Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ЛИСТОПАД

16 февраля 2013
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА

Малый зал дома актера
ЛИСТОПАД
СССР, 1966, 1:30
ОТАР ИОСЕЛИАНИ
В первой большой картине печального мудреца из Тбилиси уже отчетливо видно, что истина — в вине, жизнь — охота на бабочек, а свободные духом — фавориты Луны.
Первая часть трилогии Отара Иоселиани, снятой еще в СССР (вторая часть - «Жил певчий дрозд», третья - «Пастораль»).
МКФ в Канне: приз ФИПРЕССИ.
Премия имени Жоржа Садуля за лучший иностранный фильм года (Франция).


Официальный сайт




После окончания института Нико и Отар работают на винодельческом заводе. Отар ко всему относится спокойно, быстро сходится с людьми. У Нико все сложнее…


Сергей Кудрявцев 9.5/10
Социально-лирическая молодёжная повесть

Этот грузинский фильм, снятый ещё в 1966 году, вышел на экраны Москвы 24 июня 1968 года. Оставалось два месяца до вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию. И как в целом ряде пророческих картин второй половины 60-х годов, первая полнометражная работа Отара Иоселиани тоже предугадала резкую смену климата в стране — переход от лета к осени, от «июльского дождя» к «листопаду». Подобно Марлену Хуциеву, его более молодой, 32-летний коллега столь же удивительно точно почувствовал почти неуловимую связь между временами года и состоянием души своего героя.

Трудно представить себе, например, Гию из следующей ленты «Жил певчий дрозд» в иное, чем лето, время года. Но он нелепо, случайно, хотя, в общем-то, закономерно погибает под колёсами машины на оживлённой тбилисской улице. А вот Нико из «Листопада» остаётся в живых в прямом и в переносном смысле слова, поскольку его упрямая честность и принципиальность, нежелание идти на малейшие компромиссы на работе вроде бы вознаграждаются начальством, в полном соответствии с канонами типичных производственных фильмов о молодых и настойчивых инициаторах труда на благо родины. Однако скрытое лукавство Иоселиани, не избегающего возможности с доброй иронией подчеркнуть некоторое «донкихотство» собственного персонажа, который борется за правильную организацию работы на винодельческом заводе, поистине как Дон Кихот — с ветряными мельницами, проявляется ещё и в том, что режиссёр закольцовывает заурядную историю явно внесюжетными прологом и эпилогом.

Начало может показаться обманчиво документальным, как, например, и предшествовавшая «Листопаду» дипломная вгиковская картина «Чугун» о сталеварах из Кутаиси, где, помимо сразу читающейся поэтизации тяжёлого труда и некоего моцартовского подхода к работе, есть непостижимая тайна высокого искусства, метафорического преображения действительности. Вот и в «Листопаде» дотошное воспроизведение древнего обряда получения вина из винограда превращается, по сути, в какое-то мудрое священнодействие, не понятное тем, кто не посвящён в его таинства. А время сбора плодов, время листопада, «осенняя пора, очей очарованье» оказывается временем раздумья, временем выбора пути. И в таком случае последующий рассказ о молодом специалисте, который доказывает правоту своих идей и нравственность в каждом поступке (особенно в сравнении с более беспринципным Отаром), должен как бы подтвердить мораль этой природной притчи о том, что кто посеет, тот и пожнёт, а смоковница будет плодоносящей.

Тем не менее, в финале словно ничуть не повзрослевший Нико гоняет мяч вместе с мальчишками на пустыре около старинного храма. Простота и вместе с тем многозначность инсценированного эпилога в каком-то смысле сопоставимы с хроникальным прологом. С одной стороны, Нико, несмотря на свой действительно мальчишеский вид и ряд запальчивых поступков, обладает некой взрослостью души, нравственной зрелостью. И в этом плане он, имеющий, судя по фотографиям, хорошую родословную, представляется как бы духовным ровесником той мудрой и спокойной перед лицом вечности церкви, которая высится на холме. Возраст не имеет никакого значения, когда есть единая духовная традиция, общие человеческие истины. Но с другой стороны, в беспечной игре героя в футбол присутствует пока неясное стремление по-детски убежать от дискомфортной или даже пугающей действительности.

С каждой новой лентой Отара Иоселиани это будет проявляться всё отчётливее, пока не примет явно трагифарсовые черты в его фильме «Разбойники. Глава VII» (1996), то есть ровно 30 лет спустя после «Листопада». И наследник старинного рода, который, увы, превратился в бомжа-пьяницу, потом умудрившегося как-то попасть из Грузии во Францию, вполне представим в качестве опустившегося Нико уже в 90-е годы XX века.

1978/2006
http://www.kinopoisk.ru/film/44506/

«Листопад» — советский художественный фильм (драма), снятый на студии «Грузия-фильм» в 1966 году. Первый полнометражный фильм режиссёра Отара Иоселиани.
Содержание

1 Сюжет
2 В ролях
3 Призы
4 Ссылки

Сюжет

Молодой технолог Нико Нижарадзе и его приятель начинают работу на винном заводе. На первый взгляд, Нико не хватает уверенности в себе, нахальства, дисциплинированности, зато он честен и прямолинеен.

Вскоре он оказывается вовлечён в производственный конфликт: ради выполнения плана требуется розлив не только качественного вина, но и недозревшего, дрянного качества саперави. Такая практика на заводе не новость, рабочие-виноделы в подобных случаях запоминают даты и передают их «родным и близким», чтобы ненароком не заказали бутылку «плохого» розлива в ресторане.

Одновременно Нико начинает ухаживать за капризной красавицей Мариной, которая работает на том же заводе и у которой нет отбоя от поклонников. Марина развлекается, дразня своих ухажёров и натравливая на них своего самого ревнивого и драчливого кавалера.

Нико предстоит отстоять своё достоинство и принципы как в отношениях с руководством, так и с девушкой.

Фильму предпослан документальный «эпиграф», повествующий о традиционном виноделии в Грузии. Игровая часть картины делится на «главы», названные по дням недели.
В ролях

Рамаз Гиоргобиани — Нико Нижарадзе
Отар Зауташвили — Шота — рабочий винзавода
Александр Омиадзе — Вахтанг — главный технолог винзавода
Акакий Кванталиани — Давид (Дато) — мастер на винзаводе
Давид Абашидзе — Резо — рабочий винзавода
Марина Карцивадзе — Марина — технолог на винзаводе
Георгий Харабадзе — Отар Саканделидзе — технолог на винзаводе
Баадур Цуладзе — Арчил — старший технолог на винзаводе
Бухути Закариадзе — Ило — рабочий винзавода
Зураб Капианидзе — участник застолья у Дато

Призы

Приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале и приз Жоржа Садуля за лучший дебют.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»