Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

НАПИСАНО СЕРГЕЕМ ДОВЛАТОВЫМ

11 апреля 2013
19.00
ПРЕМЬЕРА «РАКУРСА»

Большой зал дома актера
НАПИСАНО СЕРГЕЕМ ДОВЛАТОВЫМ
Россия, 2012, 1:00
Автор сценария, режиссер и продюсер РОМАН ЛИБЕРОВ («Юрий Олеша. По кличке Писатель», «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», «Один день Жоры Владимова») Музыка Billy's Band
Из фрагментов произведений, писем, интервью, редакторских колонок создан документально-анимационный рассказ о живом человеке и ироничном писателе-классике.
Фильм снимался в Петербурге, Республике Коми, Таллинне, Пушкинских горах и Нью-Йорке.
Образ Сергея Довлатова соткан из деталей, пространства, фотографий, рисунков,звуков, печалей...

По окончании фильма онлайн-конференция с создателем фильма Романом Либеровым.
ТОЛЬКО В «РАКУРСЕ»!


Официальный сайт




Всё, что имеет значение для человека Сергея Довлатова, так или иначе написано писателем Сергеем Довлатовым. Из фрагментов произведений, писем, интервью, редакторских колонок составлен рассказ о живом человеке.






Малов-кино

рецензии (500)
оценки
друзья
фильмы

Пропало лето

Рядовой сеанс, на котором я побывал, собрал рекордное количество публики, по крайней мере, в сравнении с теми фильмами, которые мне довелось посмотреть в кинозалах за последние несколько месяцев.

Неформатная документальная картина, появление которой не приурочено ни к какой дате, не пропиарено в СМИ и в каком-то смысле случайно, притягивает к себе точно так же, как и проза его главного героя, на которую уже третий десяток лет подсаживается всякий, кому она попадает в руки. Первое, что лично мне вспоминается: жаркое лето 1994-го. Отправляясь в тот год к родственникам в Ростовскую область, я решил захватить с собой только что появившийся трехтомник Довлатова, в надежде полистать его на досуге. Эта фамилия, тогда ассоциировавшаяся у меня только с «Комедией строгого режима», снятой по его ещё непрочитанной повести «Зона», внушала какой-то необъяснимый интерес. Чтобы в итоге сделать Довлатова самым востребованным автором, лучше других заполнившим для меня экзистенциальную пустоту безумных 90-х.

Кто бы мог подумать, что из-за этих книжек у меня в первый и последний раз в жизни случится ожог второй степени. Захватив на пляж первый том (где были, ставшие затем любимыми, повести — «Зона», Компромисс» и «Заповедник»), я завис с ним на несколько часов и пришёл в себя только когда понял, что с моей спиной что-то не так. К вечеру она пошла волдырями. Из трёх недель запланированного отдыха, я большую часть времени пролечился тогда от ожогов. Но не могу сказать, что страдал. Пребывая оставшиеся дни «под домашним арестом», в то время как все остальные купались в речке и загорали, я не просто прочитал весь трехтомник, но сделал этот дважды. От Довлатова, как от жаренных ростовских семечек, было невозможно оторваться. Ведь никто другой не умел так «просто говорить о сложном, так смешно о грустном и так коротко о вечном».

Поэтому я ничуть не удивился, когда спустя 22 года после смерти о нём сняли кино. И самое главное: это сделали влюблённые в него люди. Снимали на фотоаппарат, буквально побираясь по друзьям и знакомым: кто-то давал несколько тыщ рублей, кто-то несколько тыщ баксов, не настаивая на возвращении. Фильм о Сергее Довлатове стал четвертым «томом» Романа Либерова, задумавшего цикл «Поэт в России больше…». Взяв хороший темп, режиссер реализовал за 4 года четыре проекта: «Юрий Олеша по кличке писатель» (2009), «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» (2010), «Один день Жоры Владимова» (2011) и собственно предмет нашего сегодняшнего обсуждения.

