Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

НА ГРАНИ СОМНЕНИЯ (16+)

19 декабря 2013
19.00

Мультиплекс «КиноМост» в ТК «МегаСити»
НА ГРАНИ СОМНЕНИЯ (16+)
Великобритания, 2012, 1:50
МАЙК ФИГГИС («Покидая Лас-Вегас», «Свидание на ночь», «Таймкод»)
Оскароносный режиссер-психолог и экспериментатор в последние годы тяготеет к более традиционным жанрам. Теряясь в размытых границах между реальностью и вымыслом, мы наблюдаем за известным писателем, воплощающим свои потаенные фантазии и оказывающимся замешанным в убийстве.



Теряясь в размытых границах между реальностью и вымыслом, мы наблюдаем за известным писателем, воплощающим свои потаенные фантазии и оказывающимся замешанным в убийстве.



Титры решают все
"На грани сомнения" Майка Фиггиса


Премьера кино

На этой неделе в прокат выходит эротический триллер "На грани сомнения" (Suspension of Disbelief), который в исполнении английского искателя новых форм Майка Фиггиса никак не может остаться обычным неонуаром, а превращается в кино о кино, в том числе и благодаря тому, что главный герой — сценарист. О том, что Майк Фиггис не снимает фильмы о простых портовых рабочих, пожалела ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.



Мало есть режиссеров, в чей адрес чаще использовалось бы слово "претенциозный", чем в адрес фиггисовских деконструкторских выкрутасов, и "На грани сомнения" эту тенденцию лишний раз закрепляет. Однако и в потрясшем публику новаторством "Таймкоде" (Timecode), и в не менее формалистском "Отеле" (Hotel) при всей их претенциозности было чему отдать должное, и сквозь авторское самоутверждение все-таки просвечивала какая-никакая история. Теперь же понтовая выделка не может замаскировать вторичное качество сюжетной овчинки, тем более что и режиссерских понтов как-то поубавилось по сравнению, скажем, с действительно дерзкой идеей разделить экран на четыре части и вести повествование одновременно с четырех точек зрения.

Когда-то безрассудно смелый Майк Фиггис на этот раз немного трусливо с самого же начала прикрывается чужим авторитетом: чтобы зритель не догадался (во всяком случае сразу), что его дурят, автор ссылается на Карла Юнга, открывая картину длинным титром, объясняющим, что такое в юнгианском понимании "мистическое участие". Майк Фиггис переносит этот термин в сферу художественного творчества, где, по его мнению, иногда случается, что сочиненный писателем вымысел становится для читателя реальным, непосредственно переживаемым фактом его жизни, так что у него не остается и тени сомнения в реальности происходящего, настолько он погружен внутрь рассказываемой истории. К сожалению, сам фильм "На грани сомнения" не тот случай.

