Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

Памяти Нагисы Осимы ИМПЕРИЯ ЧУВСТВ

14 февраля 2013
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
Памяти Нагисы Осимы ИМПЕРИЯ ЧУВСТВ
Япония, 1976, 1:50
НАГИСА ОСИМА
Этой жестокой версии Ромео и Джульетты удалось невозможное — избежать какой бы то ни было вульгарности. Это литургия секса. На МКФ в Канне фильм был назван «первым великим эротическим фильмом».
МКФ в Канне: участие в конкурсе.
МКФ в Чикаго: спецприз.
Приз Британской киноакадемии (BAFTA).


Официальный сайт




Пожалуй, одна из самых эротичных и в то же время непостижимо глубоких драм о всепожирающей, выходящей из-под контроля плотской страсти между молодой японкой Садой и ее хозяином…


Сергей Кудрявцев 10/10
Философская экзистенциальная эротическая ретро-драма

Во французском видеосправочнике «Акай» даже можно было найти весьма заботливое предупреждение: «Чувствительные души, берегитесь…». И действительно — фильм выдающегося японского режиссёра Нагисы Осимы, поставленный им в 44-летнем возрасте, как раз в лучшую пору творческой карьеры, произвёл в момент своего появления первоначально шоковое воздействие на зрителей, совершенно не готовых к восприятию подобных произведений. Вот и дирекция Каннского кинофестиваля, несмотря на финансовую и моральную поддержку «Корриды любви» во Франции (поскольку в Японии постановщик столкнулся с жёстким диктатом цензуры), так и не решилась в 1976 году допустить эту картину к участию в конкурсе. Тем не менее, она вызвала настоящий фурор в среде критиков на внеконкурсных полузакрытых просмотрах, затем попала на Чикагский фестиваль, где американцы абсолютно неожиданно для многих отметили ленту Осимы специальной премией жюри, а ещё «Коррида любви» заслужила приз Британского киноинститута, хотя официальный запрет на неё сохранялся до 1989 года. Кроме того, в 1978 году, как бы извиняясь перед японским режиссёром, устроители престижного смотра фильмов в Канне всё-таки приняли в конкурсную программу вторую часть («Призраки любви» или «Империя страсти») условной дилогии о человеческих страстях и даже удостоили приза за режиссуру. Однако можно сказать, что в большей степени данная награда предназначалась первой серии или, допустим, дилогии в целом.

Впрочем, к этому времени «Коррида любви» была окончательно «реабилитирована», демонстрировалась в обычных, неспециализированных, то есть не в порнокинотеатрах. Правда, с сопроводительным письмом от министра культуры Франции, где говорилось о высоком художественном уровне этого вроде бы непристойного по изображению произведения. А ещё лет через семь по опросу, проведённому среди критиков, картина Нагисы Осимы была названа лучшей эротической лентой всех времён и народов, затем удостоившись к славному столетию кинематографа высокой чести включения членами ФИПРЕССИ в число ста фильмов мира. Закономерное, хотя и запоздалое признание! Понадобилось время, чтобы понять, что границ для подлинного искусства не существует, а пределы устанавливаются нашими собственными моральными предрассудками. Кстати, об этом точнее всех высказался замечательный польский постановщик Анджей Вайда, заявив после знакомства с «Корридой любви» где-то в конце 70-х годов, что прежде он вообще не подозревал о способности кино превращать в объект высокого творчества максимально откровенную часть интимной жизни человека.

А к 1990 году «доросли» до восприятия «высокого эротизма» также и советские зрители, когда познакомились с «Корридой любви» на ретроспективе французского продюсера Анатоля Домана в Москве. Справедливости ради надо сказать, что задолго до этого данная лента имелась на отечественном видеорынке, но не пользовалась особым спросом, как грубая и примитивная западногерманская порнография или же идиотские сексуальные комедии из разных стран. Другому эротическому шедевру, этапному произведению «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, повезло чуть больше, да и то лишь потому, что «европейский интим» было легче и проще воспринимать.

Разумеется, «Коррида любви» рассчитана не на один и даже не на два-три просмотра. «Чувствительные души», наверно, будут по-прежнему шокированы откровенностью половых актов, садомазохистскими мотивами и рядом эпатажных сцен. В свою очередь, любителей «красивой эротики» и сентиментальных любовных мелодрам, вероятнее всего, станет раздражать внешняя непривлекательность и скандальность истории, основанной на реальном случае из криминальной хроники довоенной Японии. А вот поклонники «жёсткого порно», пожалуй, возмутятся ещё сильнее, не приняв этот чуждый и странный «секс по-японски», вообще не поняв, что всё происходящее является частью художественной системы, в которой нет ничего случайного и необязательного. Каждый жест, слово, цвет кимоно, расположение героев в пространстве кадра, ракурс съёмки, даже едва заметная татуировка на мочке уха героини — всё имеет немалое значение.

