Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

КИНОГИД ИЗВРАЩЕНЦА (16+)

11 марта 2014
19.00
ПРЕМЬЕРА «РАКУРСА»

Большой зал дома актера
КИНОГИД ИЗВРАЩЕНЦА (16+)
Великобритания, 2006, 2:30, субтитры
СОФИ ФАЙНС
В апреле прошлого года «Ракурс» показал «Киногид извращенца: идеология», являющийся второй частью дилогии. Сейчас мы представляем ее первую часть.
Фильм представляет собой ироничный интеллектуальный аттракцион, основанный на научных трудах главного поп-философа современности и ветерана фрейдомарксистской культурологии СЛАВОЯ ЖИЖЕКА.
Жижек предлагает собственный, яркий, остроумный, страстный и неожиданный анализ любимых фильмов, соединяя философию и психоанализ: «Персоны» И. Бергмана, «Соляриса» А. Тарковского, «Пианистки» М. Ханеке, «Птиц» А. Хичкока и многих других.
«Нам необходимо кино, в буквальном смысле слова, чтобы понять сегодняшний мир. Лишь в кино мы можем увидеть жизненно важное измерение, с которым мы не готовы столкнуться в реальной жизни. Если вы пытаетесь понять, что в реальности более реально, чем она сама, смотрите художественные фильмы.
Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не дает вам то, что вы желаете, оно говорит вам как желать». (Славой Жижек)


Официальный сайт




Лента представляет собой психоаналитический подход к исследованию кино в трёх частях. Сюжет состоит из постоянной смены кадров из всемирно известных фильмов, которые комментируются Жижеком, при этом режиссер помещает его в воссозданные декорации из этих же кинолент.


«Киногид извращенца» (англ. The Pervert's Guide to Cinema, 2006) — документальный фильм режиссёра Софи Файнс (сестра Рэйфа Файнса), в котором словенский философ и культуролог Славой Жижек интерпретирует знаменитые фильмы и отдельные сцены из них с точки зрения психоанализа. Музыку к фильму написал Брайан Ино.
Содержание[править | править исходный текст]

Лента представляет собой психоаналитический подход к исследованию и интерпретации фильмов; состоит из трёх частей. Сюжета как такового нет, идёт видеоряд фрагментов из всемирно известных фильмов, которые комментируются Жижеком, при этом режиссёр помещает его внутрь фильмов, как наблюдателя (воссоздав в точности декорации и поместив Жижека на их фоне). Это дает ощущение, что философ видит концепцию и сюжет фильмов изнутри и обсуждает изначальный смысл сценария.

Что Братья Маркс могут сказать нам о работе подсознательного? И почему птицы нападают в шедевре Хичкока? Первая часть исследует вымышленные структуры, доказывающие наш опыт действительности, и хаотичность желания, которое подрывает этот же самый опыт. Она представляет из себя фрейдистский анализ явленности в кино таких концептов как «Ид — Я — Сверх-я». Жижек показывает, как визуальный язык фильмов возвращает к нам наши самые глубокие переживания, недоступные в обыденности, пробуждает наши желания, одновременно держа их на безопасном расстоянии и сообщая зрителю в концентированном и эссенциированном виде.

Вторая часть посвящена фантазии и сексуальности, как мужской, так и женской. Рассматривая огромную роль фантазий в сексуальных отношениях, Жижек показывает различия между мужчиной и женщиной, с точки зрения их либидо и сексуальных фантазий (вернее сказать, показывает разный характер фантазмического в их сексуальности). Он шутит, что единственная хорошая женщина для мужчины — это мёртвая женщина


, женщина, готовая подавить свои фантазии. В этом случае она не противится его фантазиям и не может от них отклониться. Фантазия же может и умиротворять и дестабилизировать, именно она делает половой акт возможным (когда фантазии нет, случаются мысли Что я здесь делаю? Зачем совершаю эти идиотские движения туда-сюда?