В новой фиггисовской картине встречаются его излюбленные сюжетные мотивы, отчасти напоминающие те, что в "Таймкоде" служили подпоркой для формального эксперимента. У известного кинематографиста, американского сценариста немецкого происхождения (Себастьян Кох) какие-то непонятки с женой, куда-то пропавшей 15 лет назад, зато он знакомится с роковой француженкой (Лотте Вербек), которая сразу гибнет при криминальных обстоятельствах, однако оставляет вместо себя практически идентичную сестру-близнеца, вступающую в интересные отношения не только с героем, но и с его 25-летней дочкой (Ребекка Найт), актрисой, снимающейся в фильме по папиному сценарию. Полицейский инспектор (Кеннет Кранем), выясняющий обстоятельства таинственной гибели француженки, которая утонула в канале, подозревает сценариста в убийстве, а заодно, пользуясь случаем, просит его глянуть сценарий, который инспектор накропал на досуге. Вообще, чтение сценария становится одним из лейтмотивов фильма, и иногда вместо того, чтобы показывать картинку, Майк Фиггис заставляет и зрителя немного почитать "американскую запись", пуская по экрану титры: "1. Самолет взлетает. 2. Самолет садится. 3. Мартин берет напрокат машину". Это еще довольно лестный для публики прием, как бы показывающий, что режиссер верит в силу зрительского воображения, способного представить взлетающий самолет. Но во многих других случаях Майк Фиггис к нашим умственным способностям относится довольно снисходительно, примерно как его герой к туповатым студентам, которым он преподает драматургическое мастерство в лондонской киношколе. В ответ на наивные вопросы будущих сценаристов — например, "почему мы испытываем настоящие эмоции по отношению к героям фильмов?" — Майк Фиггис снова выписывает по экрану поучительные титры типа "character is plot", то есть "персонаж — это сюжет", а когда на экране впервые появляется ключевой женский персонаж, который по идее и должен обеспечивать всю сюжетную динамику, его сопровождает титр "Анжелика", как бы намекающий: смотри в оба! Однако чем больше автор фильма семафорит нам своими вербальными предупреждениями, тем труднее концентрировать внимание на том, в чем разница между двумя идентичными девушками, морочащими голову герою, и где пролегает граница между жизнью и кинематографом, которую Майк Фиггис в конце пытается окончательно размазать, проецируя финальные титры прямо поверх живых людей.


Маша Вильямс
Поставила оценку 5 и написала рецензию к фильму «На грани сомнения»
Очень большие трудности у киношников

Ничем, кроме красивой груди героини, не цепляющее кино о трудной работе сценаристов, актеров, полицейских и девушек без определенных занятий.

Британец Майк Фиггис, режиссер «Покидая Лас-Вегас», снял картину с интернациональным актерским составом, впечатляющим музыкальным сопровождением, включающим его собственные выдающиеся композиции (и пару вещей от Вагнера и Шостаковича для контраста). Побывал и оператором, и монтажером. Подумал, что загадал публике загадку, над которой нужно будет биться весь фильм и лишь в конце восхищенно охнуть, прозрев. Но что-то пошло не так с самого начала.

Прежде всего не стоит смотреть рекламный ролик картины — там раскрывается главная интрига, касающаяся родственных связей героини. Ничего более выдающегося не произойдет до самого финала, если не считать нескольких смутных эротических сцен. Мартин (Себастьян Кох) пишет сценарии и читает лекции, основанные на собственном богатом литературном опыте. Его дочь (Ребекка Найт) снимается в плохих фильмах, сюжеты для которых, как можно понять, поставляет ее папа, потому что, кроме литературного, у него есть и большой жизненный опыт — его жена, тоже актриса, пропала много лет назад, дочь он растил один и писал, писал. В очередную годовщину исчезновения жены Мартин знакомится с Анжеликой (Лотте Вербеек), роковой красоткой, то ли сделавшей, то ли не сделавшей сценаристу предложение, от которого нельзя отказаться. Сделала или нет, Мартин помнит плохо, потому что выпил и покурил, в чем ему приходится признаваться уже следователям, ведущим дело об убийстве.

Постоянно дробящееся изображение, благодаря которому мы видим героев сразу в нескольких ракурсах, бесит и путает необычайно, как и вклинивающиеся пояснительные надписи. Дело происходит одновременно на съемочной площадке, в самом фильме, в прошлой жизни сценариста и в его настоящем, причем снято все в разных стилях — от «Города грехов» до Линча. С последним вообще какая-то темная история, потому что местами Фиггис просто копирует «Малхолланд Драйв» и «Внутреннюю империю», вкладывая в это смысл, понятный только ему одному.

В результате цитаты из Юнга, детективный сюжет в духе «Головокружения» Хичкока, урожайная идея насчет глубокого и опасного погружения в сценарий — все это превращается в один бесформенный ком, откуда выковыривать что-то интересное не хочется вовсе. Единственная мысль, которая засядет в голове после просмотра, — что работа киносценариста необычайно увлекательна и очень-очень тяжела. Но и это давно известно: «Жуткие трудности у киношников», сказал один писатель-сатирик.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»