Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК

11 апреля 2013
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК
Великобритания, 1949, 1:50
КЭРОЛ РИД («Выбывший из игры», «Поверженный идол», «Оливер»)
Трагикомический кошмар по сценарию Грэма Грина о послевоенной Вене, поделенной союзниками на оккупационные зоны. Циничная фраза героя Орсона Уэллса исчерпывающе характеризует загадочно-мрачную атмосферу фильма: «Когда Италия находилась под властью герцогов Борджиа, там царила война, террор, убийства, но вместе с тем там были и Микельанджело, и Леонардо да Винчи, и Возрождение. А что дала Швейцария за 500 лет мира и демократии? Часы с кукушкой!».
МКФ в Канне: Золотая пальмовая ветвь за лучший фильм
Лучший британский фильм всех времен по версии Британского института киноискусства


Официальный сайт




Холли Мартинс, автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Увы, буквально накануне тот погиб в результате несчастного случая.

По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартинс решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал.

Более того, Мартинс уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом…



«Третий человек» (англ. The Third Man) — британский криминальный кинодетектив в жанре нуар, награждённый главным призом Каннского фестиваля 1949 года. Широко известен благодаря актёрской работе Орсона Уэллса и музыке Антона Караса. Главную роль исполняет Джозеф Коттен.

Неоднократно признавался одним из величайших фильмов в истории кинематографа: в 1996 г. Британский институт кино признал «Третьего человека» лучшим британским фильмом всех времён. Американская киноакадемия присудила ленте «Оскар» за лучшую операторскую работу.


Сюжет

Действие фильма происходит во второй половине 1940-х годов в полуразрушенной послевоенной Вене. Город разделён на четыре зоны оккупации: американский, английский, советский и французский секторы, а центр города, так называемая международная зона, управляется всеми четырьмя союзниками совместно. В городе, вследствие недостатка практически любого товара, процветает чёрный рынок, и орудуют банды.

По приглашению друга своего детства Гарри Лайма (Орсон Уэллс), в Вену приезжает сочинитель незамысловатых вестернов, американский писатель Холли Мартенс (Джозеф Коттен). Добравшись по адресу, он узнаёт от дворника (Пауль Хёрбигер), что Гарри совсем недавно погиб в результате несчастного случая, произошедшего прямо под окнами его дома: его сбила машина. Мартенс успевает только на похороны друга. На похоронах с Мартенсом заговаривает английский офицер майор Кэллоуэй (Тревор Ховард) и, убедившись в полной непричастности Мартенса к расследуемому им делу, рассказывает ему, что Гарри Лайм был одним из главных венских гангстеров. Мартенс, знавший Лайма 20 лет, решительно отвергает такую возможность.

Впоследствии друзья Лайма рассказывают Мартенсу подробности смерти его друга, настораживающие Мартенса в первую очередь потому, что на месте происшествия совсем не было случайных людей — даже водитель машины был собственным водителем Лайма. Кроме того, по заверениям друзей, они вдвоём бросились на помощь, а дворник сообщил Мартенсу, что видел троих. Невзирая на то, что майор Кэллоуэй предоставил Мартенсу билет на обратный самолёт, Мартенс, уверенный в том, что его друга убили, начинает своё собственное расследование, немаловажной частью которого становятся поиски третьего человека.
В ролях
Актёр Роль
Джозеф Коттен Холли Мартенс
Алида Валли Анна Шмидт
Тревор Ховард Майор Кэллоуэй
Бернард Ли Cержант Пэйн
Орсон Уэллс Гарри Лайм
Эрнст Дойч Барон Курц
Зигфрид Бройер Попеску
Эрих Понто Доктор Винкель
Вокруг фильма

Сценарий фильма написал Грэм Грин. В его основе лежит известный сюжетный ход — инсценировка героем своей гибели. В оригинальном сценарии повествование ведётся от имени британского полицейского (майор Кэллоуэй); фильм излагает те же события от имени Холли Мартенса. Впоследствии Грин написал одноимённый роман, вышедший в 1950 году.

