Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ЦЕРЕМОНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
|
27 сентября 2013
19.15 ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ В РОССИИ, АЛЬЯНС ФРАНСЕЗ В САМАРЕ И КИНОКЛУБ «РАКУРС» ФЕСТИВАЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО «САНДРИН БОННЭР И ДРУГИЕ» Фильм 3-й
Малый зал дома актера
ЦЕРЕМОНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Франция, 1995, 1:50, субтитры
КЛОД ШАБРОЛЬ («Красавчик Серж», «Кузены», «Мясник»)
В отличие от своих соратников по «Новой волне» Клод Шаброль всегда любил острые криминальные сюжеты, в которых он едко показывал «скромное обаяние буржуазии». Сандрин Боннэр играет в этой ленте служанку в богатом доме, с появлением которой начинаются самые непредсказуемые события.
МКФ в Венеции: «Золотой Лев Святого Марка» за лучшую женскую роль Изабель Юппер и Сандрин Боннэр
Премия «Сезар»: приз за лучшую женскую роль Изабель Юппер
Официальный сайт
Несколько странное поведение новой служанки с самого начала удивляет членов семьи Лельевр. Может быть, абсолютное бесстрастие — только маска, скрывающая нечто загадочное? Ясно одно — с появлением Софи в доме начинается цепь необычайных событий, в которые вольно или невольно вовлечены все.
Сергей Кудрявцев 8/10
Криминальная социально-психологическая драма
«Церемония», 46-я по счёту в обширной фильмографии (если не считать ещё короткометражные и телевизионные работы) Клода Шаброля, поначалу может произвести впечатление очередного опуса, как говорят американцы — familiar, то есть привычного, более того, поднадоевшего и, в соответствии со вторым значением слова, опять обращённого к семейно-бытовой жизни, разумеется, жителей французской периферии. Причём их не назовёшь провинциалами в нашем понимании, поскольку и провинция во Франции — не только среда обитания крестьян и служащих из среднего класса, но и место спокойного отдохновения от забот и проблем больших городов представителей культурной и экономической элиты.
Вот и семейство Жоржа Лельевра, владельца фабрики консервов, и его деятельной (кажется, на ниве общественных связей) жены Катрин, которой чуть больше сорока, немало времени проводит в комфортабельном загородном особняке. Они нанимают новую кухарку-уборщицу-экономку в одном лице. Девушка по имени Софи, возможно, не без странностей — но какая из служанок надолго сможет устроить капризных буржуа, любящих вкусно поесть и потом с не меньшим удовольствием отдаться слушанию музыки Элгара и Дебюсси или почти ритуальному телепросмотру оперы «Дон Жуан» Моцарта.
Клод Шаброль, который сам является выходцем из мелкобуржуазного круга французской периферии, а в частной жизни действительно склонен к чревоугодию и меломании (не случайно, что его сын Матьё стал композитором, заменив с середины 80-х годов в фильмах отца прежнего постоянного автора музыки — Пьера Жансена), с радостью иронизирует над «скромным обаянием буржуазии». В том числе — и над собственным творчеством, заставляя мадам Лельевр ханжески отослать под удобным предлогом своего юного сына в тот самый момент, когда по телевизору показывают не очень приличную, на её взгляд, сцену из шабролевской ленты «Кровавая свадьба».
Даже те, кто ничего не заподозрил, вскоре должны убедиться, что ружьё, появившееся в кадре, непременно должно выстрелить, семейная идиллия будет иметь кровавые последствия, а Софи вместе с ещё более нахальной и бесцеремонной подружкой Жанной, служащей почты, что-нибудь обязательно выкинут против изначально ненавистной им семьи сытых и благополучных богачей. Две молодые женщины, социально униженные и оскорблённые, являются страдательными фигурами также и с точки зрения своего пола. Но старательно вызывая сочувствие к этим стихийным бунтаркам и пригласив на их роли звёзд французского кино — Сандрин Боннэр и Изабель Юппер, которые знаменательно разделили на фестивале в Венеции премию за лучшую игру, а Юппер вдобавок впервые (и лишь с восьмого захода!) удостоилась престижного «Сезара» — режиссёр, вероятно, даже помимо своей воли спровоцировал в финале не только жалость к падшим и преступившим закон.
Расплата безжалостна и хитроумна — будто само Провидение решило вмешаться в чуть медленное развитие событий и наказать провинившихся за хладнокровный акт насилия. Причём это выглядит почти как в античных трагедиях или в том же «Дон Жуане», когда Deus ex machina подводил неминуемый итог всему происшедшему. И роковое столкновение машин, и не менее зловещая шутка судьбы, устроенная с помощью ещё одного механизма — аудиомагнитофона, который беспристрастно зафиксировал все звуки разыгравшейся трагедии — это знаки «непреклонного правосудия». Кстати, так можно было бы перевести название английского романа A Judgment in Stone, написанного Рут Ренделл в начале 60-х годов, когда она представила героинь из низшего класса старше и намного вульгарнее, чем те, кого сыграли Боннэр и Юппер.
