (16+)
Великобритания, 2013, 1:30
РИЧАРД АЙОАДИ («Субмарина»)
Один из самых ярких дебютантов 21 века, Ричард Айоади в своем втором фильме обратился к шедевру Ф.М. Достоевского «Двойник».
«Двойника» толком никогда не экранизировали и на Западе, по-видимому, мало читали, но опосредованно — через Стивенсона, Набокова и так далее — он основательно осел в культурной памяти. Поэтому режиссер не столько пересказывает историю, сколько сочиняет для нее новую аранжировку — чертовски изобретательную, часто очень смешную, а местами даже и пронзительную». (С. Зельвенский, Афиша)
Официальный сайт
Саймон — скромный работяга. На работе его не замечают, а девушка мечты игнорирует. Кажется, что так будет продолжаться вечно, но однажды в конторе появляется Джеймс, внешне — двойник Саймона, но по характеру его полная противоположность — уверенный, харизматичный плейбой. К ужасу Саймона, Джеймс потихоньку начинает забирать его жизнь.
Фильм снят по мотивам романа Фёдора Достоевского «Двойник» (1846).
«Двойник»
on 18 Апрель 2014. Posted in Фильмы
Герой фильма Ричарда Айоади «Двойник» (Джесси Айзенберг) Саймон — скромный работяга. На работе его не замечают, а девушка мечты игнорирует. Кажется, что так будет продолжаться вечно, но однажды в конторе появляется Джеймс: внешне – двойник Саймона, но по характеру его полная противоположность – уверенный, харизматичный плейбой. К ужасу Саймона, Джеймс потихоньку начинает забирать его жизнь.
Повесть «Двойник» Достоевский написал в 24 года, после окончания работы над «Бедными людьми». Впервые «Двойник» был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1846 году с подзаголовком «Приключения господина Голядкина». В то время в мировой литературе была распространена тема демонических двойников, отражающих темную сторону личности героя. Прообразом Голядкина по неподтвержденным сведениям стал писатель Я.П.Бутков. Еще до окончания работы над «Двойником», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечерах в кружке Белинского, который был в восторге от повести. Однако после публикации полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и Достоевский решил ее переработать. Однако вскоре он был арестован по делу Петрашевского и отправлен в ссылку. К «Двойнику» он вернулся только в 1866 году: сократил часть второстепенных эпизодов, размышления героя о «самозванстве» двойника, переписку Голядкина с Вахрамеевым, переделал финал повести. Окончательный вариант «Двойника» имеет подзаголовок «Петербургская поэма», что отсылает к «Мертвым душам» Гоголя. В «Двойнике» много пересечений с Гоголем – фантастичность сюжета, образ мелкого чиновника и даже имена некоторых героев (Петрушка, Каролина Ивановна, господа Бессаврюковы и др.)
Мотивы «Двойника» получили развитие в литературе модернизма – «Рассказ N 2» Андрея Белого, «Солглядатай» Владимира Набокова, а автор «Доктора Джекила и мистера Хайда» Роберт Стивенсон открыто восхищался Достоевским и не скрывал, что подражаем именно ему.
Режиссер Бернардо Бертолуччи использовал мотивы «Двойника» в фильме «Партнер» (1968). Влияние этой повести также признает сценарист фильма «Машинист» Скотт Козар.
Попытку экранизации “Двойника” в 1997 году предпринимал Роман Полански, однако проект был закрыт после ухода из проекта исполнителя главной роли Джона Траволты.
В 2007 году за адаптацию повести Достоевского взялся Айви Корин (брат Хармони Корина). Он перенес действие «Двойника» в современное западное общество. Продюсеры Амина Дасмал и Робин Фокс увлеклись этим проектом и решили привлечь к нему британского сценариста и режиссера Ричарда Айоади, который как раз в то время дебютировал с первым полным метром – фильмом «Субмарина».
«Двойник»
«Мы практически преследовали Ричарда, – вспоминает Фокс, – старались использовать все, что по нашему мнению, могло заинтересовать его в сотрудничестве. Увидев такой сценарий, подумали мы, он не сможет остаться равнодушным. Мы видели, что текст подходит ему: его чувству юмора, его пониманию тонких материй». Но продюсеры также видели, что проекту требуется время. «Ричард не мог просто прийти и начать снимать фильм по чьему-то сценарию, –рассказывает Дасмал, – но мы были так взбудоражены материалом, что готовы были дать ему столько времени, сколько потребуется. Конечно, бывают дни, когда уже хочется снимать, а не ждать, зато, когда переходишь к следующему этапу, чувствуешь невероятный подъем». Продюсеры верили, что Ричард способен воплотить свои идеи в реальность.