Как и Бродский, побудивший Андрея Хржановского снять «Полторы комнаты…», Довлатов стал для Либерова поводом для признания в любви. Как и бывший мультипликатор Хржановский, Либеров активно задействовал в фильме анимацию, оживляя то пожелтевшие фотографии (вот молодой красавец перекинул папироску из одной части рта в другую), то мраморные статуи (вот Ломоносов, над барельефом которого трудился камнетес Довлатов — был и такой факт в его биографии, — вытягивает из-под себя и опрокидывает бутылку водки)…

И вообще Либеров пытается отойти от канонизированного языка неигрового кино, в основном состоящего из говорящих голов и квазидокументальных кадров, где персонажи, зная, что их снимают, автоматически перестают быть естественными, такими, какими могли быть, если бы их снимала скрытая камера. Из говорящих голов здесь только вдова, Елена Довлатова, да и она представлена всего тремя короткими комментариями. Зато очень к месту использован приём, который становится тут едва ли ни ключевым. Режиссёр «метит» портретами Довлатова и теми, с кем он был близок, окна и стены домов и построек, где писатель в свое время появлялся: от зоны в бывшей Коми АССР до Таллинна, от пушкинского заповедника под Псковом до 108-й улицы Нью-Йорка.

Невероятно органичен голос Сергея Пускепалиса, цитирующего от автора щедро представленные (в пределах данного метража) фразы Довлатова. Извлеченные из его читанных-перечитанных текстов, они вдруг начинают жить своей самостоятельной жизнью. Вот песня, сочинённая во время службы в армии, где он писал, чтобы «заработать на колбасу и «Перцовку». Вот матерная реплика в адрес бывшего питерского собутыльника Оси и одновременно будущего Нобелевского лауреата Бродского, который похвалив его повесть в Америке, вдруг, между прочим, заметил: «Мы, кажется, на Вы…»

Довлатов тут, подобно «Влюблённому Шекспиру», прогуливается то по Питеру, то по Михайловскому и вылавливает вроде как проходные и необязательные реплики, чтобы потом обработать и раздарить их персонажам. Многолетнее непечатание заставляло его вновь и вновь шлифовать лежащие в столе тексты, доводя их до того совершенства, аналогом которому может быть разве что гениальная простота поэзии (ну, типа: «Мой дядя самых честных правил…»). В процессе этого бесконечного улучшения писатель даже выработал свои творческие принципы, например, такой: соседние слова в предложении не должны начинаться с одинаковой буквы. Не знаю как у вас, а у меня не раз в жизни случалось замешательство, когда услышав какую-нибудь остроумную, но бородатую фразу, всё время спрашивал себя: это из анекдота или из Довлатова?

Классические телевизионные пятьдесят две минуты, в которые вместили судьбу писателя, так глубоко погрузили в его творческое и душевное пространство, что скорый финал показался почти издевательством. Так хотелось, чтобы всё это ещё длилось и длилось…



13 апреля 2012
«Написано Сергеем Довлатовым»

В прокат выходит документально-анимационный фильм «Написано Сергеем Довлатовым». 14 апреля его можно будет посмотреть в кинотеатре «35 мм» — на специальном кинопоказе для читателей журнала «Большой город» — с рассказом об истории создания фильма и последующим обсуждением. Картину представит режиссёр, съёмочная группа и исполнитель главной роли Сергей Пускепалис. БГ встретился с режиссером фильма Романом Либеровым и поговорил с ним о Довлатове и его текстах

Текст:
Маруся Горина
http://bg.ru/society/napisano_sergeem_dovlatovym-10605/



«Актерские штучки к Довлатову неприменимы»

Режиссер Роман Либеров о том, почему Сергея Довлатова не сыграл Сергей Безруков.

Автор: Светлана Мазурова

Сайт: Известия

На премьеру фильма «Написано Сергеем Довлатовым» в петербургский Дом кино пришло столько народу, что очередь растянулась по Итальянской улице. В зале ни одного свободного места, просят поставить стулья. Притом что Дом кино будет показывать фильм 12 дней. После сеанса зрители поблагодарили режиссера Романа Либерова «за то, что Сергея Довлатова не сыграл Сергей Безруков», и засыпали вопросами. Корреспондент «Известий» присоединилась к желающим поговорить с автором фильма о народном кумире.

— Где вы уже представляли фильм?

— Первый показ был в Москве, где я живу, там будут еще массированные показы, что невероятно для документального кино. Это работает бренд «Сергей Довлатов», любовь к писателю. Представляли фильм в Саратове, Ярославле, Тамбове, Воронеже. Сейчас его увидят в Иркутске, Астрахани, Екатеринбурге. Был он в Нью-Йорке, Лондоне и совершенно неожиданно для меня — в Шанхае. На очереди Тель-Авив, один диск отправился в Германию. Я долго не мог «взять» Петербург. Чужих здесь не очень жалуют. И фильм некоммерческий, документальный, кто на него пойдет? Но мой фильм о Бродском здесь прозвучал, у меня появились в Петербурге друзья.

