Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
КРУЛИК: ДОРОГА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ
|
23 апреля 2013
19.00 ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В МОСКВЕ И КИНОКЛУБ «РАКУРС» ПРЕДСТАВЛЯЮТ ФЕСТИВАЛЬ «ПОЛЬСКОЕ КИНО: ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ» Фильм 2-й
Большой зал дома актера
КРУЛИК: ДОРОГА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ
Польша-Румыния, 2011, 1:20, субтитры
АНКА ДАМИАН
Уникальный фильм, созданный в эстетике «докуманимо»: документальный в лучших традициях нового румынского кино сюжет, реализованный средствами анимации, на которые способны только польские мастера. Мощный изобразительный стиль, основанный на использовании анимационных техник рисунка, коллажа, фотографии, инсталляции, декупажа принесли трогательность и поэзию в трагическую историю, которая прекрасно написана и чувствительно визуализирована.
МКФ анимационного кино в Аннеси: гран-при.
Официальный сайт
Летом 2007 года со счета известного польского судьи пропадает порядка 500 евро. В краже обвиняют 33-летнего румына. Как только его переводят в изолятор временного задержания в Кракова, он начинает голодовку, утверждая, что в день краиж находился в Италии, и требуя встречи с представителем Румынского консульства. В начале 2008 года молодого человека освобождают из тюрьмы по состоянию здоровья, но уже слишком поздно: спустя 16 часов после освобождения он умирает.
Фильм основан на реальных событиях: история румына Клаудиу Крулика, ложно обвиненного польскими властями в воровстве и брошенного в тюрьму. Протестуя против произвола и отсутствия нормального следствия, Крулик объявил голодовку и провел без еды несколько месяцев при полном равнодушии всех ответственных лиц, включая румынских дипломатов и членов собственной семьи. Крулик умер от истощения спустя несколько часов после того, как его выпустили из заключения, и смерть его стала причиной грандиозного международного скандала с отставкой влиятельных чиновников. Однако фильм Анки Дамиан мало отношения имеет к международной политике, равно как и не является расследованием причин или изучением следствий. Это фильм о Крулике. Закадровым голосом знаменитого румынского актера Влада Иванова покойный Клаудиу рассказывает о своей прошлой жизни: о детстве, о своей девушке, о том, почему приехал в Краков, за что был схвачен, почему начал голодать, как писал тем и этим, как терял силы, как не получал ответа, как терял надежду, как прошел точку невозврата, после которой уже невозможно остановить голодовку... как умирал.
Эту историю Анка Дамиан начинает легко, с юмором, вполне увлекательно и даже беззаботно, чтобы к финалу довести до острейшей и высочайшей ноты — заставить зрителя лично и глубоко интимно воспринять эту утрату — смерть человека. Созданный в лучших традициях румынского кино последних лет «Крулик» убедительно и очень ярко рассказывает о ценности любой и каждой человеческой жизни, о чем так часто забывают в современном обществе.
«Крулик» получил гран-при на анимационном фестивале в Аннеси и множество других кинонаград.
Режиссёр:: Анка Дамиан
Страна производства:: Румыния, Польша, 2011
Продолжительность:: 1 час 13 мин
Рекомендуемый возраст:: от 18 лет
"Крулик: дорога в загробную жизнь".
Режиссер Анка Дамиан
В основе фильма Анки Дамиан, получившего гран-при на анимационном фестивале "Анси-2012", лежит реальная история: румын Клаудио Крулик был несправедливо обвинен в краже кошелька у краковского судьи и посажен в тюрьму. Чтобы обратить внимание властей на свою невиновность, он объявил голодовку — и умер от ее последствий через три дня после выхода на свободу.
