Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ЛИСТОПАД
|
16 февраля 2013
19.15 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА
Малый зал дома актера
ЛИСТОПАД
СССР, 1966, 1:30
ОТАР ИОСЕЛИАНИ
В первой большой картине печального мудреца из Тбилиси уже отчетливо видно, что истина — в вине, жизнь — охота на бабочек, а свободные духом — фавориты Луны.
Первая часть трилогии Отара Иоселиани, снятой еще в СССР (вторая часть - «Жил певчий дрозд», третья - «Пастораль»).
МКФ в Канне: приз ФИПРЕССИ.
Премия имени Жоржа Садуля за лучший иностранный фильм года (Франция).
Официальный сайт
После окончания института Нико и Отар работают на винодельческом заводе. Отар ко всему относится спокойно, быстро сходится с людьми. У Нико все сложнее…
Сергей Кудрявцев 9.5/10
Социально-лирическая молодёжная повесть
Этот грузинский фильм, снятый ещё в 1966 году, вышел на экраны Москвы 24 июня 1968 года. Оставалось два месяца до вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию. И как в целом ряде пророческих картин второй половины 60-х годов, первая полнометражная работа Отара Иоселиани тоже предугадала резкую смену климата в стране — переход от лета к осени, от «июльского дождя» к «листопаду». Подобно Марлену Хуциеву, его более молодой, 32-летний коллега столь же удивительно точно почувствовал почти неуловимую связь между временами года и состоянием души своего героя.
Трудно представить себе, например, Гию из следующей ленты «Жил певчий дрозд» в иное, чем лето, время года. Но он нелепо, случайно, хотя, в общем-то, закономерно погибает под колёсами машины на оживлённой тбилисской улице. А вот Нико из «Листопада» остаётся в живых в прямом и в переносном смысле слова, поскольку его упрямая честность и принципиальность, нежелание идти на малейшие компромиссы на работе вроде бы вознаграждаются начальством, в полном соответствии с канонами типичных производственных фильмов о молодых и настойчивых инициаторах труда на благо родины. Однако скрытое лукавство Иоселиани, не избегающего возможности с доброй иронией подчеркнуть некоторое «донкихотство» собственного персонажа, который борется за правильную организацию работы на винодельческом заводе, поистине как Дон Кихот — с ветряными мельницами, проявляется ещё и в том, что режиссёр закольцовывает заурядную историю явно внесюжетными прологом и эпилогом.
Начало может показаться обманчиво документальным, как, например, и предшествовавшая «Листопаду» дипломная вгиковская картина «Чугун» о сталеварах из Кутаиси, где, помимо сразу читающейся поэтизации тяжёлого труда и некоего моцартовского подхода к работе, есть непостижимая тайна высокого искусства, метафорического преображения действительности. Вот и в «Листопаде» дотошное воспроизведение древнего обряда получения вина из винограда превращается, по сути, в какое-то мудрое священнодействие, не понятное тем, кто не посвящён в его таинства. А время сбора плодов, время листопада, «осенняя пора, очей очарованье» оказывается временем раздумья, временем выбора пути. И в таком случае последующий рассказ о молодом специалисте, который доказывает правоту своих идей и нравственность в каждом поступке (особенно в сравнении с более беспринципным Отаром), должен как бы подтвердить мораль этой природной притчи о том, что кто посеет, тот и пожнёт, а смоковница будет плодоносящей.
Тем не менее, в финале словно ничуть не повзрослевший Нико гоняет мяч вместе с мальчишками на пустыре около старинного храма. Простота и вместе с тем многозначность инсценированного эпилога в каком-то смысле сопоставимы с хроникальным прологом. С одной стороны, Нико, несмотря на свой действительно мальчишеский вид и ряд запальчивых поступков, обладает некой взрослостью души, нравственной зрелостью. И в этом плане он, имеющий, судя по фотографиям, хорошую родословную, представляется как бы духовным ровесником той мудрой и спокойной перед лицом вечности церкви, которая высится на холме. Возраст не имеет никакого значения, когда есть единая духовная традиция, общие человеческие истины. Но с другой стороны, в беспечной игре героя в футбол присутствует пока неясное стремление по-детски убежать от дискомфортной или даже пугающей действительности.
С каждой новой лентой Отара Иоселиани это будет проявляться всё отчётливее, пока не примет явно трагифарсовые черты в его фильме «Разбойники. Глава VII» (1996), то есть ровно 30 лет спустя после «Листопада». И наследник старинного рода, который, увы, превратился в бомжа-пьяницу, потом умудрившегося как-то попасть из Грузии во Францию, вполне представим в качестве опустившегося Нико уже в 90-е годы XX века.
1978/2006
http://www.kinopoisk.ru/film/44506/
«Листопад» — советский художественный фильм (драма), снятый на студии «Грузия-фильм» в 1966 году. Первый полнометражный фильм режиссёра Отара Иоселиани.
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Призы
4 Ссылки
Сюжет
Молодой технолог Нико Нижарадзе и его приятель начинают работу на винном заводе. На первый взгляд, Нико не хватает уверенности в себе, нахальства, дисциплинированности, зато он честен и прямолинеен.
Вскоре он оказывается вовлечён в производственный конфликт: ради выполнения плана требуется розлив не только качественного вина, но и недозревшего, дрянного качества саперави. Такая практика на заводе не новость, рабочие-виноделы в подобных случаях запоминают даты и передают их «родным и близким», чтобы ненароком не заказали бутылку «плохого» розлива в ресторане.
Одновременно Нико начинает ухаживать за капризной красавицей Мариной, которая работает на том же заводе и у которой нет отбоя от поклонников. Марина развлекается, дразня своих ухажёров и натравливая на них своего самого ревнивого и драчливого кавалера.
Нико предстоит отстоять своё достоинство и принципы как в отношениях с руководством, так и с девушкой.
Фильму предпослан документальный «эпиграф», повествующий о традиционном виноделии в Грузии. Игровая часть картины делится на «главы», названные по дням недели.
В ролях
Рамаз Гиоргобиани — Нико Нижарадзе
Отар Зауташвили — Шота — рабочий винзавода
Александр Омиадзе — Вахтанг — главный технолог винзавода
Акакий Кванталиани — Давид (Дато) — мастер на винзаводе
Давид Абашидзе — Резо — рабочий винзавода
Марина Карцивадзе — Марина — технолог на винзаводе
Георгий Харабадзе — Отар Саканделидзе — технолог на винзаводе
Баадур Цуладзе — Арчил — старший технолог на винзаводе
Бухути Закариадзе — Ило — рабочий винзавода
Зураб Капианидзе — участник застолья у Дато
Призы
Приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале и приз Жоржа Садуля за лучший дебют.
|
|
|