Случается (но очень редко), что отнюдь не «чувствительные», а тонко чувствующие, интуитивно постигающие суть зрители (может, и не парадоксально, что именно представительницы женского пола) способны сразу же осознать общечеловеческую философскую идею о взаимоотношении мужского и женского начал, о вечной и непрекращающейся «корриде любви». Кстати, японское название гораздо точнее и образнее, давая определённую подсказку, ведь коррида, согласно древнему ритуалу, значение которого многие позабыли, есть акт жертвоприношения во имя любви. Картина Осимы раскрывает экзистенциальные основы человеческих чувств и страстей, когда объятие, поцелуй и непосредственный половой контакт, на самом-то деле, являются скрытыми и не всеми осознаваемыми символами идеальной, но неосуществимой попытки абсолютного проникновения друг в друга, полного слияния собственных сущностей и превращения в некий единый организм, который дышит, чувствует и мыслит как бы в унисон. И тут как раз прослеживается отдалённое пересечение с проблематикой фильма «Последнее танго в Париже», хотя Нагиса Осима, несомненно, идёт гораздо дальше Бернардо Бертолуччи, словно переступая самую последнюю грань между жизнью и смертью, бытием и небытием.

В «сексуальной трагедии японских Ромео и Джульетты» французские критики моментально обнаружили заимствования из европейской культуры. Режиссёр «Корриды любви» подверг философскому анализу человеческую личность-персону, которая начинает доминировать, подавлять, вытеснять и затем уже полностью замещать другую личность-персону, превращать и низводить её до уровня всего лишь одного из органов тела. Это вдумчивое исследование дополнено реминисценциями из воззрений маркиза де Сада, Мазоха, Батайя и Арто. Любовь как насилие, мучение и влечение к смерти подчиняет, разрушает и приводит к уничтожению — и физическому, и духовному. А поиск новых, особо изощрённых, всё более сильных форм наслаждения, которое позволило бы окончательно и бесповоротно «раствориться» или «расплавиться» друг в друге, оказывается связанным с процессом ломки личностных взаимоотношений, обострения неравенства сторон. Они сами не замечают, как постепенно меняются местами, но практически добровольно отказываются от своих прежних ролей слуги и хозяина, чтобы затем принять облики палача и жертвы. Так что насильственная смерть одного из них является закономерным итогом не соблюдённого равновесия в этой самой «корриде любви», тотальной и запредельной.

Однако «европейская» трактовка сложного художественного мира, созданного Осимой, существенно упрощает его замысел. Кажется, что постановщику удалось в действительно концентрированном виде воплотить чуть ли не все грани японского миросозерцания, мирочувствования и миропонимания как составной части восточного культурного, философского и исторического сознания. Он фактически продолжил свою излюбленную тему крушения национальных мифов, обрядов, церемоний и кодексов чести, на которых веками держалась японская империя. Нагиса Осима дал зримый и конкретный образ её неминуемой гибели, необратимого внутреннего распада ещё до того, как это случилось с исторической неизбежностью после поражения Японии во второй мировой войне. А в поистине трагической и весьма откровенной истории всепоглощающей любви, которой становится даже тесно в пределах жизни, и она проникает уже по ту сторону, в мир смерти, режиссёр выразил извечную тоску по трансцендентной реальности, по запредельному свету, где навсегда соединяются души умерших. Для восточного человека потустороннее не так страшно, часто существует на равных с «посюсторонним» — вот почему уход в другой мир, в иные духовные сферы воспринимается как высшая благость. «Сада и Кити, только мы двое вместе» — так было написано кровью на трупе Китидзо Исиды, найденном японской полицией 19 мая 1936 года.

1990/2008


«Империя чувств» (Коррида любви) (яп. 愛のコリーダ Ай но кори:да?) — японский эротико-драматический кинофильм режиссёра Нагисы Осимы, снятый в 1976 году. Не рекомендуется просмотр детям и подросткам моложе 18 лет.
Содержание

1 Сюжет
2 Ограничения на показ
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки

Сюжет

Действие фильма происходит в Токио в тридцатых годах двадцатого века и основано на реально произошедших событиях. Хозяина публичного дома Китидзо Исиду привлекла новенькая проститутка Сада Абэ. Между ними возникает любовная связь. Исида бросает жену и все свои дела, отдаваясь страсти. Обычной половой близости любовникам становится недостаточно, и они ищут новых удовольствий и экстремальных ощущений. Сада вызывает половое возбуждение удушением и освобождением Исиды. Постепенно продолжительность удушения увеличивается и, в конце концов, не рассчитав, она убивает своего любовника. Обезумевшая от горя, Сада отрезает гениталии любовника и бесцельно бродит по улицам Токио, пока её не арестовывает полиция.
Ограничения на показ

Фильм содержит откровенные сцены полового акта и орального секса.