Результатом творческой свободы Айоади стал отказ от жанровой категоричности. «Одиночество и чувство недооцененности универсальны, также как и любовь», – говорит Фокс, а Дасмал добавляет: «История любви в этом фильме очень красива, Ричард действительно удивил нас тем, как он сделал ее».
Восходящая австралийская звезда Миа Васиковска («Джейн Эйр», «Детки в порядке», «Порочные игры», «Алиса в стране Чудес»), которая исполнила роль Ханны, была знакома с творчеством Айоади по его предыдущей работе «Субмарина» и называла ее «блестящей». Ее заинтересованность в проекте подогревалась дружбой с Хармони Кориным, который подтолкнул актрису прочитать сценарий своего брата. «Работать с Айоади, - рассказывает Миа, - было просто замечательно. Его режиссура понятна, он очень тонко работает с актерами, умеет вытащить из нас самое лучшее. Я была впечатлена тем, как он работает с материалом, у него действительно свое, особое видение». Похожие ощущения остались и у Джесси Айзенберга, номинанта на премии Золотой Глобус, БАФТА и Оскар. Свою работу над фильмом он описывает, как самый интересный опыт, который у него был. «То, что делал Ричард, было просто потрясающе. Было ощущение, что каждая сцена и каждое действие происходит в этом двойственном времени-пространстве. Ричард не хотел банальностей. Когда актеры приходили на площадку со своими, часто странными, идеями, Ричард их выслушивал и начинал развивать. И этот подход приносил свои очень интересные плоды».
Айзенберг заинтересовался работой с Ричардом Айоади сразу после того, как посмотрел его «Субмарину» (продюсеры, перед тем как вступить в переговоры, предусмотрительно отправили Джесси этот фильм еще до того, как сценарий «Двойника» был закончен). «Я не смотрю кино, - смеется Джесси, - так что я думал, что первых пяти минут будет достаточно. Но я не только досмотрел до конца, но тут же сел его пересматривать. Мне кажется, это был самый классный фильм, из всех, какие я видел. Он был просто уникальный, по-настоящему смешной, каждый эпизод был наполнен эмоциями. Когда я встретился с Ричардом, я понял, что у него особая чувствительность, своя уникальная эстетика». О своем подходе к режиссуре «Двойника» Ричард Айоади говорит: «Хорошие истории могут сочетать и юмор и меланхолию. Я не думаю, что есть строгое разделение смешного и дискомфортного. Эта повесть о том, как сходят с ума, но это одновременно и смешно, и напыщенно, и глупо. Мне нравится видеть вещи в таком свете».
«Двойник» был вызовом Айзенбергу, как актеру: ему предстояло сыграть сразу двух персонажей. «Я подумал, что это очень интересная возможность для меня, - говорит Джесси. - У Ричарда не было задачи создать традиционное комическое противопоставление «хорошего» и «плохого» героя, ему хотелось чего-то более сложного в психологическом плане. Застенчивый скромняга Cаймон и его нахальный двойник Джеймс это не столько два разных человека, сколько две стороны одной личности. Я старался сделать это на уровне разных жестов и голосов, чтобы выразить глубинную сущность каждого персонажа. Как только я понял основную эмоцию Саймона, тут же появился Джеймс. Саймон не беспомощен и не несчастен в традиционном понимании, он эмоционально перегружен и неопытен, а Джеймс - не злодей и не преступник, он очаровательный и способный. Реакция Саймона на мир наигранна, неестественна, поэтому он живет в таком мрачном мире. Джеймс живет в этом же мире, но для него это утопия».
Как актер, ярко проживающий свои роли, Айзенберг замечает, что каждый персонаж влиял на него по-своему: «Если съемки заканчивались на Саймоне, я шел домой несчастным, потому что Саймон себя ненавидел и был таким несчастным. Я определенно проникался этими чувствами, когда играл его, я становился закрытым, хотел переделывать сцены снова и снова. Играть Джеймса было облегчением. Уходя домой с ним, я был полон идей».
Ричард Айоади был счастлив поработать с Джесси Айзенбергом. «Он был просто великолепен, практически совершенен. Не так много актеров могут сыграть эти две роли так точно. Его мастерство превосходно, в нем есть место и спонтанности, и импровизации, только великие актеры могут делать все вместе. Джесси просто гений».
В фильме снялись также ветеран британского кино Джеймс Фокс (Чарли и шоколадная фабрика), голливудские звезды Кэти Мориарти (Бешеный бык, Каспер, Анализируй это) и Уоллес Шон (Дюплекс, Микки и Мод, Мой ужин с Андре). «Невероятно, что они согласились» - говорит Айоади – «Я сам не понимаю, как это получилось. Лондон просто привлекателен для американцев…»
Многие актеры из «Субмарины» тоже появятся в «Двойнике»: Ясмин Пейдж и Ноя Тейлор получили роли второго плана, а Крейг Робертс, Салли Хоукинс и Пэдди Консидайн появляются в камео, но, как замечает режиссер, вряд ли вы их узнаете.
