Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ (18+)
|
27 февраля 2014
19.00 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2013 NEW!!!
Мультиплекс «КиноМост» в ТК «МегаСити»
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ (18+)
Россия, 2013, 3:00
АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-СТ. («Проверка на дорогах», «20 дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!»)
Итоговый фильм выдающегося режиссера мирового кино, который он создавал в течение 13 лет.
«Трудно быть Богом» - это не кино. Это какая-то удивительная смесь живописи и кинематографии. Про Алексея Германа можно сказать, что он не снимал картину, а писал ее как художник. Поэтому важна каждая деталь, каждый штрих.
Выстраданное высказывание режиссера, уставшего от бесчеловечности мира. Это картина о мире, в котором бесчеловечность становится нормой.
Фильм не сразу впускает в себя, но, впустив, уже не отпускает. Впускает не всех. Например, тех, кто начнет сравнивать фильм и знаменитую повесть Стругацких, - не впустит. Это абсолютно самостоятельное произведение и совершенно исповедальное высказывание. Только так его можно воспринимать.
Это произведение требует от зрителя открытой души и чистого восприятия, не замутненного никакими представлениями о том, как должно быть.
Уникальный фильм. Единственный. Он сделан с огромным уважением к зрителю, который захочет его понять». (Андрей Максимов, Российская газета)
МКФ в Риме: мировая премьера, премия Алексею Герману (посмертно) «За вклад в киноискусство».
Официальный сайт
Отдаленное будущее. Несколько исследователей с Земли отправляются на планету Арканар. В этом мире царит средневековье. Цель ученых — аккуратно направить инопланетное общество по гуманистическому пути развития. Сложность их задачи связана со сводом правил. Они не могут открыто вмешиваться в течение жизни на другой планете. Не имеют права вставать на чью-либо сторону. Нельзя им и убивать. Но в череде кровавых событий главный герой Румата Эсторский делает выбор — спасти от гибели местных «книгочеев». Презрев правила, он перестает быть лишь наблюдателем.
«Трудно быть богом» — российский художественный фильм 2013 года по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких; последний фильм режиссёра Алексея Германа. Работа над картиной продолжалась более 10 лет и завершилась уже после кончины режиссёра (ум. 21 февраля 2013). Мировая премьера состоялась 13 ноября 2013 года на Римском кинофестивале, посмертно присудившем Герману премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство (премьера фильма прошла вне конкурса)[1].
Содержание [убрать]
1 Предыстория создания
2 Сюжет
3 В ролях
4 Музыка
5 Съёмки
6 Отзывы
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Предыстория создания[править | править исходный текст]
Алексей Герман решил снимать «Трудно быть богом» еще в 1968 году, через четыре года после выхода книги. Вместе с Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария. В августе Герман получил разрешение на съёмки. В главной роли режиссёр планировал снимать Владимира Рецептера[2].
Второй вариант сценария был закончен 20 августа 1968 года. На следующий день началась Пражская весна. По свидетельству Германа, он позвонил на студию, и ему было сказано: «Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть, потому что — вы сами понимаете»[2].
По совпадению, в тот же день, 21 августа 1968 года, Алексей Герман познакомился со Светланой Кармалитой, своей будущей женой. Многие отмечают определённый символизм в том, что тридцать два года спустя Герман приехал в Чехию, чтобы здесь снимать «Трудно быть богом» уже по другому сценарию, написанному вместе со Светланой[2].
Когда в годы перестройки работа над экранизацией повести Стругацких всё же началась, главным требованием самих писателей было, чтобы у фильма был советский режиссёр, желательно — Алексей Герман. Но руководство «Совинфильма» пригласило режиссёра из ФРГ Петера Фляйшмана (который согласился стать также продюсером картины). (Из-за его несговорчивости и тяжёлого характера Стругацкие прекратили контролировать процесс съёмок, и вышедший в 1989 году фильм крайне им не понравился).