В 1976 году фильм «Империя чувств» стал сенсацией Каннского фестиваля, где его назвали «первым великим эротическим фильмом». На фестивале, по пожеланиям зрителей, он демонстрировался на 13 экранах, столь широкого показа не было раньше. Фильм также получил Специальный приз на МКФ в Чикаго и приз Британской киноакадемии.

В Японии фильм был показан в укороченной версии (83 мин.), при этом в откровенных сценах интимные подробности были закрашены белыми облачками. После выпуска сценария в Японии Осима был отдан под суд, где продолжал тяжбу с властями четыре года, но был оправдан. В Америке и Европе фильм был вообще запрещён к широкому показу.

Фильм «Империя чувств» входит в список двенадцати самых шокирующих фильмов последних тридцати лет, составленный Британским «Times Online». Все эти фильмы в своё время получили рейтинг X.

В СССР картина попала в 1990 году и прошла ограниченным прокатом. Демонстрация фильма сопровождалась протестами, связанными с непристойным характером картины, который мог шокировать зрителей. [1]



Нагиса Осима - биография

Нагиса Осима родился в Киото в семье инженера, происходившего из самурайского рода. Рано потеряв отца, он вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь. В апреле 1950 года Осима поступил на юридический факультет университета Киото,во время учебы на котором он увлекся бейсболом, театром и стал активистом студенческого движения, получив прозвище "красный студент". После окончания университета Осима вместе с несколькими товарищами по студенческому театру выдержал трудный экзамен и в апреле 1954 года был принят в отдел ассистентов студии "Офуна" компании "Сётику". В 1956 году вместе с кинокритиком Тадао Сато он основал журнал "Эйга хихё" ("Кинокритика"). Когда компания в конце 1950-х годов попала в полосу финансового кризиса, ее продюсер, Сиро Кидо, предоставил возможность самостоятельно ставить фильмы нескольким ассистентам, и в их число попали и Нагиса Осима, и Сёхэй Имамура, и Ёсисигэ Ёсида, и Масахиро Синода – их творчество впоследствии было названо "новой волной 'Офуна'". Дебютоммолодого режиссера стала картина "Улица любви и надежды" (1959). Следующие фильмы – "История жестокой юности" и "Кладбище солнца" – выдвинули его в лидеры режиссеров нового поколения. После конфликта с руководством студии, снявшей с показа его "Ночь и туман Японии", Нагиса Осима ушел с "Сётику" и осенью 1960 года создал собственную компанию – "Содзося". На ней он поставил ряд фильмов, для которых были характерны поиски новых возможностей киноязыка – "Демон, возникающий среди белого дня" (1966), "Военное искусство Ниндзя. Альбом" (1967), "Исследование непристойных песен Японии" (1967), "Совместное самоубийство влюбленных - японское лето" (1968), "Возвращение троих пьяниц" (1968), "Дневник вора из Синдзюку" (1969), "История, рассказанная после токийской войны" (1970). Показанный на кинофестивале в Каннах фильм "Смертная казнь через повешение" (1968) сделал имя режиссера известным мировой кинообщественности. Со второй половины 1970-х годов Нагиса Осима начал создавать фильмы в сотрудничестве с европейскимикинематографистами – он поставил скандально знаменитые картины "Коррида любви" ("Империя чувств", 1976) и "Призраки любви" ("Империя страсти", 1978), удостоенные нескольких престижных призов, а также ленту "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" (1983),в которой главные роли исполнили Дэвид Боуи и Такеши Китано. В 1986 году во Франции режиссер снял "черную" комедию "Макс, моя любовь". После долгого перерыва в 1999 году он поставил фильм "Табу". Кроме того, Нагиса Осима много работает на телевидении, снимает документальные фильмы, пишет книги.