Продюсер Робин Фокс говорит, что Ричард Айоади «очень хорош в отсылках» и уверен, что в работе над «Двойником» он вдохновлялся огромным количеством кинофильмов, среди которых «Альфавиль» Жан-Люка Годара и «Голова-ластик» Дэвида Линча (оба этих фильма Айоади определяет как «очень смешные»), «Процесс» Орсона Уэллса и «Тоби Дэммит» Федерико Феллини. Фокс также отмечает, что на Айоади повлияло его родство со Скандинавией (его мама – норвежка), меланхоличный невозмутимым юмор миров Роя Андерссона и Аки Кариусмяки. В британском кино «Двойника» имеет меньше предшественников. «В британском кино очень мало картин, сделанных не в реалистической традиции. Британское кино больше о социальных проблемах, а не об экзистенциальных».
Мир «Двойника» - это скорее замкнутое, тесное пространство мыслей Саймона, нежели впечатляющий фантастический мир, но и он потребовал детальной проработки. «Мы потратили 5 месяцев только на звук, - говорит Айоади. - Для большинства фильмов это просто процесс записи звука, который должен звучать реалистично. Для нас же задача была противоположной, все должно было существовать в нереальном пространстве». Оператор Эрик Филсон, работавший с Айоади над «Субмариной», также должен был отказаться от натурализма. Большое значение имело использование техники motion capture и последующая работа со спецэффектами», - говорит Айоади.
«Она, несомненно, чудесная, - говорил Джесси Айзенберг о своей партнерше по фильме Мии Васиковска, - Мы работали над очень атмосферным фильмом. Все персонажи этой комедии живут в странном мире, где забавные моменты переплетаются с трагическим, а ее героиня - загадочная, сложная, но притягательная. Миа сумела выразить все эти аспекты невероятно убедительно». Во время съемок Джесси Айзенберг и Миа Васиковска стали встречаться. Выход на красную дорожку на премьере фильма «Двойник» на Международном фестивале в Торонто 7 сентября 2013 года стал их первым публичным выходом в свет вместе.
Фильм участвовал в программах Международного Лондонского фестиваля, Международного фестиваля в Токио, Британском фестивале независимого кино, Таллинском фестивале «Темные ночи».
http://www.aprilclubnews.com/content/kino/films/1066-dvojnik
«Двойник» (англ. The Double) — британский трагикомедийный фильм Ричарда Айоади, снятый по мотивам одноимённой повести Фёдора Михайловича Достоевского[1]. Сценарий к фильму был разработан Ричардом Айоади совместно с Эви Корином (братом Хармони Корина).
Мировая премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто 7 сентября 2013 года. В России премьера состоялась в рамках фестиваля «Новое Британское Кино» 31 октября 2013 года[2]. В российский прокат лента выйдет 1 мая 2014 года, в американский — 9 мая 2014 года[3].
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Создание
4 Критика
5 Награды и номинации
5.1 Номинации
5.2 Награды
6 Примечания
7 Ссылки
Сюжет
Однажды c ничем не примечательным человеком по имени Саймон случается непредвиденное: в контору, где он работает приходит новый сотрудник Джеймс, который является точной физической копией Саймона, однако никто из его коллег не замечает этого очевидного сходства. Это обусловлено тем, что по характеру Джеймс является полной противоположностью Саймона — он самоуверен, харизматичен, успешен на работе и с женщинами, ему даётся всё, о чём Саймон мог только мечтать. Двойник постепенно начинает прибирать к рукам жизнь героя.
В ролях
Актёр Роль
Джесси Айзенберг Саймон / Джеймс
Миа Васиковска Ханна
Уоллес Шоун мистер Пападопулос начальник Саймона
Ноа Тейлор Харрис
Ясмин Пейдж Мелани Пападопулос дочь Пападопулоса
Джеймс Фокс полковник
Раде Шербеджия страшный старик
Кобна Холдбрук-Смит охранник
Филлис Сомервиль мать Саймона
Тони Рор Рудольф
Актёр Роль
Джемма Чан
Крис О’Дауд
Крейг Робертс детектив
Джон Коркс детектив
Натали Кокс жена Джека
Джоанна Фината девушка в баре
Кристофер Моррис
Салли Хокинс секретарь
Пэдди Консидайн актёр в сериале
Кэти Мориарти
Создание
Съёмки фильма стартовали 20 мая 2012 года[4] и проходили в заброшенном офисе на окраине Лондона. Натурные съёмки проходили только ночью, остальные сцены в помещениях были сняты днём.
