Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ЗАКАТ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ

16 апреля 2013
19.15
ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА

Малый зал дома актера
ЗАКАТ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Канада, 1986, 1:40
ДЕНИ АРКАН («Нашествие варваров»)
Картина, произведшая фурор в киномире середины 80-х и до сих пор мало известная российскому зрителю. Четверо мужчин и четыре женщины ведут откровенные и очень забавные беседы о гендерных взаимоотношениях, а фильм тем временем исподволь выносит смертный приговор западной цивилизации. Как оно и бывает: люди говорят, а империи рушатся.


Официальный сайт




Канадские интеллектуалы средних лет, университетские профессора, готовятся к вечеринке и — разговаривают. Мужчины — до поры — отдельно, женщины отдельно. Потом, объединившись за столом, они продолжают дискуссии — все о том же, о сексе.


Сергей Кудрявцев 9.5/10
Трагикомическая притча

Эта картина 44-летнего канадского режиссёра Дени Аркана произвела фурор на родине, на нескольких фестивалях в Америке и Европе (премия ФИПРЕССИ досталась на самом престижном киносмотре в Канне), была номинирована на «Оскар», прославила самого автора и заслужила лестные отзывы критиков разных стран. На Московском кинофестивале 1987 года, уже в перестроечное время, она с большой опаской, после долгих дебатов была показана только в Доме кино, то есть для избранных. «Закат американской империи», где впервые был угадан и воплощён на экране (в серии двусмысленных диалогов, а точнее — сплетен и анекдотов) процесс нравственной переориентации западного общества после краха «сексуальной революции», оказался слишком смелым для представителей ещё не павшей советской империи. Затруднительность ситуации усугублялась тем обстоятельством, что в фильме не содержалось никаких сцен, которые можно было бы легко вырезать из-за их откровенности. Пожалуй, пришлось бы резать вдоль плёнки, потому что «неприличные разговоры» на французском языке велись на всём протяжении действия, а наличие английских субтитров мешало проделать давно знакомую операцию по приведению текста в цензурный, соответствующий социалистической морали вид.

Ныне эти проблемы могут показаться просто смешными (ещё забавнее тот факт, что уже в 1997 году «Закат американской империи» без каких-либо скандальных последствий заменил в эфире НТВ якобы более оскорбительную ленту «Последнее искушение Христа»). Но в конце 80-х «мина замедленного действия», заложенная Арканом, будто бы всерьёз грозила подорвать все наши устои, которые создавались десятилетиями. Сам постановщик вряд ли это предполагал, живописуя картину нравов обитателей Монреаля, города вроде бы франко-канадского, квебекского, но давно включённого в американскую систему жизненных ценностей.

Четверо мужчин, преподавателей университета, болтают не где-нибудь, а на кухне, готовя ужин в ожидании четырёх женщин, которые судачат в тот же самый момент в огромном спортзале, занимаясь оздоровительной гимнастикой. Потом представители обоих полов встречаются вместе уже на общей вечеринке — и эти «восемь персонажей в поисках смысла существования» продолжают пустопорожний разговор, раскрывая не только собственные характеры и частные судьбы, но настроения всего социума накануне «заката американской империи». Кто-то из них язвительно замечает, что империи приходят к своему краху как раз тогда, когда общество феминизируется, в нём перестаёт доминировать мужское начало, в разных сферах проявляются черты матриархата, а граждане бесплодно проводят время в байках о сексе и политике. И наступившая «эпоха СПИД» грозит гедонистам опасными карами, хотя гомосексуально ориентированный участник подобных «посиделок» остроумно выдаёт в ответ на предостережения большой список других «модных болезней», которыми может наградить исключительно женщина.