Узнав о начале съёмок, Герман обратился в Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино) с просьбой о возобновлении своей работы («на том этапе просто потому, что мне запретили, а тому разрешили»). Он также побывал на съёмочной площадке фильма в Киеве, встретился с Фляйшманом, но о сотрудничестве они не договорились из-за отказа немецкого режиссёра вносить изменения в сценарий. Председатель Госкино Александр Камшалов предложил Герману снимать свой фильм параллельно с Фляйшманом. Однако работа над новым сценарием, к которой Герман приступил вместе со Светланой Кармалитой, закончена не была[2]. Алексей Герман пояснил это тем, что в конце 1980-х годов не чувствовалась необходимость в иносказаниях, обо всём можно было говорить прямым текстом: «Мы написали страниц двадцать и бросили, потому что богом быть было не трудно... почему это он Рэба, а не Берия?..»[3]
В третий раз Герман вернулся к сюжету «Трудно быть богом» десять лет спустя. Сценарий был написан им вместе с женой «по мотивам» повести Стругацких. Петер Вайль, прочитавший сценарий, говорил, что в нём «с целенаправленными усилиями книга Стругацких освобождалась от шестидесятничества»[2].
Сюжет[править | править исходный текст]
На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.
Музыку к фильму написал петербургский композитор Виктор Лебедев. Вот как он описывает процесс работы над картиной[5]: Так случилось, что последние полтора года он был болен. И в очень неудачный период — заканчивалась работа над картиной. Он несколько раз приезжал ко мне домой, мы вместе сидели со Светланой Кармалитой, — которая, практически, «второе я» Германа, — решали проблемы. Потом я начал понимать, что в какой-то окончательный период работы над картиной музыка в том понимании, в котором мы привыкли, здесь не нужна. Если хор — то это хор самодеятельных «полусвященников», если это напоминающая землянам о Земле мелодия, то это свист, — что и было сделано. Если Антон играет на саксофоне, вспоминая Землю, то он играет что-то выученное в колледже, что-то в духе Дюка Эллингтона. Вот я написал тему. И решил проверить, как кинематографическая среда отнесется к этому кинематографическому решению — 8 лет назад на юбилейном концерте в БКЗ «Октябрьский». Я сыграл кусок увертюры к фильму — реакция киносреды была положительная, всех это поразило и понравилось. Но я уже тогда интуитивно чувствовал, что пышный оркестр, интересное гармоническое решение может не понадобиться. Потому что Герман — очень специфический человек. Все его фильмы ассоциируются с блестящим изображением, точными костюмами, лексикой, но не с музыкальным решением. И в «Трудно быть богом» — то же самое. Кроме музыкальной темы в начале и в конце в фильме только куски, которые не очень связаны с профессиональной композиторской деятельностью.
Съёмки[править | править исходный текст]
Производство фильма началось в 1999 году. Заглавие литературной основы, книги братьев Стругацких «Трудно быть богом», за время съёмок закрепилось и за фильмом (уже тогда режиссёр стал называть его своей последней работой).
Изначально роль дона Руматы должен был исполнять Александр Лыков. Уже в период подготовки к съёмкам Герман узнал, что Лыков в тайне от него подписал контракт на участие в каком-то телепроекте. Режиссёру это не понравилось и он стал пробовать на эту роль Ярмольника, которого до этого видел только в качестве ведущего на телевидении. Ни одного фильма с участием Ярмольника до этого Герман не видел.
Натурные съёмки начались в 2000 году в Чехии. В окрестностях замка Точник (Točník) был построен Арканар[6]. Павильонные съемки проходили в Санкт-Петербурге. Снимали и в Выборге. На Лисьей Губе с участием курсантов Военного Института внутренних войск в массовке. Несмотря на все трудности, финансирование проекта продолжалось (в основном из частных источников), и в августе 2006 года съёмки были закончены.
