Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

БЕЗ КРОВА, ВНЕ ЗАКОНА

26 сентября 2013
19.15
ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ В РОССИИ, АЛЬЯНС ФРАНСЕЗ В САМАРЕ И КИНОКЛУБ «Ракурс» ФЕСТИВАЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО «САНДРИН БОННЭР И ДРУГИЕ» Фильм 2-й

Малый зал дома актера
БЕЗ КРОВА, ВНЕ ЗАКОНА
Франция, 1985, 1:50, субтитры
АНЬЕС ВАРДА («Счастье», «Клео от 5 до7»)
Вторая «звездная» роль Сандрин Боннэр в пронзительной истории яростно независимой девушки-бродяжки, которую рассказывают случайные свидетели. Яркая представительница французской «Новой волны», А. Варда показывает ее историю без каких-либо сантиментов и в документальной манере. Классика.

МКФ в Венеции: «Золотой Лев Святого Марка» за лучший фильм

Премия «Сезар»: приз за лучшую женскую роль Сандрин Боннэр



Батрак с фермы находит в канаве труп замерзшей женщины со спутанными волосами, в изношенной кожаной куртке и грязных джинсах. Это была Мона, яростно независимая бродяжка, чьи последние недели воссоздаются при помощи ретроспекции и в опросах людей, знакомых или встречавших Мону. Вскоре становится ясно, что никто толком ее не знал…


Сергей Кудрявцев 7.5/10
Драма

Французская постановщица Аньес Варда, одна из представительниц «новой волны», которая, в отличие от многих коллег, сохраняла верность избранным принципам и не шла на уступки коммерческому кино, вернулась в середине 80-х годов в игровой кинематограф после длительного перерыва. Однако она всегда работала практически на стыке игрового и документального, вымышленного и подлинного, экспериментаторски свободного и традиционно фабульного повествования.


История юной бродяжки Симоны Бержерон по прозвищу Мона выдумана автором, но рассказана достаточно объективированно, с определённой дистанции, без сантиментов и сопереживания, так что производит впечатление заснятого на плёнку документального свидетельства или же расследования по делу о незаметной смерти бесприютной девушки, которая однажды зимним утром была найдена замёрзшей в канаве. Серия флэшбэков как бы восстанавливает не столько её несчастную жизнь (у Моны нет прошлого, да и настоящее почти неидентифицируемо — один день похож на другой), сколько картину полного одиночества, беспросветного существования на пороге бездны, когда смерть кажется закономерным, давно ожидаемым итогом судьбы героини, вернее, её хождения по замкнутому кругу бытия. Словно Мона является узницей, которой позволено прогуливаться лишь внутри тюремного колодца.

Звучащая в оригинальном названии рифма (toit-loi) — как навязчивый рефрен, тупо отдающийся в ушах. Лучше перевести заголовок так: «Крыши нет, закона нет». Слова отрицания ритмически подчёркивают пустоту и бессмысленность подобной жизни за пределами (вспомним по аналогии монолог Клеща из пьесы Максима Горького «На дне»). Девушка-аутсайдер, лишённая крова, будто обескровлена и выглядит безжизненной ещё до своего печального конца на дне придорожной канавы, посреди голого пространства. Возврат к прологу как раз и знаменует бесцельно пройденный круг. Нам не становится яснее причина смерти героини, но уже понятнее нежелание Моны жить в мире, который её окружает. И всё же фильм Аньес Варда — рассказ о тех, кто не предотвратил раннюю гибель девушки, а не горестная повесть о ней самой.

Несмотря на сдержанный, бесстрастный пафос и отсутствие занимательного сюжета картина «Без крыши, вне закона» вполне неплохо прошла во французском прокате. Может быть, частично на это повлияло присуждение очень престижной премии — «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции (там французам везло больше, чем в родном Канне). А молодая актриса Сандрин Боннэр, сыгравшая Мону, позднее получила «Сезар» за свою роль.

1991


Аньес Варда: объяснение в любви


В кино женщин-режиссеров очень мало. Еще большая редкость - семья, в которой муж и жена посвятили себя этой профессии. Подобные «звездные» пары были у нас: Ю. Солнцева и А. Довженко, Л. Шепитько и Э. Климов. Во Франции - А. Варда и Ж. Дем.

Аньес Варда (имя при рождении Арле́т Варда́) родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе. Училась в Сорбонне, в Высшей школе декоративных искусств, в киноколледже Вожирар. Получив диплом фотографа-художника, снимала репортажи в Китае, Испании, Португалии. Заработанные деньги потратила на постановку своего первого фильма «Пуэнт Курт», в котором Ф. Нуаре согласился сниматься без гонорара. Увлеклась документальным кино. На съемке короткометражки «На побережье» познакомилась с начинающим кинорежиссером Жаком Деми. Всю ночь они проговорили о любимом деле, а через несколько дней поняли, что не могут жить не только без кино, но и друг без друга. «Киношная» семья родилась в Шербуре, вдали от родных и друзей: Аньес стеснялась, что юный супруг на три года ее младше. Оба были счастливы. Лучший фильм о любви у Аньес так и назывался – «Счастье», у Жака – «Шербурские зонтики».

Говорят, «муж и жена – одна сатана». Но у Аньес и Жака были противоположные творческие методы. Аньес недаром работала фоторепортером, ее привлекала в первую очередь фотографическая природа кинематографа. Ее программная работа «Клео от 5 до 7» построена на стыке документального и игрового кино. В ней показаны два часа из жизни певицы, взвинченной ожиданием результатов анализа и врачебного приговора: вдруг рак? Экранное время и действительное совпадают. Клео живет по минутам: от 5 до 5.05 – у гадалки, 5.05 – 5.10 – в кафе, затем в такси, дома, на репетиции и т.д.

Для мужа Аньес, напротив, кино – искусство от слова «искусственный», т.е. свободный полет фантазии, игра необычных форм. Он мечтал сравнять фильм с оперой или балетом. В знаменитых «Шербурских зонтиках» («Золотая пальмовая ветвь» МКФ в Канне) ему это удалось. Такого еще не было в кино: все без исключения персонажи не разговаривают, а поют. В «Девушках из Рошфора», которые также побывали на наших экранах, все персонажи не только поют, но и танцуют.

Осенью 1997 года в кинотеатре «Юность» проходил фестиваль нового французского кино. Шли там и фильмы А. Варда «Без крова, вне закона» (Гран-при МКФ в Венеции), «Сто и одна ночь Симона Синема», а в фойе висел вот этот рекламный плакат к картине «Жако из Нанта»
(1991 г.). Увы, ленты мы не дождались, ее не смогли привезти в Воронеж, так как в Париже началась забастовка железнодорожников. Потом канал НТВ однажды днем показал этот необычный фильм, который жена-режиссер посвятила памяти мужа-коллеги.

«Жако из Нанта» – объяснение в любви. Варда разыскала ранние любительские ленты мужа, подобрала долговязого паренька, похожего на Деми – подростка и сняла кинопоэму о жизни ради кино. Экранная биография Жако начинается с того, что родители дарят ему кинокамеру, он изготовляет куклы, забирается на чердак и снимает (в одиночку!) мультипликационный фильм.

Последний фильм Аньес Варда «101 ночь» – тоже объяснение в любви, на этот раз – к кино: картина приурочена к 100-летию кинематографа. Сюжет прост: состарившегося режиссера (М. Пикколи) посещают «звезды» (реальные – А. Делон, X. Шигулла и др.), которые когда-то у него снимались, вспоминают прославленных мастеров кино и кадры из их картин. Эта работа – настоящий праздник для тех, кому интересна история кино.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»