Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

МАРГАРИТКИ

22 апреля 2014
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Памяти ВЕРЫ ХИТИЛОВОЙ (1929 — 2014)

Малый зал дома актера
МАРГАРИТКИ
Чехословакия, 1966, 1:15
ВЕРА ХИТИЛОВА («Мы едим плоды деревьев райских», «Шут и королева»)
Один из самых знаменитых фильмов чешской «Новой волны». Манифест абсурдизма и нонконформизма. При этом невероятно обаятельная, смешная и хулиганская комедия о двух отчаянных девушках, перекраивающих окружающую действительность на свой лад и подающие пример единственно возможного отношения к цивилизации шестеренок.



Две девушки, обе по имени Мария, решают, что так как мир испорчен, они будут испорчены также. И стараются вести себя как можно хуже. Выходки девушек становятся столь экстравагантными, что пугают их самих.


Сахарная ландаум
рецензии (11) оценки друзья фильмы

«Маргаритки» — это другое кино, которое может оказаться близко каждому. Снятое женщиной, но не только для женщин. Я могу смело сказать, что никогда не видела ничего подобного…

Завязка: кадры разрушений, войн, взрывов.

Главные героини — две прелестные девушки, в чьих чудесных головках гнездится мысль, что весь мир плох, то мы будем еще хуже. Посещала ли вас эта мысль во времена вашей юности? Меня неоднократно.

Наши героини начинают жить, отвергая правила. Чудесно? Согласна, прелестно, это доказывает и их звонкий смех. Две прелестницы без преувеличения пленяют тебя, потому ты поддерживаешь их, когда они отправляют пожилых любителей юных нимф на поезде не пойми когда; когда они используют банкетный стол, как подиум…

Но все это оказывается несколько утопично.

Финальные кадры: кадры разрушений, войн, взрывов.

Мое восхищение Вере Хитиловой, что сняла арт-хаус, что невесом, хотя наполнен до краев содержанием!

Напоследок, У многих народов маргаритка издавна является эмблемой доброты и сердечности, на языке цветов она обозначает чистоту, невинность, верную любовь,

10 из 10


Две невероятные девушки, Мария и Мария, пытаясь познать смысл жизни, приходят к выводу: если весь мир плох - то и они будут плохими. После этого судьбоносного решения мир окончательно катится в тартарары. Самый знаменитый фильм Веры Хитиловой, краеугольный камешек чешской "новой волны", как только не честили: феминистский, дадаистский, абсурдистский, нонконформистский, антитоталитарный. Но сколько определений ни вспоминай - "Маргаритки" все равно останутся в памяти примером абсолютного и несколько невменяемого счастья. Перекраивая - будто легкое платье из ситца - окружающую действительность на собственный непростой лад, накалывая мужчин на булавки своего безумного гербария, порхая по времени и пространству будто мотыльки-капустницы, две Марии подают пример единственно возможного отношения к цивилизации шестеренок, бомбардировщиков и праздничных банкетов. Финальный титр - посвящение "тем, кто не может удержаться от слез при виде растоптанного стебелька латука". Спустя лишь два года, когда советские войска напали на Чехословакию, растоптан был не только латук. Настоящие взрывы сотрясали древнюю Прагу, и вовсе не коллажные осколки убивали мирных граждан на улицах. Но слезы эти упали в землю, латук воспрял - и именно из его сердцевины негаданной дюймовочкой выскочила тридцать пять лет спустя Амели, девушка с Монмартра.





- Кадр из вашего фильма "Маргаритки" был вынесен на обложку оксфордского кинословаря. Что для вас означали те эксперименты с изображением, которые стали вашей визитной карточкой? Это распад целого, распад смысла?