— В каждом городе вы спрашиваете, есть ли в зале те, кто не знает писателя Довлатова, не читал его книг.

— В этом нет иронии. Мне хочется понять, не скучно ли смотреть фильм человеку с чистым восприятием, хоть сколько-нибудь ему это любопытно? Жалко, что Сергей Донатович не видит реакции публики.

— Большая удача, на мой взгляд, — участие в фильме актера и режиссера Сергея Пускепалиса, его закадровый голос от лица главного героя.

— У нас с Сережей сразу получился контакт. Он очень настоящий человек. На мой взгляд, актерские «штучки» к Довлатову неприменимы, они бы вступили в конфликт с камертоном повествования. Я перебрал в голове многих артистов, понимал, что будет подключена актерская палитра — от негодования до радости, а это не подходило, и вдруг совершенно случайно мне вспомнился Пускепалис. Мы тут же встретились. На следующий день он улетал в Канны, я — в Сыктывкар на съемки, и у меня уже звучал только его голос.

— А как возник в фильме питерский Billy`s Band?

— Billy`s Band — талантливейшая группа, одна из самых ярких, это очевидно. Их музыка совершенно довлатовского «розлива». У меня еще не было фильма о Довлатове, но я уже знал, чья будет музыка. Правда, сомневался: а вдруг это игра, они просто играют в этих ребят? Поэтому несколько раз сходил на их концерты в Москве и Петербурге. Стоял и слушал. И поверил. Написал Биллу письмо, он сразу откликнулся. Оказалось, что Довлатов — его любимый писатель. Представляете, и группа, и Сережа Пускепалис работали совершенно бесплатно. Я их должник.

— Вы общались с близкими Довлатова после фильма?

— Мы постоянно на связи. Его вдова Елена и дочь Катя мне очень помогли. Первая копия диска уехала в Нью-Йорк. С оказией. Ждал «зеленого света» от Лены и Кати. Они сказали: «Видно, что это сделано с любовью». Не думаю, что они всем довольны. Но хочу верить в то, что они меня поняли.

— Тем не менее Кати в фильме нет.

— Катя никогда не давала видеоинтервью, и я не смог ее уговорить. Уезжал из Нью-Йорка убитый — мне не хватало в фильме слов от нее. Недавно она призналась, что, возможно, зря отказалась. Я сказал, что когда она соберется с силами, мы с оператором прилетим в Нью-Йорк, запишем ее и я вмонтирую это в фильм.

— Нет у вас и прямой речи сына Довлатова, Николаса.

— Для него эта тема — табу. Об этом меня сразу предупредила Елена. Смерть отца стала большой трагедией для 10-летнего ребенка. Сергей Донатович умер внезапно. Он собирался жить долго. Говорил, что будет во главе большой армяно-еврейской семьи. Николасу сейчас 31 год. Я говорил с ним, русский язык для него не родной.

— Почему все ваши фильмы посвящены писателям?

— Когда я был маленьким, мечтал, что у меня будет своя квартира, и на отдельной стене я размещу фотографии людей, без которых «звенел бы пустотой». Там обязательно были бы музыканты групп The Beatles, Pink Floyd, Фредди Меркьюри. И писатели Ильф и Петров. И мой дедушка. Но своей квартиры у меня нет до сих пор. И фотогалереи тоже. Поэтому образовывается киногалерея: «Юрий Олеша. По кличке «Писатель»; «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем»; «Один день Жоры Владимова». Фильм о Сергее Довлатове — четвертый и, надеюсь, не последний. Я давно мечтаю сделать фильм об Андрее Платонове, сейчас работаю над фильмом об Ильфе и Петрове. Мне помогает Александра Ильинична, дочь Ильи Ильфа, она сохранила уникальный отцовский архив.

— Кто финансировал ваши фильмы, в том числе и фильм о Довлатове?

— Первый был сделан на частные деньги, приобретен каналом «Культура», следующие два частично финансировал этот канал и снова приобрел их, а фильм о Довлатове я делал, ни от кого не завися, на частные пожертвования.

— И в какой-то момент вы разместили в Интернете просьбу о помощи: не хватало $13 тыс. Кто-то откликнулся?

— Да, нашелся такой человек. А на фильм об Ильфе и Петрове будем собирать деньги через интернет — кто сколько может. Надеюсь на то, что называется «краудфандинг», то есть народное финансирование.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»