Но «французский Хичкок», несмотря на свою явную любовь к англо-американскому мастеру триллеров и саспенсов о безвинных жертвах и неотвратимом наказании (вместе с Эриком Ромером ещё в 1957 году Клод Шаброль издал книгу об Альфреде Хичкоке), всё-таки старался открещиваться от подобной славы. И не желал быть, подобно Ромеру, автором «моральных историй», считая себя, прежде всего, певцом этики, а не морали, художником, исследующим поведение индивидуальных характеров в конкретных случаях. Человек должен сам иметь в себе нравственный закон и поступать в согласии с ним, не переступая последнюю черту. Не случайно и то, что в давнем коллективном фильме «Семь смертных грехов» Шаброль выбрал новеллу как раз о скупости. Жадность к деньгам, почти «природное» стремление к наживе, страсть к обогащению любой ценой — первая ступенька, главный «смертный грех» на пути нравственного падения, деградации личности.
Создатель «человеческой комедии V Республики» (эта характеристика французского критика Жан-Пьера Жанкола более лестна для Клода Шаброля, который, как это ни странно, так и не обратился в кино или на телевидении ни к одному из романов Оноре де Бальзака, а предпочёл довольно традиционно и скучно экранизировать «Мадам Бовари» Гюстава Флобера) обретает в «Церемонии», особенно в её финальной части, как бы новое дыхание. Вторым его не назовёшь хотя бы потому, что Клод Шаброль «возрождался» уже несколько раз — в конце 60-х, десятилетие спустя (между прочим, именно тогда, в 1978 году, на съёмках картины «Виолетта Нозьер» произошла первая встреча с актрисой Изабель Юппер, которая снималась у него семикратно — практически со всеми постановщиками она работает по одному разу!). Шаброль чаще всего считался более коммерциализированным режиссёром, нежели коллеги из «новой волны», но выживать и сохранять чутьё не в эстетско-интеллектуальном кинематографе порой куда труднее. Во всяком случае, Шаброль на данный момент почти уже сравнялся по количеству игровых кинолент с мэтром Хичкоком, всего поставившим 54 фильма.
1996/2007
«Церемония» (фр. La Cérémonie; другое название — «Церемония преступления») — кинофильм французского режиссёра Клода Шаброля, вышедший на экраны в 1995 году. В основу сценария фильма положен роман Рут Ренделл 1977 года «Каменный приговор».
В 1995 году фильм принял участие в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, где Изабель Юппер и Сандрин Боннер были удостоены Кубка Вольпи как лучшие актрисы. Изабель Юппер как лучшая актриса завоевала также престижные французские премии Сезар и Люмьер. Кроме того, фильм получил ещё шесть номинаций на премию Сезар — как лучший фильм (Шаброль), лучшему режиссёру (Шаброль), за лучший сценарий (Элиашефф, Шаброль), лучшей актрисе (Боннер), лучшим актерам второго плана (Кассель, Биссет)[1].
Содержание [убрать]
1 Сюжет
2 В ролях
3 Награды и номинации
4 Примечания
5 Ссылки
Сюжет[править | править исходный текст]
Богатая и интеллигентная семья Лельевр в составе четырёх человек живёт в собственной уединенной усадьбе в Бретани. Жена Катрин Лельевр (Жаклин Биссет) управляет картинной галереей. Её спокойный, воспитанный сын-подросток от предыдущего брака Жиль (Валентин Марле) любит читать и в целом интересуется искусством. Её муж Жерар Лельевр (Жан-Пьер Кассель) — бизнесмен, который увлекается оперой. Дочь мужа от предыдущего брака Мелинда (Виржини Ледуайен) учится в университете, и приезжает в дом только на выходные. Катрин не успевает работать и справляться со всеми обязанностями по ведению домашнего хозяйства, и для помощи по дому нанимает в качестве служанки Софи (Сандрин Боннер).
Замкнутая, но прилежная и работящая Софи первоначально производит благоприятное впечатление на всю семью. Однако постепенно у неё обнаруживается целый ряд странностей — она избегает пользоваться посудомоечной машиной, не умеет пользоваться телевизионным пультом, отказывается учиться водить автомобиль, не может посчитать мелочь в кассе. Вскоре становится ясно, что Софи неграмотна, но старательно скрывает это, и для этого покупает и носит очки с обычными стеклами, делая вид, что у неё плохое зрение.
