Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

СПИРАЛЬ

07 мая 2013
19.00
ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В МОСКВЕ И КИНОКЛУБ «РАКУРС» ПРЕДСТАВЛЯЮТ ФЕСТИВАЛЬ «ПОЛЬСКОЕ КИНО: ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ» Программа №4

Большой зал дома актера
СПИРАЛЬ
Польша, 1978, 1:25, закадровый перевод
КШИШТОФ ЗАНУССИ («Квартальный отчет», «Защитные цвета», «Парадигма»)
На турбазе в Татрах однажды появляется мужчина, поведение которого кажется странным, вызывающим, непонятным. На следующий день он исчезает, и все обитатели начинают искать его... Это одна из самых главных лент Кшиштофа Занусси – несомненного мастера психологической драмы. Трудно найти в польской кинематографии другой фильм, столь откровенно и даже провокационно говорящий о смерти, о том, что человек никогда не может до конца приготовиться к ней и принять.
МКФ в Канне: спецприз жюри



Фильм "Спираль", вышедший на экраны в 1978 году и принесший Занусси диплом экуменического жюри в Канне, приз МКФ в Панаме и приз журналистов национального кинофестиваля в Гданьске, посвящен теме преодоления одного из основных страхов человечества — страха перед смертью. Этот мотив проходит через многие картины режиссера.

Кшиштоф Занусси, будучи человеком достаточно высокодуховным, всю жизнь боролся с демонами гордыни, тщеславия и любви к красивой жизни. Но если примерно к шестидесяти трем годам пан Кшиштоф вполне разобрался в своих демонах и стал мудрым, ироничным и демократичным «своим парнем», в семидесятые и восьмидесятые годы режиссер еще метался между экзистенциальными крайностями бездуховно-душевной человеческой простоты и бездушно-высокодуховного снобизма не меньше Йохана из «Часа волка» Ингмара Бергмана.

Главный герой фильма Томаш (Ян Новицки) – какой-то крупный чиновник или художник, занимающий в Польше семидесятых достаточно высокое положение, чтобы, подобно самому Занусси, иметь возможность периодически работать за границей, не иметь особых проблем с деньгами и ездить на «Опеле» вместо общепринятых «Жигулей». И вот в какой-то момент Томаш начинает испытывать пресыщенность комфортной и уютной жизнью, приезжает на станцию альпинистов и бросает в речной поток ключи от машины.

Томаша угнетают мысли о бессмысленности человеческого существования, которое включает в себя лишь работу, погоню за деньгами, вещами и различными видами удовольствий. Он провоцирует обитателей станции, задавая им неудобные, бестактные и даже просто хамские вопросы. Наконец, заслуженно получив несколько раз по физиономии, он забирается в горы в надежде там замерзнуть. Однако добрые обитатели станции его спасают, поднявшись за ним в горы. При этом один из спасателей даже ломает ногу, после чего приходится вызывать вертолет.

После своего спасения Томаш с отмороженными руками и ногами попадает в больницу. Жизнь инвалида для него, тем более, теряет всякий смысл, и, порассуждав со своими новыми друзьями, которые спасли его от смерти, о том, что ждет его на том свете, став на один грамм человечнее, в который раз примирившись со смертью, Томаш вываливается из окна больничного коридора, чтобы уйти в светлый для него иной мир уже безвозвратно…

Окончательно уничтожив и развенчав в себе ту часть своей личности, которая была одержима демонами гордыни, бездушного идеализма и презрительного отношения к обычным людям, пан Кшиштоф все же в финале простил своего героя, который после смерти идет по снегу босиком к заснеженным горам, ассоциируясь с Христом, идущим по воде. Подобная высокохудожественная апология самоубийства не могла не быть отмечена на Каннском кинофестивале - фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь. Однако тот факт, что довольно сомнительная с точки зрения традиционной религии картина получила приз экуменического жюри, иначе как ухмылкой дьявола не назовешь.

Занусси Кшиштоф Ежи
Занусси Кшиштоф Ежи

ЗАНУССИ
Кшиштоф Ежи

Лауреат Государственной премии Польши, член Европейской академии кино, лауреат международных кинофестивалей, обладатель призов "Давид Донателло", "Люмьер" и имени Витторио Де Сики, директор и художественный руководитель киностудии "TOR", профессор

Родился 17 июня 1939 года в Варшаве (Польша). Отец — Занусси Ежи (1906—1985). Мать — Занусси Ванда (1907 г. рожд.). Супруга — Грохольска Эльжбета (1940 г. рожд.), художник.

Кшиштоф Занусси получил разностороннее образование. Решив посвятить себя науке, он окончил физический факультет Варшавского университета (1955—1959), затем изучал философию в Ягеллонском университете в Кракове (1959—1962).

В университете Занусси увлекся идеей кино, снял 11 любительских фильмов, среди которых "Трамвай до неба" (1958), "Самолет из Будапешта" (1961), "Студенты" (1962) и другие. Девять из них получили различные премии. Незаметно увлечение кинематографом переросло в страсть, а страсть — в жизненную необходимость. В 1966 году он окончил режиссерский факультет Высшей государственной школы театра и кино в Лодзи. Его дипломная работа — телефильм "Смерть провинциала" (1966) завоевала приз "Серебряные львы" на фестивале в Мангейме (1968), а также призы на кинофестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве и на родине, в Польше.

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D1%82%D0%BE%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5/%D0%97%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%20%D0%9A%D1%88%D0%B8%D1%88%D1%82%D0%BE%D1%84%20%D0%95%D0%B6%D0%B8/


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»