- Формальная концепция должна служить смыслу картины, быть функциональной. Надо искать то, что нужно выразить. Если в "Маргаритках" темой была деструкция, то и форма должна была поддержать эту идею. Отсюда форма коллажа во всем: и в драматургии, и в работе с актерами, и в визуальном ряде. Для меня эксперимент важен как поиск новых возможностей киноязыка. Поэтому мой каждый фильм был поиском иной концепции… Я не хочу изображать поверхностную реальность. Для меня очень важен, интересен поток сознания.





ВЕРА ХИТИЛОВА
Статья в газете Guardian Unlimited
август, 2000

Вера Хитилова радуется отличному конфликту. Так, когда она со своей съемочной группой на прошлой неделе была задержана германской полицией по подозрению в педофилии, то чуть не лопнула, как кровеносный сосуд. Первая леди чешского кинематографа была на балтийском побережье, снимая сцены для своего нового фильма "Изгнанные из рая". Основанные на романе Десмонда Морриса "Голая обезьяна" и поставленные на нудистском пляже, это были сцены, где маленькая девочка голая прыгает в волнах. На эту роль Хитилова выбрала свою внучку школьного возраста.

"Этот фильм - об отношениях между теми, кто носит одежду, и теми, кто не носит," - сказала она мне. Но германской "полиции штанов", которая патрулирует пляжи, не удалось определить разницу. Вызванные каким-то рыбаком, они арестовали Хитилову, оператора и технического работника. "По подозрению в педофилии, потому что германские законы запрещают снимать детей на пляже", - объяснил представитель полиции. "Они лишили нас возможности использовать последние лучи солнца," - бросила Хитилова после освобождения, прежде чем удалиться в скрытое место в южной Богемии для завершения съемок фильма.

Хитилова первая готова признать, что она - фанатка контроля, которая недавно пыталась срежиссировать сцену собственной смерти. Она была дома и чувствовала себя плохо, как вдруг решила, что ее часы сочтены. "Мне показалось недопустимым, что сразу после моей смерти я потеряю всякий контроль над происходящим, и кому-то придется обнаружить мои останки." Как выяснилось, недомогание было пустяковым, но сам опыт оказался забавным.

Сцена могла бы быть взята прямо из одного из фильмов Хитиловой (ей сейчас 71 год): такой же обрывочный и небрежный монтаж, обилие гротескного юмора, та же насыщенность нервной энергией режиссера.

Рыжеволосая гранд-дама, которая сделала себе имя ведущего представителя новой волны 60-х, недавно получила награду за выдающийся вклад в развитие международного кинематографа на 35-м кинофестивале в Карловых Варах.

"Честно говоря, я предпочла бы получить деньги, а не почести," - она фыркнула, прежде чем торопливо добавить, - "но это все же хоть что-то в свете всей негативной критики."

Вспоминается ее фильм 1966 года - "Маргаритки". Некоторые ругали его за невнятность, другие хвалили за свежесть, бескомпромиссность и радикальность. Этот фильм высветил сюрреалистические аспекты чешской новой волны и укрепил репутацию Хитиловой, наряду с Милошем Форманом и Иржи Менцелем, как новатора и одного из тех режиссеров, кто оказал огромное воздействие на мировой кинематограф.

Но в то время, как Форман обосновался на Западе после положительных отзывов о его фильмах "Любовные похождения блондинки" и "Бал пожарных" (и где впоследствии он завоевал несколько Оскаров за "Полет над гнездом кукушки" и "Амадей"), а премия Оскар, которую получил Менцель в 1967 году за фильм "Поезда под пристальным наблюдением", принесла ему известность широко за пределами коммунистической Чехословакии, что же стало с карьерой Веры Хитиловой?

Холеричная, дьявольски странная, агрессивная, ироничная, саркастичная, неуступчивая и высокомерная - вот несколько эпитетов, используемых чешской прессой для ее описания, после того, как она получила свою награду. Те, кто знаком с ней, говорят, что эти характеристики исходят от горечи, которая объединяет ее с людьми того поколения, что провели лучшие годы, работая при тоталитарном режиме.