Исчерпанность полигамных отношений (кстати, ещё одна примета «заката»), потребность в человеческом общении и в истинном чувстве, ностальгия по сентиментальным бредням, тоска по духовности — вот что сквозит в словесной перепалке внешне благополучных средних буржуа. Перефразируя слова Чехова, можно заявить так: люди говорят, обедают, ссорятся по пустякам, а в это время рушатся целые империи. И виртуозность режиссуры Дени Аркана заключается именно в том, что, сведя вместе нескольких людей и позволив им вдоволь выговориться, вообще не опасаясь никаких табу, он исподволь превратил заурядную житейскую историю о «разговорах на кухне» в интеллектуальную притчу о состоянии человеческого общежития в последней четверти XX века. Импровизационная работа с актёрами, которые принимали участие в создании диалогов, позволила постановщику и его слаженному ансамблю наполнить действие живыми подробностями, подчас говорящими больше о сути нашего времени, чем некие важные политические события. Ведь судьба истории может немало зависеть даже и от частной жизни людей.

«Закат американской империи» оказался словно первой частью современной «моральной трилогии» Аркана — далее последовали «Иисус из Монреаля» и «Любовь и бренные останки». А спустя 17 лет режиссёр создал своеобразное продолжение — «Варварские вторжения — закат продолжается» (в российском прокате — «Нашествие варваров»), которое существенно уступило «Закату американской империи» по силе воздействия.

1990/2006





Huntelaar19

рецензии (48)
оценки
друзья
фильмы
звёзды

Закат, который начинается с запада.

Успешные и достигнувшие всего в жизни канадские интеллигенты средних лет готовятся провести ужин. Четыре мужчины — на кухне и четыре женщины — в спортзале. Но о чём они говорят? О политике, об истории, о науке, об искусстве? Нет. Они говорят лишь об одном — о сексе.

Среди мужчин: матёрый бабник — Реми, столь же развратный Пьер, гомосексуалист Ален и молодой, амбициозный парень Клод. Во время подготовки к ужину они только и делают, что говорят о сексе и всем, что с ним связано. Реми и Пьер рассказывают о своих похождениях. Ален, как ходит по улицам в поисках партнёра. Клод же почти всё время молчит. Он ещё стремится к чему-то светлому. Остальные же, добившись в жизни всего, чего хотели, потеряли жизненный ориентир и теперь могут думать только о сексе. Получив докторские степени, все их мысли стали лишь о плотских утехах.

Женщины проводят время в спортзале, но говорят о том же. Они делятся своими воспоминаниями, сексуальными опытами, рассказами о парнях и сношениями с ними, и прочими женскими штучками. Их так же больше ничего не интересует. У них тоже нет никаких светлых целей. Все мысли лишь об одном.

На ужине они воссоединяются, но поначалу стесняются говорить об этом. Но сторонний человек, случайно подслушавший разговор мужчин, и оказавшийся на этом ужине, впрямую говорит, что после всех слов ожидал оргии, а получил скромную застольную беседу. Но после этого, они, получив моральный повод, они снова начинают разговоры о сексе.

Закат солнца начинается на востоке. Но этот закат начался с запада. Зародившиеся в капиталистическом мире упадок и разложение теперь дошли и до нас. И этот бездуховный образ жизни приняли и у нас.

Дени Акран сравнивает современно общество с последними днями Римской империи, когда к власти приходили выродки вроде Калигулы и Нерона, когда жители придавались пороку, когда все ставили свои интересы выше интересов общества. А сейчас разве не так. Телевидение и другие С. М. И. вместо того чтобы просвещать, затуманивают наш разум. Бесконечные сериалы и ток-шоу, которые не несут в себе ничего духовного. Голливуд, который своими бездумными блокбастерами вытесняет настоящее искусство. Вездесущая поп-культура, которая занимает сознание людей. И секс. Секс, который льётся отовсюду. С экранов телевизоров, со страниц газет, мониторов компьютеров и даже из колонок радио. Секс, который разлагает наше общество, и тянет его к неизбежному закату.

Раньше людей морально сдерживала религия под страхом ада. Но когда распространился атеизм, людей сдерживает лишь закон. Но в законе не прописаны моральные нормы. Люди больше не боятся быть аморальными. И эта группа интеллигентов, добившись в жизни материального достатка и положения, устав от умственной загрузки на работе, придаются пороку в личной жизни.

Закат солнца красив, и им приятно любоваться, закат общества отвратителен, и на него невыносимо, но всё-таки нужно смотреть.

10 из 10
http://www.kinopoisk.ru/film/83185/


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»