В «Двойнике» задействованы все основные актёры из прошлого дебютного фильма Айоади «Субмарина» (Крейг Робертс, Ясмин Пейдж, Ноа Тейлор, Салли Хокинс, Пэдди Консидайн, Джемма Чан). Оператором фильма выступил Эрик Уилсон, композитором — Эндрю Хьюит, а монтажёром — Ник Фёнтон, которые тоже работали с Айоади над «Субмариной».
Критика
The Guardian — пять звёзд из пяти[5]
IndieWire — оценка «A-»[6]
The Playlist — оценка «A-»[7]
Сollider — оценка «A»[8]
The Film Stage — оценка «B+»[9]
Награды и номинации
Номинации
38-ой Международный кинофестиваль в Торонто — участие в конкурсной программе
57-ой Лондонский кинофестиваль — номинация за «Лучший фильм»
26-ой Кинофестиваль в Токио — номинация за «Лучший фильм»
Кинофестиваль в Абу-Даби 2013 — участие в конкурсной программе «Новые горизонты»
Премия британского независимого кино — номинация за «Лучшую женскую роль второго плана» (Миа Васиковска)
Награды
Кинофестиваль в Абу-Даби 2013 — «Лучший актёр» (Джесси Айзенберг)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2013%29
Существуют сотни фильмов о двойниках, кино любит эту тему практически с момента своего появления на свет. На то есть несколько веских причин.
Во-первых, история о двойнике — это один из самых удачных способов визуализировать и показать через действие внутренние конфликты и противоречия героя.
Во-вторых, потому, что кинематограф — это фокусник, и один из его самых старых и любимых фокусов — это «размножить» одного актера на несколько персонажей.
В фильмах о двойниках чаще всего идет речь о самопознании (герой и сам не знает, какой он и на что способен, пока не появляется двойник) и борьбе противоположностей (двойник должен кардинально отличаться от героя, иначе конфликт между ними не получится).
В новом фильме Ричарда Айоади все это есть.
Итак, Саймон — болезненно стеснительный и неуверенный в себе клерк. У него есть безответная любовь к сотруднице Ханне, больная мать и никаких перспектив в жизни. Но вот в его конторе появляется новичок — Джеймс, он внешне идентичен Саймону, но он наглый, раскованный и умеет нравиться людям. И тут положение Саймона, и так не блестящее, становится просто катастрофическим — Джеймс отбирает у него любимую девушку, результаты его работы, квартиру, и, скорее всего, вообще собирается занять его место в социуме.
Саймон пытается протестовать, но получается это как-то жалко. В конце концов Саймон находит способ избавиться от двойника. Прямо такой же, как в «Бойцовском клубе».
И вроде бы все хорошо в этом фильме.
Сценарий грамотный, все на своих местах. Актеры тоже постарались. Джесси Айзенберг («Социальна сеть», «Кальмар и кит») неплохо справился с двойной ролью, его Саймон получился достоверно зажатым, заикающимся типом, раздражающим своей невразумительностью и неуверенностью.
Мие Васиковской («Алиса в стране чудес», «Выживут только любовники») тоже досталась непростая роль. Ее Ханну зритель видит сначала как прекрасную, возвышенную девушку — собственно, так, как видит ее Саймон. И уже позже, ближе к финалу, можно рассмотреть, что на самом деле она слабая и, по сути, еще более жалкая, чем Саймон.
В фильме создана интересная среда обитания героев — такой себе мир антиутопии, режиссер Айоади сам говорил, что он ориентировался на такие известные ленты, как «Бразилия» и «1984». Именно эта мрачная, безрадостная среда неплохо передает дух прозы Достоевского, по мотивам произведения которого и был снят фильм.
Также в «Двойнике» можно рассмотреть мелкие абсурдные шуточки Айоади, за которые мы все любим его первый фильм «Субмарину». Например, первая реплика героини Ясмин Пейдж - это слово «Идиот», конечно же, отсылка к еще одному произведению Достоевского. Или же вы посмотрите на этого Саймона, который копается в мусоропроводе, выискивая кусочки рисунков Ханны. Или вот он же пытается прорваться на бал, который все остальные воспринимают как тяжкую повинность. Ну разве не красота?
В общем, всем хорош фильм. Кроме одного.
Вот это все — не ново.
Конечно, невозбранно и даже похвально для молодого режиссера выбрать тему, которая в кино уже звучала миллион раз. Но уж если эта тема настолько не нова, то благодарный зритель ожидает увидеть некую новую интерпретацию. А в этом фильме герой и его двойник действуют предсказуемо, мы уже видели такие проблемы и такие же решения.
В общем, фильм похож сразу на множество других картин. И вроде бы Айоади сам говорит, что он заимствовал вот это и это, но как-то он весь погряз в заимствованиях. Дорогой Ричард, тебе не надо так много заимствовать, ты и сам по себе хорош, ты уже доказал это в «Субмарине».
|
|
|