В 2007 году Леонид Ярмольник сказал: «Сейчас мы заканчиваем озвучивание, и я надеюсь, в 2008 картина выйдет…»[7] К весне 2008 года Алексей Герман завершил монтаж фильма, и в конце февраля состоялся тестовый показ картины с черновым звуком[8]. Фильм планировалось выпустить под названием «Резня в Арканаре»[9].
В августе 2011 Герман сообщил, что фильм находится в стадии озвучки, и прибавил: «Думаю, до конца года картина будет закончена». Также сообщалось, что фильм выйдет под названием «Трудно быть богом», хотя ранее Герман планировал изменить название на «Хроника Арканарской резни»[10].
В сентябре 2011 Герман уже предполагал, что фильм выйдет в 2012[11]. В качестве причин задержки режиссёр назвал свои серьёзные проблемы со здоровьем, из-за которых он не мог работать по 12 часов в день, как раньше, и трудности с озвучиванием:[источник не указан 66 дней]
Если раньше для того, чтобы озвучить сцену из 12 человек, я мог позвать 6 человек, а потом ещё 6 человек, и на двух кольцах все это записать, то сейчас, в связи с появлением новой замечательной голливудской техники, мы должны записать 12 колец, то есть из 12 человек каждый, даже если он просто говорит слово «му», должен сказать свое «му» отдельно. Это несложно, когда один гангстер рубит другому пальцы, а третий насмехается, но если у меня в кадре редко когда меньше 18 человек бывает, это довольно сложно. Это 18 отдельных записей, которые нужно соединить в одну. И поэтому я сижу, сижу, сижу с озвучанием, вылизываю всё.
В июле 2012 года в конкурсной программе 47 международного кинофестиваля в Карловых Варах был представлен 67-минутный российско-швейцарский документальный фильм «Трудно быть богом» режиссёров Павла Костомарова и Антуана Каттена о съёмках фильма Германа[12][13][14]. Впоследствии фильм получил название «Плэйбэк»[15][16].
В сентябре 2012 года А. Герман, заметив в интервью, что «сам обещал закончить уже в этом году», не смог назвать сроки завершения работы над фильмом, ссылаясь на проблемы со здоровьем и трудности с озвучиванием[17].
21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался[18]. По словам сына режиссёра, Алексея Германа-мл., картина «фактически завершена. Осталось только перезапись звука. <…> Она будет закончена в обозримое время»[19]. Называться картина будет так же, как и книга Стругацких[20].
В интервью КиноПоиску, опубликованном 19 марта 2013, Алексей Герман-мл. сообщил, что для завершения картины остались лишь «технические доделки». По поводу сроков он сказал: «В течение трёх месяцев технические работы, я надеюсь, будут закончены… Мировая премьера картины, думаю, будет осенью»[21]. Тот же трёхмесячный срок завершения работы над фильмом называла и вдова режиссёра, Светлана Кармалита[22].
1 апреля 2013 состоялся показ картины с незаконченным озвучиванием. Часть текста читала с листа Светлана Кармалита[23].
12 августа 2013 было объявлено, что первый публичный показ завершённой картины пройдёт в ноябре 2013 года на Римском кинофестивале, который любил Алексей Герман[24]. Премьера «Трудно быть богом» состоялась в Риме 13 ноября. Российский прокат фильма начнётся 13 февраля 2014 года
http://ru.wikipedia.org/wiki/Трудно_быть_богом_(фильм,_2013)
Трудно быть богом?
Теги:Новая газета Покровский Только на сайте Юбилей
Я побывал на 20-летии «Новой газеты» - там демонстрировали фильм Германа «Трудно быть богом», который он снимал 15 лет. Фильм идет три с половиной часа. Фильм идет с черновым звуком и с тем, что жена Алексея Германа сама читает текст, но звук все равно плохой не все можно услышать. Не все выдерживают, уходят из зала.