, и секс невозможен). Мы сами придумываем её и воплощаем в жизнь. Когда она рушится, появляется ужас реальности. Истинная же сексуальность существует только в словах (поэтому самые эротичные сцены в фильмах являются сценами воспоминаний — флэшбэк помешал бы зрителю со-фантазировать). С такой точки зрения обсуждается и порно — в романтических фильмах есть эмоциональный и фантазмический компонент, но нет реального; в порно, напротив, всё реалистично и подробно — но эмоциональная составляющая заменяется на что-нибудь идиотское в стиле Женщина в квартире, приходит сантехник, чинит ванну. Потом женщина говорит "У меня есть ещё одна дырка, не могли бы Вы с ней поработать?"


Третья часть рассматривает желание, иллюзию и реальность. Жижек говорит, что влюбляясь, мы идентифицируем человека неправильно. Мы видим в нём только то, что мы хотим видеть, а именно наши желания и иллюзии. Кино — реконструкция реальности, именно поэтому нам необходимы фильмы. Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не дает вам то, что вы желаете, оно говорит вам как желать.
Нам необходимо кино, в буквальном смысле слова, чтобы понять сегодняшний мир. Лишь в кино мы можем увидеть жизненно важное измерение, с которым мы не готовы столкнуться в реальной жизни. Если вы пытаетесь понять, что в реальности более реально, чем она сама, смотрите художественные фильмы.


Жижек ищет все ответы как в неавторском, так и в элитарном кино, что показывает нам, что материалом для психоанализа может быть любое произведение. Главная мысль философа состоит в том, что иллюзия реальней реальности, отказаться от иллюзий — отказаться от реальности. Мы бежим от тяжёлой реальности в фантазии, а не вытерпев фантазий, снова бежим в реальность.
Рассмотренные фильмы[править | править исходный текст]

1 часть:
Одержимые (англ. Possessed, 1931)
Матрица (англ. The Matrix, 1999)
Птицы (англ. The Birds, 1963)
Психо (англ. Psycho, 1960)
Утиный суп (англ. Duck Soup, 1933)
Обезьяньи проделки (англ. Monkey Business, 1931)
Изгоняющий дьявола (фильм) (англ. The Exorcist, 1973)
Завещание доктора Мабузе (англ. The Testament of Dr. Mabuse, 1933)
Чужой (англ. Alien, 1979)
Великий диктатор (англ. The Great Dictator, 1940)
Малхолланд драйв (англ. Mulholland Drive, 2001)
Алиса в стране чудес (англ. Alice in Wonderland, 1951)
Красные башмачки (англ. The Red Shoes, 1948)
Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу (англ. Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1964)
Бойцовский клуб (англ. Fight Club, 1999)
Ночь мертвецов (англ. Dead of Night, 1945)
Разговор (англ. The Conversation, 1974)
Синий бархат (англ. Blue Velvet, 1986)
Головокружение (англ. Vertigo, 1958)

2 часть:
Солярис (англ. Solaris, 1972)
Дикие сердцем (англ. Wild at Heart, 1990)
Шоссе в никуда (англ. Lost Highway, 1997)
Персона (швед. Persona, 1966)
Темная сторона страсти (англ. In the Cut, 2003)
С широко закрытыми глазами (англ. Eyes Wide Shut, 1999)
Пианистка (фр. La Pianiste, 2001)
Три цвета: Синий (фр. Trois Couleurs: Bleu, 1993)

3 часть:
Чужой 4: Воскрешение(англ. Alien Resurrection, 1997)
Догвилль (англ. Dogville, 2003)
Волшебник страны Оз (англ. The Wizard of Oz, 1939)
Франкенштейн (англ. Frankenstein, 1931)
Десять заповедей (англ. The Ten Commandments, 1956)
Диверсант (англ. Saboteur, 1942)
Окно во двор (англ. Rear Window, 1954)
Поймать вора (англ. To Catch a Thief, 1955)
К северу через северо-запад (англ. North by Northwest, 1959)
Звёздные войны. Эпизод III. Месть ситхов (англ. Star Wars Episode III: Revenge of the Sith, 2005)
Дюна (англ. Dune, 1984)
Кубанские казаки (1949)
Иван Грозный: часть I (1958 — релиз второй части)
Судный день Плуто (англ. Pluto's Judgement Day, 1935)
Сталкер (1979)
Огни большого города (англ. City Lights, 1931)