Анимация вообще, как мы знаем после "Вальса с Баширом" и "Персеполиса", прекрасно подходит для рассказывания документальных историй. Анимационный ряд в "Крулике" довольно бесхитростный и несколько даже иллюстративный. Герой как будто рассказывает свою жизнь из загробного мира: одинокое молдавское детство на воспитании у теток, заработки в Польше, сын, умерший в младенчестве. А режиссер, цепляясь за каждое слово, сочетает коллаж с рисованной анимацией. Тут главным героем становится даже не сам Крулик, а фотография серьезного маленького мальчика, который, оживая в рисунке, гоняет мяч по пустым дворам, качается на качелях и тетешкает чужих младенцев. Главная метафора "Крулика" — пустое пространство вокруг героя, как будто отражающее пустоту его собственной жизни. Неизвестно, насколько запланирован этот эффект, но трагедия смерти Крулика делается масштабней именно за счет несодержательности его жития. Рассказывая историю человека, который умер, отстаивая собственную личность, фильм только очерчивает его. Мы узнаем, например, что он любил младенцев, но почти ничего не узнаем о том, каким он был человеком. Его не за что похвалить и поругать, это не надгробная речь. Но это в то же время важное кино о системе: человек сопротивляется исчезновению, а система, которая в любой момент может его спасти, с силой толкает его в загробную жизнь. Тут нет прямого обвинения, но есть виновные, среди которых и румынский консул, и прокурор, и судьи, и тюремные врачи.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2047395
Почти на протяжении века было принято считать, что мультипликация подходит более всего для изображения сказочного, ирреального, гротескного и никак не годится для отражения реальной жизни с ее повседневными и политическими проблемами. Однако с приходом XXI века концепция эта кардинально изменилась, и художники обнаружили для себя новые грани привлекательности анимации – в области документального кинематографа.
Создательница одного из самых нашумевших анимационных фильмов минувшего года Анка Дамиан объясняет это так: «Я думаю, что настоящего документального кино не существует! Одно присутствие камеры уже меняет всю ситуацию вокруг нее. И присутствие человека рядом с этой камерой тоже все меняет. Не говоря о том, что камера снимает с определенной точки, в определенном месте и в определенное время, которые были кем-то выбраны. Потом происходят монтаж, текст, музыка… Все это уже не есть реальность в ее чистом виде. И на каком-то подсознательном уровне тут проявляется конфликт. Потому что увиденное – это вроде бы правда, но в то же время и не правда вовсе, а лишь только то, что режиссер считает правдой. Когда же на эту реальность наложены художественные слои, это становится как бы более честным высказыванием. Фильм перестает претендовать на то, чтобы быть тем, чем на самом деле не является».
Однако дело не только в честности, о которой говорит Дамиан. Документалисты, обращаясь к анимации, и аниматоры, обращаясь к документальным, выдернутым из жизни темам, обретают сегодня новый способ говорить о волнующих их проблемах: в этом способе сочетаются арт и предельный реализм, появляется возможность избежать лишней натуралистичности и обогатить свое высказывание за счет ярких метафор, а главное – рождается новая, более сложная и тонкая манера обсуждения человеческих проблем, нежели это принято было в документалистике и анимации раньше.
Сегодня авторы только осваивают возможности документальной анимации, и среди пионеров в этой жанровой экспедиции можно назвать Польшу, которая выпустила за последние годы целый ряд важных и интересных работ этого жанра. Тут и «Город плывет» Бальбины Брушевской, и «Юный почтальон» Дороты Кобели, и «Докуманимо» Малгожаты Босек. И, конечно, великолепный польско-румынский «Крулик» режиссера Анки Дамиан.
Небольшой фестиваль «Докуманимо», организованный Польским культурным центром и Золотым залом кинотеатра «Художественный», представляет две программы польской документальной анимации: от ее предтечей до ярких образцов жанра, созданных в XXI веке.
Мария Терещенко
Фильм основан на реальных событиях: история румына Клаудиу Крулика, ложно обвиненного польскими властями в воровстве и брошенного в тюрьму. Протестуя против произвола и отсутствия нормального следствия, Крулик объявил голодовку и провел без еды несколько месяцев при полном равнодушии всех ответственных лиц, включая румынских дипломатов и членов собственной семьи. Крулик умер от истощения спустя несколько часов после того, как его выпустили из заключения, и смерть его стала причиной грандиозного международного скандала с отставкой влиятельных чиновников. Однако фильм Анки Дамиан мало отношения имеет к международной политике, равно как и не является расследованием причин или изучением следствий. Это фильм о Крулике. Закадровым голосом знаменитого румынского актера Влада Иванова покойный Клаудиу рассказывает о своей прошлой жизни: о детстве, о своей девушке, о том, почему приехал в Краков, за что был схвачен, почему начал голодать, как писал тем и этим, как терял силы, как не получал ответа, как терял надежду, как прошел точку невозврата, после которой уже невозможно остановить голодовку... как умирал. Эту историю Анка Дамиан начинает легко, с юмором, вполне увлекательно и даже беззаботно, чтобы к финалу довести до острейшей и высочайшей ноты – заставить зрителя лично и глубоко интимно воспринять эту утрату – смерть человека. Созданный в лучших традициях румынского кино последних лет «Крулик» убедительно и очень ярко рассказывает о ценности любой и каждой человеческой жизни, о чем так часто забывают в современном обществе.
|
|
|