Я остался, просидел все три с половиной часа. Я смотрел на экран и думал, что мне это все не может нравиться, что я все это – грязь, смрад, Средневековье и распоротые внутренности уже видел. Был же фильм Тарковского «Андрей Рублев», где всего этого всласть – и животы поротые, и вынутые глаза. А тут это все еще и по кругу.
Тут такое кружение хирургического стола, полевой лазарет, где все время приносят раненых, а хирурги, как распоясавшиеся богатыри, отнимают то руку, то ногу, а то, промахнувшись, и нос могут отхватить, а уж очи вынуть – так это все мимоходом, обтерев о рубаху руки.
Тут все время кто-то мочится, сморкается, гнилыми зубами за жизнь держится, висельники висят и на них сверху нечистоты льют. А в грязи неизменно кушают, не забывая ронять в эту жижу атласные платки.
Пот и испражнения – это идет мимо, как река. Смрад – это все клубами и волнами.
И немедленно вам символизм – то копье нацелится богу в щеку, то белейшие яйца все о копья бьют и – либо высасывают их тут же, либо просто давят, чтоб по рукам текло.
Там все время по рукам что-то темное льется, а они еще и на лицо это мажут.
Символизм, символизм, символизм. Тут еще и все время тебе говорят – не забудь про символизм копья, не потеряй впечатления от яйца. А давай мы тебе еще раз покажем, вдруг ты не понял значение символа, вдруг упустил, не успел сосредоточиться.
Зритель должен устать от всего этого – он действительно устает. Но нужно не просто, чтоб он устал – его надо измордовать.
И вот он уже совсем измордован – кто из них выдержит, зритель или режиссер? Выдерживает то зритель, то режиссер.
Я выдержал. Не скажу, что это кино надо смотреть каждый день, но я бы посмотрел его еще раз с нормальным звуком.
Хотя, и с таким звуком мне понравился этот процесс смотрения – все время хочется расслышать, что они там говорят. То есть, возникает эффект документальности.
Ты будто бы смотришь документальное кино о Средних веках – ты просто перенесся в ту эпоху, и, в общем-то, всех этих примет, повторяющихся, запоминать не должен, это все не более чем фон. Но этот фон длится три с половиной часа. Там все есть фон.
Это картина, сложенная из повторяющегося фона. Это такая пирамида из черепов Тамерлана. Это убийство ради убийства. Это радость от того, что у другого, а не у тебя, вывернули внутренности, что сердце его бьется, и на него можно наступить ногой в грязном сапоге. А ты в этот момент некая мелкая тварь, впадающая в состояние восторга, о того, что и тебе тоже разрешили на все это наступить.
Словом, я просидел все эти три с половиной часа и вообще не заметил время.
Оно меня не тяготило.
А теперь я еще должен понять: почему я посидел весь фильм и просмотрел его так, словно бы он длился только пятнадцать минут.
Вот это до меня все еще не дошло.
Дойдет, наверное, когда-нибудь.
http://www.novayasamara.ru/content/трудно-быть-богом
Леонид Ярмольник: Фильм "Трудно быть Богом" - это Библия от Алексея Германа
05:51 24 января 2014
Леонид Ярмольник признался, что сыгранный им дон Румата - это воплощение самого Алексея Германа. Кадр из к/ф "Трудно быть Богом".
Всего: 3
Фото: kinopoisk.ru
Теги: российский кинематограф, "Трудно быть богом"
Персоны: Алексей Герман, Леонид Ярмольник
Александр НЕЧАЕВ
581
Версия для печати
Актер, отметивший свой 60-летний юбилей, рассказал о своей работе в последнем фильме легендарного режиссера Алексея Германа.
В Москве состоялся пресс-показ последнего фильма Алексея Германа "Трудно быть Богом". Фильм, в основе которого лежит один из самых знаменитых романов братьев Стругацких и который язык не поворачивается назвать экранизацией. Над картиной Герман-старший работал больше 10 лет и умер, оставив ее незаконченной. Точнее несколько черновых версий монтажа - с черновой опять же озвучкой - Герман несколько раз показывал узкому кругу людей в течение последних пяти лет. После ухода режиссера его сын Алексей Герман-младший заявил, что фильм практически готов - его отец определился с финальной монтажной версией и перед смертью планировал заняться озвучанием. В итоге озвучанием руководил фильм сын режиссера.