Названия фильмов написаны в порядке, в котором появляются в фильме в первый раз. Далее они могут рассматриваться ещё не один раз.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%ED%EE%E3%E8%E4_%E8%E7%E2%F0%E0%F9%E5%ED%F6%E0



Киногид извращенца: киндерсюрприз и непристойность армии
Марина Латышева
00:05, 19.04.2013







«Киногид извращенца: Идеология» Софи Файнс и Славоя Жижека, впервые показанный на кинофестивале в Торонто, — фильм долгий, непростой, но интересный до умопомрачения и важный для общества. Можно придумать еще множество восторженных характеристик того, что по большому счету не вполне даже и фильм.

Это вторая часть проекта «Киногид извращенца», снятого Софи Файнс, выпускницей Школы искусств Челси, работавшей, в частности, с Питером Гринуэем. А также сестрой актеров Рэйфа и Джозефа Файнсов, режиссера Марты Файнс. То есть одной из многочисленного киноклана Файнсов, из которого в «Киногид извращенца» попал и еще один его представитель, композитор Магнус Файнс. Впрочем, это не отменяет того факта, что основным действующим лицом в фильме — его персонажем и его автором, по сути, им самим — является выдающийся современный культуролог и философ Славой Жижек.

Жижек известен своими оригинальными интерпретациями фильмов и творчества определенных режиссеров. При его участии устраивались, например, научные конференции по изучению «Матрицы» Энди и Ланы Вачовски, да такие, что выступления и дискуссии там были почти так же увлекательны, как сама «Матрица» (пожалуй, даже интереснее, чем вторая и третья ее части). На одной из них Жижек произносил речь, начинавшуюся так же неортодоксально, как и все, что он делает: «Когда я смотрел «Матрицу» в местном кинотеатре в Словении, мне представилась уникальная возможность сидеть рядом с идеальным зрителем этого фильма — рядом с идиотом». И тут же сравнил картину с тестом Роршаха для философов — каждый может найти в ней свое любимое из мирового философского наследия.

«Киногид извращенца: Идеология» — фильм, но на самом деле лекция. Это о кино, но вообще-то о XX веке, истории, идеологии, желании и болезненности свободы. Тут в кадре то статичный толстяк с бородой (Жижек), то отрывки из известных фильмов, на которые предлагается взглянуть непривычным образом.

Жижек начинает с ленты «Чужие среди нас» Джона Карпентера, объясняя, почему считает ее забытым шедевром Голливуда. Он рассуждает о таких лентах, трактуя их с точки зрения истории, как «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, «Челюсти» Стивена Спилберга, «Темный рыцарь» Кристофера Нолана. Он рассказывает о марксизме и обществе, в котором наслаждение стало обязанностью, о метафизике кока-колы и парадоксе киндерсюрприза. О том, как лучше понять фашизм через «Кабаре» Боба Фосса. О ленте «Я — легенда» Фрэнсиса Лоуренса и искупительной силе фильмов-катастроф, о «Титанике» и «голливудском марксизме» Джеймса Кэмерона. О «Цельнометаллической оболочке» того же Кубрика и непристойности как основополагающем принципе военной машины и, соответственно, очевидности происходившего в Абу-Грейб. О «Последнем искушении Христа» Мартина Скорсезе и атеизме христианства. Наконец, о правильных и неправильных мечтах на примере «Вторых» Джона Франкенхаймера, называя этот фильм еще одним забытым шедевром Голливуда и как бы закольцовывая свое повествование. «Киногид извращенца» интересен тем, кто хочет осмыслять окружающую реальность, а не просто проживать ее.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»