Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ХАННА АРЕНДТ (16+)
|
15 февраля 2014
19.15 КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МАРГИНАЛИИ С ОЛЕГОМ ГОРЯИНОВЫМ NEW!!!
Малый зал дома актера
ХАННА АРЕНДТ (16+)
Германия, 2012, 1:50, субтитры
МАРГАРЕТЕ ФОН ТРОТТА («Свинцовые времена», «Чистое безумие», «Поруганная честь Катарины Блюм»)
Новый фильм одного из лидеров «нового немецкого кино» 60-80-х об одном из самых знаменитых политических философов ХХ века Ханне Арендт. В центре повествования - конфликт, вызванный публикацией книги Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», а также загадочность отношений героини с Мартином Хайдеггером.
Приглашаем к разговору после фильма философов, филологов и всех интересующихся историей, политикой и философией ХХ века.
Официальный сайт
«Ханна Арендт» (2012, Германия) Реж. Маргарете фон Тротта
Маргарете фон Тротта принадлежит поколению режиссеров, составивших «новую волну» послевоенного немецкого кино (Фассбиндер, Шлендорфф и др.). Хотя ее полноценный режиссерский дебют состоялся лишь в 1978 году («Второе пробуждение Кристы Клагес»), начиная с конца 60х, она активно сотрудничает с вышеупомянутыми режиссерами в качестве актрисы и соавтора фильмов. Например, в шедевре Шлендорффа «Мгновенная вспышка» (1972) фон Тротта не только исполнила главную роль и выступила соавтором сценария, но, по сути, стала движущей силой фильма, одной из первых введя в тематику нового европейского кино сильнейший феминистский заряд. Затем последовало соавторством уже в режиссерском кресле со Шлендорффом над интереснейшей экранизацией Генриха Белля «Поруганная честь Катарины Блюм» (1975), после которых фон Тротта ворвалась в мир немецкого кинематографа картинами, одновременно ставшими сильнейшими политическими высказываниями. Будь то «Свинцовые времена», «Чистое безумие» или «Роза Люксембург» движущей силой авторского интереса фон Тротты всегда оставался политический мотив критики социального порядка. Поэтому представляется совершенно не удивительным ее обращение к биографии Ханны Арендт, одного из самых политически ангажированных мыслителей ХХ века.
Название фильма может ввести зрителя в заблуждение, так как картина посвящена не всей жизни героини, но эпизодам, связанным с написанием, публикацией и последовавшей реакцией на скандально известную книгу Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». Как известно, в исследовании, написанном на основе зрительского участия Арендт в судебном процессе над одной из крупнейших фигур нацистской Германии, она пришла к неожиданным выводам. А именно, что Адольф Эйхман был вовсе не убежденным антисемитом, маниакально стремившимся к истреблению евреев, а карьеристом, всего лишь надлежащим образом исполнявшим приказы фюрера. Развоплощение столь дьявольской для современного Израиля фигуры до уровня заурядного технократа, разумеется, еврейские коллеги не могли простить Арендт, что вылилось в бойкот ее фигуры на протяжении длительного времени.
Помимо описанных событий фон Тротта иногда обращается к флэшбекам, в которых фантазирует на тему встреч молодых и позже уже не молодых Арендт и Хайдеггера, который в студенческие годы был ее учителем и любовником. К чести режиссера, стоит сказать, что интересует ее не столько грязное белье межличностных отношений крупнейших философских фигур ХХ века, сколько философские ставки их союза/соперничества. Фон Тротта подталкивает зрителя к тому, чтобы признать массовое непонимание и неприятие действий и книг Арендт (как возможно и Хайдеггера) результатом отказа видеть в ней именно философа.
«Я проанализировала ситуацию как философ» – вот, пожалуй, единственное извиняющееся объяснение Арендт за свою книгу по версии фон Тротта. Высказывание Арендт заключается в беспрецедентно смелой позиции – противопоставить мнение суждению. Согласно Арендт если вокруг нее на тему суда над Эйхманом раздается множество мнений, которые, как известно не могут быть истинными или ложными, а выражают лишь эмоциональную реакцию высказывающихся, то она противопоставляет им не альтернативное мнение, но суждение, обоснованное глубокой рефлексией. Дело не том, что она занимает непопулярную, маргинальную или нонконформистскую позицию, а в том, что ее позиция суть результат суждения, на которое многие, в том числе ее интеллектуальные «друзья» ответили гулом мнений толпы. Но самым вызывающим тезисом Арендт, который интуитивно уловили ее наиболее умные критики и поэтому никак не могли его простить, заключается в следующем. Согласно анализу Арендт Эйхман был человеком не способным к суждению, т.е. уровень ответственности его мысли перед самим собой не мог позволить приподняться ему до вынесения суждения, а не просто высказывания мнения. Однако таким же уровнем «не-мысли», неспособностью к суждению отличилось и окружение самой Арендт.
Фильм фон Тротта с кинематографической точки зрения вряд ли можно назвать выдающимся. Качественное биографическое повествование на уровне крепких телевизионных работ аналогичного формата. Так же и мысль Арендт за прошедшие 50 лет неоднократно подвергалась убедительной критике в современной политической философии (Рансьер, Агамбен). Однако кино порой ценно не только своей визуальной составляющей, но актуальностью артикулируемого высказывания. «Ханна Арендт» Маргарете фон Трота из этого ряда.
Фильм о знаменитой немецко-еврейской общественной деятельнице, философе, политологе, педагоге Ханне Арендт (1906-1975). В центре сюжета — события всего трёх лет её жизни, 1961-1964 годы, когда корреспондент газеты The New Yorker Ханна Арендт отправилась в Иерусалим освещать процесс над одним из организаторов Холокоста Адольфом Эйхманом. Пытаясь разобраться в природе фашистской ненависти по отношению к евреям, она тщательно записывала и анализировала материалы суда, обобщала их в статьях, появляющихся за океаном. Под пером исследовательницы возникла картина, которая совершенно не укладывалась в сложившиеся рамки. Обнародованный ею новый подход вызвал против неё волну возмущения и поделил многих людей на сторонников и противников этой незаурядной женщины.
|
|
|