После показа на вопросы журналистов ответили вдова Германа-старшего Светлана Кармалита, исполнитель роли Руматы Леонид Ярмольник (которого все поздравляли с 60-летним юбилеем, случившемся в день презентации фильма), а также продюсеры "Трудно быть Богом".
- Леонид, известно, что съемки у Германа были долгими и изнурительными. Как сейчас вы вспоминаете этот период?
Леонид Ярмольник: Могу сказать, что, может, это самое большое расстройство, что все закончилось. Я бы снимался в этой картине снимался всю жизнь. Потому что тогда я имел бы возможность общаться с Алексеем Юрьевичем.
- Фильм многих шокирует большим количеством грязи, натуралистичностью. Зачем это понадобилось? Леонид, вам не хотелось помыться после съемок?
Светлана Кармалита: Если вы внимательно смотрели картину, то видели, что Румата регулярно моется. Он моет руки, окунает голову, моется сам, у него чистая одежда. Если человек хочет помыться, он сделает это и в грязном Арканаре. А теперь представьте себе, что через 400 лет на Земле все идеально, люди будут как братья, и они найдут в архиве о том, что происходит сейчас в Киеве… Или о том, что наступила зима, и старики умирают на холодных печах. Может, им тоже придет в голову вопрос - неужели такое было, неужели об этом нужно снимать?
Леонид Ярмольник: Почему грязь? Мы вообще в этом живем. Мы все равно состоим из этих молекул. Алексей Юрьевич создал натуральную среду.
Светлана Кармалита: Картина, которую Леша снимал о любви, журналисты превращают в картину, где грязь, где невозможно жить. Да, было грязно. Но это просто была такая жизнь.
- "Трудно быть Богом" - черно-белый фильм. Почему, по-вашему, Герман не снимал его на цветную пленку?
Леонид Ярмольник: Черно-белое кино у всех ассоциируется с документом. Я считаю, что Алексей Юрьевич сделал кино, которое имеет высшую марку качества. Это практически документ.
- Рядовому посетителю кинотеатра язык Германа наверняка покажется вычурным и сложным. Может быть, имеет смысл дополнительно объяснить, что именно происходит в картине?
Леонид Ярмольник: Я после премьеры фильма на Римском кинофестивале понял, что объяснять картины Германа - самое глупое, что можно с ними сделать. Это бессмысленно, это выглядит как оправдание. Германа надо чувствовать и понимать лично. Все равно, что вы читаете стихи Бродского и Мандельшатама, а вас затем кто-то спрашивает - а чем это вообще? Наверное, это кино, которое нужно смотреть несколько раз. Есть такое понятие "глубина кадра". У гениальных режиссеров кадр глубокий, все многослойно. Первый раз я посмотрел картину в Риме на кинофестивале, вместе со всеми. Передо мной сидел Мединский, я видел, что кино ему нравится. И мне понравилось.
Виктор Извеков, продюсер фильма: Герман эволюционировал как художник. В свое время го ругали за сложность «Лапшина". А теперь этот фильм нам кажется теперь образцом ясности и простоты. Затем про «Хрусталева» говорили, что это взбесившийся «Лапшин». До того, чтобы понять, что «Хрусталев» не такая уж сложная картина, время еще не пришло. "Трудно быть Богом" еще сложнее, на финише почерк стал сложным у Алексея Юрьевича.
- Леонид, вы сами когда играли роль, отчетливо понимали, кого вы играете? Румата по Герману - кто он?
Леонид Ярмольник: Румата - это и есть Герман. И я играл Германа - режиссера, который постоянно ищет, во всем пытается разобраться и что-то предпринять.
- В ленте Германа много фаллических символов. Как вы это объясните?
Леонид Ярмольник: В "Трудно быть Богом" есть фаллические каменные монументы и сцена пыток фаллосом. Мне кажется, Герман хотел сказать, что если что-то применяется не по назначению - это ужасно.
- Как можно убедить современного зрителя, обожающего динамичные и быстрые блокбастеры, смотреть почти трехчасовую картину, которая требует серьезной интеллектуальной работы?
Леонид Ярмольник: Если вы хотите хоть что-то понять, вы должны посмотреть кино и попытаться ответить на вопрос, почему 10 лет Герман снимал этот фильм. Этот фильм - Библия от Германа. Вы читали Библию? Вы что, читали Библию взахлеб? Быстро? Это большой труд. Вот и все. Я бы вообще не заигрывал со зрителем. Если хотите себя уважать, посмотрите и постарайтесь понять, они умные или они с ума сошли?
Под конец пресс-конференции был задан вопрос относительно наряда Ярмольника - актер пришел в костюме, в котором снимался у Германа.
- Мне есть, что делать в этом колете на улице сегодня, - сказал актер. - Есть, кому уши отрезать. Мир давно сошел с ума, но мы обязаны ощущать себя Руматами. Хотя бы не с возможностью, а с желанием что-то изменить.
http://www.vm.ru/news/2014/01/24/leonid-yarmolnik-film-trudno-bit-bogom-eto-bibliya-ot-alekseya-germana-232294.html
«Трудно быть богом» Алексея Германа: будущего не существует
На Римском кинофестивале состоялась премьера последнего фильма Алексея Германа, который, казалось, никогда не будет закончен. Антон Долин считает, что, бесконечно затягивая время, Герман в итоге идеально с ним совпал.
Кино
15 ноября
38371
46
3294
112
0
Люди с Земли прилетели на другую планету, где царило мрачное
Средневековье. Люди надеялись на скорое Возрождение, но в Арканаре все было спокойно: ведьм по-старинке сжигали на площадях, художников и писателей топили в нужниках, несогласных отправляли к палачам в Веселую башню. Тогда люди с Земли подумали: а вдруг что-то можно изменить? Этот сюжет мы знаем наизусть, даже если не читали «Трудно быть богом» Стругацких. Всем известно, что с далекого 1999 года фильм об этом снимает главный русский режиссер. И скоро — вот-вот, с года на год, — работа будет закончена. Потом не стало автора, а картину продолжали доделывать. К этому привыкли. Но вдруг случилось невозможное: премьера — да еще в Риме.
Казалось, все эти годы спрессовались в один сумасшедший день. В фестивальном дворце заговорили не только по-итальянски, но и по-русски. Из-за экрана прямо посреди показа вылетели две птицы. В зале на соседних рядах сошлись музейные кураторы и светские колумнисты, приезжие бюрократы и европейские чудаки — в диапазоне от министра культуры Мединского до «Юры-музыканта» Шевчука. Посольские работники в штатском незаметно выскальзывали из зала — то ли по своим таинственным делам, то ли потому, что были не в состоянии больше терпеть творившееся на экране. Пожилые итальянские критикессы чему-то возмущались в голос, не дожидаясь конца сеанса. Неизвестные юнцы с горящими глазами, напротив, сидели до конца и стойко аплодировали после финального титра. «Капитолийская волчица», которую директор Римского фестиваля Марко Мюллер собирался вручить вдове и сыну Алексея Германа за вклад в кинематограф, неожиданно превратилась в золоченого мужика на коне (вероятно, не менее почетного «Марка Аврелия», из зала было не разглядеть). В довершение ко всему ведущий церемонии зачитал обращение Умберто Эко, последней строчкой которого были слова «Добро пожаловать в ад».
http://vozduh.afisha.ru/cinema/trudno-byt-bogom-alekseya-germana-budushchego-ne-sushchestvuet/
|
|
|