Империя Чувств
‘ИМПЕРИЯ ЧУВСТВ’ (‘КОРРИДА ЛЮБВИ’) (Ai no corrida)
Производство: Япония, 1976 г. Автор сценария Н. Осима. Режиссёр Н. Осима. Оператор Х. Ито. Композитор М. Мики. Художник С. Тода. В ролях: Э. Мацуда, Т. Фудзи, А. Накадзима, А. Кояма, Т. Тонояма, К. Кобаяси, М. Сэри и др.
Нагиса Осима, отец японской ‘Новой волны’, всегда был разрушителем табу — его ‘Империя чувств’ (1976) стала первой философской картиной о сексе. Её до сих пор показывают в Японии с купюрами.
Нагиса Осима родился в 1932 году в Киото.
В 1959 году он самостоятельно снимает ‘Улицу любви и надежды’. Успех первого фильма был закреплён вышедшими годом позже ‘Повестью о жестокой юности’ и ‘Кладбищем солнца’. Герои первых картин Осимы — изгои, люди с изломанными судьбами, преступники.
Итогом его политических, духовных и художественных исканий 1960-х годов является фильм ‘Церемония’ (1971), где в истории семьи Сакурада отражена судьба послевоенной Японии в её самых драматических моментах. Фильм оказался своеобразным подведением итогов. Осима как бы выговорился в этой картине. Признанный кинокритиками ‘лучшим режиссёром года’, он на несколько лет уходит из кино.
Наконец, в 1976 году он вновь возвращается в кинематограф, поставив во Франции фильм ‘Коррида любви’, демонстрировавшийся на западном экране под названием ‘Империя чувств’.
Этот фильм был задуман ещё в 1972 году, когда, находясь во Франции, Осима сговорился с французским продюсером Анатолем Доманом о совместной постановке. Из множества вариантов либретто Доман одобрил предложение Осимы поставить картину, в основе которой была подлинная история, случившаяся в 1936 году. 18 марта в 14.30 горничная отеля ‘Масаки’ зашла прибрать номер 42-летнего Кичидзо Исида, ресторатора из Нагано. Она обнаружила постояльца мёртвым. Коронер установил, что Исида был одурманен снотворным, задушен узорчатым пояском и кастрирован. На простыне, покрывавшей тело убитого, были выведены слова ‘Сада, Кичи футари-кири’ — ‘Сада + Кичи = Вечная любовь’. Полиция объявила в розыск 31-летнюю Саду Абэ — бывшую гейшу, работавшую официанткой в ресторане Исиды.
Суд над Садой Абэ стал событием национального масштаба. Абэ сказала, что не хотела ни с кем делить любимого. Выяснилось, что в течение двух предшествующих недель убийца и её жертва, охваченные безумной страстью, без перерыва занимались любовью.
Абэ призналась, что убив свою единственную любовь, она собиралась покончить с собой и даже приобрела билет в округ Нара, где находится гора Икома, в кратер которой традиционно прыгают несчастные влюблённые. Однако она отложила поездку, чтобы посмотреть новый фильм ‘Токийская рапсодия’.
Писатель Ано Сакагучи первым квалифицировал поступок Абэ не как преступление, а как проявление тотальной безграничной любви.
Абэ прожила вполне благополучную жизнь, даже побывала замужем. В конце 1960-х она ушла в буддистский монастырь под Осакой. Её поступок породил явление, которое в Японии называют ‘сада-измом’: за 50 лет около сорока женщин последовали её примеру. Готовясь к съёмкам ‘Империи чувств’, Нагиса Осима навещал Абэ в монастыре и просил у неё разрешения и совета.
В фильме Осимы любовь и страсть помещены в изолированный мирок. Хотя ориентиром времени служит 1936 год, режиссёр это не подчёркивает. Он изучает механизм страсти, полового влечения, любви, доходящей до пароксизма, до самоубийства, любви, выступающей как неосознанное стремление к смерти.
В философском плане картина основана на идее абсолютной взаимосвязи сексуальности и смерти. Любовь в фильме разрушительна, дисгармонична, в ней с самого зарождения заложена неумолимость смерти. Смерть в ‘Корриде любви’ как бы завершает экстаз любви, является её высшим проявлением.
‘Фильм „Империя чувств, или Коррида любви“, — пишет доктор философских наук А. Кобзев, — по своей природе подобен кентавру: одна часть его тела западная, другая — восточная, что выражается прежде всего в смысловой многослойности этой серьёзной ленты. Однако если не преувеличивать значение поверхностного „клубничного слоя“, вызывающего соблазн иного критика назвать фильм порнографическим, то, несмотря на очевидную рискованность многих сцен, перед нами прекрасный пример экранизированной для западных эстетов эротической японский притчи’.
Крайний натурализм фильма ‘Коррида любви’ сочетается со столь же крайним эстетством. Сада сбрасывает на землю белое кимоно, затем нижнее красное. Даже в эпизоде убийства Осима продолжает эксплуатировать цветовые контрасты. Сада душит спящего Кийти шнурком своего кимоно. Но, прежде чем окончательно затянуть шнурок, она будит своего задремавшего любовника, чтобы получить от него безмолвное согласие на смерть. А потом, свершив надругательство над его трупом, она ложится, в серебристо-белом кимоно, рядом с окровавленным телом своего возлюбленного.
Осима снимал картину в Японии с японским актёрами (главные роли исполнили Э. Мацуда и Т. Фудзи), на японском языке. Однако монтаж фильма осуществлялся во Франции.
15 мая 1976 года картина ‘Империя чувств’ (‘Коррида любви’) была показана на Каннском кинофестивале в рамках ‘Недели режиссёров’. