Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ (18+)

17 октября 2013
19.00

Мультиплекс «КиноМост» в ТК «МегаСити»
НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ (18+)
Россия, 2013, 1:45
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО («Первые на Луне», «Железная дорога», «Овсянки»)
«Как и ставшие знаменитыми «Овсянки», «Небесные жены...» - снова по Денису Осокину, весьма оригинальному автору, и снова об угро-финнах. Теперь о народе мари, чудесным образом сохранившем наивность древних языческих верований и живущем в завидной гармонии с природой. Это разгул фантазии и пылкое признание в любви». (Валерий Кичин, Российская газета)

Сам автор называет свою ленту, состоящую из двух десятков новелл, марийским Декамероном.

Открытый Российский Кинофестиваль «Кинотавр»: приз «За лучшую операторскую работу», приз им. Г.Горина «За лучший сценарий», Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков.

VII Международный кинофестиваль им. А. Тарковского «ЗЕРКАЛО»: приз зрительских симпатий, специальный приз журнала Variety имени Сергея Урусевского за лучшую операторскую работу.


Официальный сайт




23 новеллы о марийских женщинах. Каждая новелла — отдельная жанровая история продолжительностью от одной до десяти минут. Истории радостные и печальные, смешные и страшные. Это фильм-орнамент, фильм-календарь, рассказывающий о философии, традициях и сегодняшнем дне Марийского народа. В фильме много эротики. Не случайно Федорченко называет свой новый фильм марийским Декамероном.



Фильм снят по одноимённой книге Дениса Осокина, в которой 40, а не 22 новеллы, как в ленте[2]. Сценарий был готов ещё в 2004 году, но работа над картиной началась лишь в октябре 2010 года.

Съёмки проходили в 2010—2011 годах в Свердловской области и республике Марий Эл во все четыре времени года. Половину денег на съёмки (один миллион долларов) режиссёру выделило Министерство культуры РФ, вторую половину — частные инвесторы. Роли в картине исполнили как профессиональные актёры, которым пришлось овладеть марийским языком[3], так и обычные марийцы, далёкие от кинематографа. Жанры новелл самые различные: драма, комедия, во всей ленте присутствует много эротики[2].

Картина участвовала в ноябре 2012 года в программе Римского кинофестиваля[4], а в июне 2013 года была представлена на «Кинотавре»[5].
Награды и номинации[править | править исходный текст]
13-й международный кинофестиваль фильмов Центральной и Восточной Европы GoEast[6][7]:
Премия Федерального министерства иностранных дел «за художественное своеобразие, которое создает культурное разнообразие»;
Приз Международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ.
XXIV открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи[8]:
приз «За лучший сценарий» — Денису Осокину;
приз «За лучшую операторскую работу» — Шандору Беркеши;
диплом Гильдии киноведов и кинокритиков.
VII Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского[9]:
приз зрительских симпатий;
специальный приз журнала «Variety» имени Сергея Урусевского за Лучшую операторскую работу — Шандору Беркеши.
Международный кинофестиваль «Новые горизонты» во Вроцлаве[10]:
Гран-при фестиваля.



«Небесные жены луговых мари» готовятся к выходу

16.04.2012 21:59 Анастасия Барауля



Фото: www.kazan.aif.ru


Известный екатеринбургский режиссёр Алексей Федорченко и продюсер Дмитрий Воробьёв завершают работу над новым фильмом «Небесные жены луговых мари». В московской киностудии им. А.М.Горького уже проводится подбор голосов для части эпизодов ленты.

Выход свежеиспеченной киноленты в прокат запланирован на осень 2012 года. Фильм станет своего рода «марийским "Декамероном"» – расскажет 23 разные истории, происходящие в 70-80-х годах прошлого столетия. В каждой – своя сюжетная линия, свое настроение. Объединяет их, пожалуй, только марийский колорит и языческое мироощущение. Связующим звеном является и начальная буква имен героинь: Осылай, Одоча, Ошвика, Оразви, Орапти, Одарня, Офраси… «О» – как своеобразный позывной неба.

Фильм снимается по книге казанского писателя Дениса Осокина, на самом деле состоящей из 38 новелл. Как отмечает автор, сценарий был готов еще в 2004 году, но с экранизацией пришлось подождать шесть лет. Теперь удалось не только определиться с организационными вопросами, но и заручиться поддержкой Министерства культуры России – оно на 50% обеспечило новую ленту финансированием. Оставшуюся половину доложили частные инвесторы. Общий бюджет проекта составляет 2 млн. долларов.

К слову, «Небесные жены луговых мари» – не первый опыт совместной работы Осокина и Федорченко. Так, по повести казанского писателя режиссер снимал знаменитую ленту «Овсянки», повествующую о нравах другого финно-угорского народа – мери. Еще раньше – в 2006 году – появился документально-игровой фильм «Шошо» («Весна»). Он повествует о путешествии марийского жреца-карта в город за новыми ботинками, без которых немыслимо весеннее моление. Причем, повествует только на марийском языке, без перевода, так что зрителям, не знающим этот язык, пришлось понимать фильм, интуитивно разбирая смысл слов по ходу действия, и проникаться самой атмосферой.

«Небесные жены луговых мари» тоже полностью на марийском языке, но на экраны выйдет с субтитрами. В фильме режиссер хочет уловить удивительные, но постепенно исчезающие обычаи и обряды марийского народа как одного из последних оплотов языческой веры. Несмотря на это, фольклор здесь скорее фон для житейских ситуаций и человеческих судеб. «Небесные жены луговых мари» – фильм не документальный и не этнографический, а игровой. Причем, роли исполняют не только профессиональные актеры, но и люди из народа, которые пусть и не обучены актерскому мастерству, зато им и «вживаться» не надо. А вот с актерами, не владеющими марийским языком, приходится потрудиться, чтобы диалоги и интонации звучали естественно.

Работа над кинолентой началась еще в октябре 2010-го и растянулась на широкой территории – главным образом, в Свердловской области, на Урале, где исторически после взятия Казани осели восточные мари. На территории нашей республики съемки этого фильма велись осенью прошлого года, а ещё годом ранее Алексей Федорченко уже приезжал в Йошкар-Олу, чтобы в кастинге набрать своих будущих героев среди участников фестиваля финно-угорских театров «Майатул» и просто коренного населения республики. Кроме того, к работе с артистами подключились режиссеры Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана Алексей Ямаев и Василий Домрачев. Последний, кстати, играет в фильме одну из мужских ролей.

Проводить съемки в течение всех четырех времен года и на фоне разной местности планировалось для того, чтобы отразить каждую пору – позднюю, «голую» осень, зиму, весну, лето и снова осень, но золотую – и найти для них подходящие выразительные ландшафты. Получается некий «фильм-календарь».

Еще одно определение новому проекту режиссера – этносказка для взрослых. Если судить по предыдущим работам – например, блиставшим на международных фестивалях «Первый полет» и «Овсянки», – это излюбленный жанр Федорченко. Режиссеру интересно работать с мифологией – загадочным миром, который рядом с нами и которого в то же время нет. Этакий магический реализм, в котором сливаются действительность и волшебство.



Алексей Федорченко о фильме «Небесные жены луговых мари»
06.06.2013 | Filmz.ru | Борис Новиков, Александр Голубчиков

Мы встретились с режиссером Алексеем Федорченко, чтобы поговорить с ним не только о его новом фильме «Небесные жены луговых мари», но и узнать, какие сказки проще снимать: советского времени или этнические?
— Алексей, этот альманах рассказов Осокина появился у вас на руках раньше, чем «Овсянки»?
— Раньше. Он появился в 2006 году. А «Овсянки» только через два года.
— А почему вы решили делать сначала «Овсянок», а потом уже «Небесных жен луговых мари»?
— Кино — дело недешевое, и результат зависит не только от твоего решения, но и от кучи всяких обстоятельств. У меня был замечательный сценарный портфель, который я предлагал инвесторам, Госкино, меценатам всяким, и получилось, что «Овсянки» выстрелили первыми.
— Чем вас привлек этот альманах?
— Это вовсе не альманах. Это книга Дениса Осокина «Небесные жены луговых мари», которая состояла из тридцати восьми рассказов, из которых я выбрал двадцать три для экранизации. Чем удивляет проза Дениса Осокина, так это своей небанальностью, оригинальностью, фантазийностью. При кажущейся остроте ему удается пройти иногда по грани и не свалиться ни в пошлость, ни в высоколобость. Очень умная, красивая, волшебная проза.
— Это ведь очень сложно — в одном фильме уместить такое большое количество историй. Как вы с этим справлялись? Какое нашли решение?
— А я как-то и не сомневался, потому что сразу было понятно, что это срез жизни женщины от рождения до смерти... Это смерть и Эрос, юмор и трагедия, много жанров, и этот фильм — это такой очень насыщенный фильм-орнамент, фильм-календарь. Мне было сразу понятно, что там сложно запутаться в монтаже: как ни поставь, всё равно будет очень ярко и интересно.

Кадр из фильма «Небесные жены луговых мари»
— Какие, скажем так, сказки проще снимать: сказки советского времени или вот такие этнические истории?
— Проще в каком смысле?
— Вам как режиссеру.
— Мне вообще несложно это всё делать, а напротив — интересно и приятно. А в организационном плане, конечно, реконструировать сложнее исторические вещи. Чем дальше мы уходим в прошлое, тем сложнее найти натуру.
— Этническая история — это ведь тоже довольно сложный постановочный материал. Вам пришлось поездить, чтобы собрать материал? Как это вообще происходило?
— Конечно, я объездил и республику (Марий Эл — прим. ред.), и восточных марийцев, это деревни, которые за Уралом, в Пермской, Свердловской, Луганской областях, в областях Башкирии, где марийцы живут компактно. Я достаточно долго готовился к фильму и даже снял фильм «Шоша» на марийском языке, о марийских мужчинах, для того, чтобы подготовиться к этому большому проекту. Это был сложный постановочный материал в организационном смысле, в смысле географии, потому что каждый эпизод мы снимали в разных населенных пунктах, часто даже в нескольких. Найти натуру двадцатых-тридцатых годов сейчас очень сложно, потому что всё практически испохаблено современной фурнитурой, пластиковыми окнами, плиткой, решетками. У нас с этим всё очень плохо. А марийцы сохранили какой-то быт свой и свою гамму.
— Режиссерское кино, авторское кино, может ли оно, на ваш взгляд, быть коммерчески успешным?
— Думаю, что может.
— И заключительный вопрос: что такое, на ваш взгляд, настоящее кино? Мы уже спрашивали вас об этом год назад, но, может быть, сейчас что-то изменилось?
— Настоящее кино очень разное. При просмотре настоящее кино может пролететь за одну секунду, а может быть и так, что это огромный труд — посмотреть настоящее кино. Это может быть как аттракцион, так и научная работа. Это может быть как фейерверк, так и увлекательная книжка. Кино многогранно, и дать одно определение сложно. Как сказал один человек: если в кадре что-то движется, это кино.
http://www.filmz.ru/pub/2/27546_1.htm


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»