Съёмки в Вене происходили с 22 октября по 11 декабря 1948. В качестве апартаментов главного героя был выбран княжеский дворец Паллавичини. В киномире долгое время бытовало мнение, что первую скрипку на съёмках играл не режиссёр, а Орсон Уэллс, и именно ему принадлежат наиболее интересные режиссёрские решения (в частности, финальная виньетка на тему верховенства долга над чувством). Сам Уэллс всегда открещивался от этих слухов.

Несмотря на британское происхождение, «Третий человек» принадлежит к числу классических фильмов-нуар и даже признан Американским киноинститутом «одним из лучших американских детективов» в истории. Главный герой оказывается в роли частного детектива и в ходе проводимого расследования не только убеждается в относительности общепринятых мнений и нравственных ориентиров, но и сам оказывается в ситуации, когда он вынужден выбирать между чувством и долгом.

Развязка, как это часто бывает в лентах этого жанра, помещена в индустриальном лабиринте — канализационной системе. Орсон Уэллс отказался выглядывать на улицу из канализационного тоннеля. В знаменитой сцене, где (якобы) герой Уэллса хватается руками за решетку канализации, снялся сам режиссёр, Кэрол Рид.

Уэллс имел выбор — получить фиксированную оплату за съёмки или процент от прибыли. Он выбрал фиксированную оплату и крупно проиграл. Фильм был награждён на одном из первых фестивалей в Каннах и получил премию «Оскар» за лучшую операторскую работу в чёрно-белом кино. Он стабильно появляется в рейтингах лучших фильмов в истории, в том числе по версии IMDb.

В американском прокате из фильма были вырезаны 11 минут, в основном сцены, где Холли Мартинс ведёт себя неподобающе супергерою, к которому привыкла американская публика (много пьёт, интересуется женщинами), и в том числе вступление, в котором рассказчик (Кэрол Рид) объясняет зрителю, что представляет из себя жизнь в оккупированной Вене и каково зарабатывать на чёрном рынке. Этот фрагмент был восстановлен при издании DVD в серии Criterion Collection.
Музыка

Антон Карас, автор и исполнитель главной музыкальной темы, сыграл её на цитре. Причём озвучивал он, глядя на экран, как это делалось при музыкальном сопровождении в немом кино. Инструментальная версия этой темы провела 8 недель на первой строчке американского чарта продаж.
Интересные факты

Во время съёмок фильма кафе «Моцарт» — в котором должна была состояться встреча Мартэнса с бароном Курцом, — отказалось стать кулисой, опасаясь убытков, поэтому сцену встречи снимали на близлежащей площади, просто расставив там столы. В настоящее время кафе «Моцарт» активно рекламирует себя как одно из мест «Третьего человека».
Актёры, носящие в фильме военную форму, на самом деле носили пёстро раскрашенные костюмы, чтобы как можно больше отличаться от настоящих военных. Разница сглаживалась чёрно-белой плёнкой.
В традиционном венском кинотеатре «Бургкино», что на Рингштрассе, фильм «Третий человек» до сих пор показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.
В Вене в настоящее время существует несколько турагентств, предлагающих туристам экскурсии «По местам третьего человека». — Однако же их не следует путать с подразделением венского магистрата, отвечающего за канализационную систему города, слоганом которого также является «По следам третьего человека».



По роману Грэма Грина. Автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Но накануне тот погиб в результате несчастного случая. По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартине решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал. Более того, Мартине уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом...