Во время одной из поездок в близлежащий городок Софи знакомится с Жанной (Изабель Юппер), которая работает на почте, занимается благотворительной деятельностью в католическом приходе и много читает. Подруги начинают регулярно встречаться. Постепенно становится ясно, что Жанна оказывает дурное влияние на Софи своим желанием сплетничать, злостью, завистью и агрессивностью по отношению к окружающим, особенно, к Лельеврам. Жанна особенно не любит Жерара, и он отвечает ей тем же, считая, что она вскрывает и читает всю их корреспонденцию. Жерар рассказывает, что в свое время у Жанны была четырёхлетняя дочь, которая после удара Жанны упала и обгорела в печи, но тогда суд признал это несчастным случаем. Софи пересказывает эту историю Жанне, которая отвечает, что знает про Софи нечто подобное. В свое время Софи подозревалась в убийстве своего отца-инвалида, когда не помогла ему выбраться из горящего дома, который, возможно, сама и подожгла. Это ещё более сближает двух подруг.
Жерар запрещает Софи приводить Жанну в его дом. В ответ Жанна поносит всю семью Лельевров и провоцирует Софи следить за всеми её членами. Софи подслушивает телефонный разговор Мелинды с её парнем, из которого выясняется, что Мелинда беременна, но боится сказать об этом отцу. Мелинда случайно выясняет, что очки у Софи не настоящие, и что та не умеет читать. В ответ Софи грубо отвечает ей, что если Мелинда кому-нибудь об этом скажет, то Софи расскажет отцу о её беременности. Мелинда сама обо всем рассказывает родителям, и Жерар решает уволить Софи за шантаж своей дочери.
Во время благотворительного сбора вещей для нуждающихся Жанна и Софи ведут себя нагло, издеваются над переданной в дар одеждой и теми, кто её передал, в результате аббат отстраняет их от работы. Подруги едут домой к Жанне, она предлагает Софи забрать вещи из дома Лильевров и переехать жить к ней.
Тем временем семья Лильевров в полном составе садится слушать по телевизору оперу Моцарта «Дон Джованни», а Мелинда записывает оперу на кассетный магнитофон. Софи и Жанна проходят в дом через заднее крыльцо. Жанна сразу же начинает хулиганить, хватает подвернувшееся под руку ружье. Затем подруги берут горячий шоколад, поднимаются на второй этаж, заходят в хозяйскую спальню и устраивают там беспорядок — выливают шоколад в постель, бьют фотографии, вышвыривают из шкафа одежду, затем рвут её. Перерезают телефонный шнур. Берут охотничьи ружья Жерара и решают попугать хозяев, Софи их заряжает со словами «пусть выстрелит».
Лильевры слышат шум наверху. В антракте оперы Жерар поднимается на второй этаж, проверить, в чём дело, и встречает подруг с ружьями. Софи стреляет и убивает его. Затем они спускаются в гостиную и без разговоров убивают подряд троих остальных членов семьи. Затем Жанна говорит, что ей надо уходить, а Софи — что все уберет и позвонит в полицию. Она скажет, что когда пришла домой, то застала всю семью убитыми, и их вряд кто-либо докажет их вину. Жанна забирает магнитофон и уходит. На прощание подруги целуются. Жанна уезжает на своем старом автомобиле, который, едва отъехав от дома, неожиданно глохнет на повороте ночной дороги, и в него врезается другая машина. Софи стирает все отпечатки и вешает ружья на место, одевается, гасит в доме свет и выходит на улицу. Она проходит мимо места автокатастрофы, куда уже прибыла полиция. Софи видит, что машина Жанны разбита, а сама она погибла. В разбитой машине из магнитофона звучит только что записанная оперная музыка, затем слышен шум, выстрелы и голоса Жанны и Софи…
Шаброль в шутку назвал эту картину «последним марксистским фильмом»[2]. Основной конфликт картины, который приводит к убийству — это классовое противоречие между обеспеченным слоем буржуазной интеллигенции, которая в данном случае характеризуется высоким уровнем образования и культуры, и слоем бедных, часто невежественных, вынужденных обслуживать их людей, в которых такое неравноправие пробуждает зависть и агрессию. На протяжении большей части фильма Лельевры добры и внимательны к Софи, и вежливы с ней до самого конца. Но их благосклонное и покровительственное отношение, их возвышенная и комфортная жизнь, их взаимная любовь вызывают раздражение сначала у Жанны, а затем и у Софи, пробуждая в них неконтролируемый позыв уничтожить своих классовых врагов.
|
|
|