Она описывает себя как "перегревшийся чайник, который нельзя наклонять", но она переворачивает его в нетерпении. "Всегда нужно работать так, как если бы дело, которое ты делаешь, - твое последнее," - говорит она. "Я хочу двигаться вперед, даже если буду еле передвигать ноги." Хитилова развивает искусство умышленно безжалостное. "У меня нет желания прижиматься к моим зрителям," - подчеркнуто заявляет она.

Фильм "Копытом туда, копытом сюда" 1988 года был одним из первых фильмов о СПИДе. Это рассказ о группе актеров - любителей вечеринок, которые замещали свою профессиональную неудовлетворенность неразборчивым сексом. Веселье пришло к концу, когда двое из группы обнаружили, что заражены вирусом.

Ее последний фильм, черная комедия "Капканы, капканы, капканчики", была радостно воспринята ярыми феминистками, но остальными отмечена как жесткое отображение чешского посткоммунистического общества. В стране, в которой ушедший со сцены президент Вацлав Гавел однажды заметил, что права женщин - это "дада и бессмысленность", и где феминизм рассматривается как проблема, радикальные воззрения Хитиловой принимаются нелегко. "В ее фильмах все на грани разложения. Я не могу смотреть их. В них нет ни капли утешения," - сказала феминистка и социолог из Университета Чарльза в Праге, которая предпочла остаться неназванной.

Считает ли Хитилова себя феминисткой, и если да, то как это влияет на ее фильмы? "У вас серьезная газета?" - она бросает взгляд поверх больших темных очков. "Вы задаете бесцельные и примитивные вопросы."

Ее напор возрастает, она объясняет, что не верит в феминизм как таковой, скорее в индивидуализм. "Если есть что-то, что вам не нравится, не придерживайтесь правил - разрушайте их. Я враждую с глупостью и примитивностью как в мужчинах, так и в женщинах, и я освобождаю свое жизненное пространство от знаков их присутствия."

Из-за своей жесткой манеры она приобрела кличку "Маргарет Тетчер чешского кино", и вроде бы даже польщена таким сравнением - хотя тут же добавляет, что у них нет ничего общего касательно политических взглядов. "Люди, в основном, слабы, осторожны и запуганы собственной обремененностью, тогда как я безжалостна и нахальна."

Участвовать в съемках фильмов Хитиловой - по всем статьям мучительное испытание. Она вопит и кричит, и радостно позволяет избить своих операторов, если выясняется, что те не хотят принимать новые идеи.

Сейчас она пытается добиться увеличения финансирования для "Изгнанных из рая", но после проблем на нудистском пляже ей сложно привлечь спонсоров, даже среди чехов, либеральных в отношении секса.

"Голливуд требует, чтобы зрители могли ясно представлять время и место действия фильма, а Хитилова снимает фильмы в неопределимых пространственно-временных промежутках. Что означает, что ее не могут затронуть нападки коммунистов. Но она до сих пор защищается," - говорит Саша Гедеон, 29-летний режиссер, известный фильмом "Возвращение идиота" 1999 года. А Элис Неллис, которая в этом году получила несколько международных призов за свой гуманистический фильм "Ини Мини", добавляет: "Она сумасшедшая, это очевидно, но мне действительно нравится ее способность схватывать окружающее и находить великолепные метафоры для социальных проблем."

Хитилова не сожалеет, что отказалась от приглашений в 60-е годы, незадолго до Пражской Весны, уехать на запад. Она посмеивается, однако, по поводу недавней просьбы некоего французского режиссера, который хочет сделать римейк одного из ее фильмов коммунистической эпохи. "Вот так, американцы переснимают французские фильмы, а французы переснимают чешские. Потихоньку я доберусь до Америки в конце концов."

Перевод с английского Маргариты Кривченко

http://horosheekino.ru/SEDMIKRASKY.htm


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»