Главный герой, Холли Мартинс (Джозеф Коттен), приезжает в Вену по приглашению своего старого друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс), но узнает, что тот погиб в нелепой автокатастрофе. Английский майор, однако же, убеждает Мартинса: Лайм не погиб, он спекулирует бесценным пенициллином на черном рынке и инсценировал свою смерть, дабы скрыться от правосудия. Он прекрасно ориентируется в лабиринтах старой Вены, и поймать его практически невозможно. Вот если бы Мартинс помог — Лайм ведь наверняка на него выйдет, назначит встречу… А вот, кстати, и документальные киносъемки: это дети, погибшие от нехватки пенициллина… И Мартинс помогает. Договаривается о встрече, помогает устроить засаду и даже принимает участие в роковой для Лайма перестрелке. Когда профессиональный шпион (и правоверный католик) Грэм Грин писал сценарий «Третьего человека», он знал, о чем пишет. Мартинс — образец, если не символ, рефлексирующего интеллигента, заплутавшего в лабиринтах послевоенной Европы: не архитектурных, моральных. Именно такие, как он, становились легкой поживой вербовщиков из разведцентров самых разных держав: ошеломленные стремительным распадом всех социальных связей, растерявшие былые ориентиры и отчаявшиеся обрести новые, они соглашались участвовать в самых сомнительных предприятиях — лишь бы перед ними маячила высокая цель. Грин далек от того, чтобы заподозрить майора в неискренности и лукавой демагогии или чтобы хоть на йоту оправдать Лайма, — негодяя и подонка, повинного в десятках детских смертей и бравирующего своим цинизмом. Он также щедро наделяет Мартинса всем «необходимым» тому багажом моральных терзаний и сомнений, предшествующих принятию окончательного решения. Но когда Лайм, придя на встречу, догадывается о предательстве друга, в его чуть насмешливом, чуть разочарованном взгляде — единственный раз за весь фильм — виден взгляд самого автора. Лайм погибнет в гигантском лабиринте венской канализации, чуть-чуть не дотянувшись сквозь решетку до свободы; но и Мартинсу из своего лабиринта уже не выбраться, и мрак в нем сгустился навеки. Отныне за каждым поворотом, в каждом углу может чиркнуть спичка — и осветить на короткое мгновение насмешливые глаза Гарри Лайма: негодяя и подонка, преданного своим другом. (А. Гусев. Журнал СЕАНС)


Выбор фильма Hugo McMorran,

«Самый классический нуар на свете. Некоторые сцены этого фильма видели все, но целиком у нас, кажется, он не очень известен. Фильм снят под большим влиянием Орсона Уэлса, у которого здесь роль второго плана. Когда мы придумывали тему для кино в апреле, этот фильм был основным для показа. По законам жанра юноша, который должен был его представлять, бесследно исчез, не оставив даже короткого анонса фильма… Тем не менее нам кажется, что «Третий человек» – необходимое, обязательное кино – как для какого-то самообразования, так и из-за неповторимой атмосферы» (Саша Аневский)

Описание: «Захватывающая, прекрасно задуманная и блестяще снятая черно-белая картина, одна из лучших работ британского режиссера Кэрола Рида, поставлена по роману Грэма Грина.
Холли Мартинс (Коттен), автор бульварных романов, приезжает в послевоенную Вену в надежде получить работу, которую ему обещал старый друг Хэрри Лайм. Но тот, оказывается, погиб в результате несчастного случая, а тело его вот-вот должны предать земле. Холли присутствует на похоронах, где знакомится с красавицей Анной (Валли), бывшей любовницей Хэрри. Вена была под совместным контролем четырех стран-победительниц, черный рынок со всеми его преступными составляющими служит постоянным фоном фильма.

Расспросив о покойном друге британского офицера Кэллоуэя (Хауард), Холли узнает, что Лайм был рэкетиром. Он намерен провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот совершить не мог. Более того, Холли уверен, что его друг был убит.
Главный приз на МКФ в Канне в 1949 году. «Оскар» за лучшую операторскую работу (Роберт Краскер), номинации за лучшую режиссуру (Кэрол Рид)». (с) Иванов М.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»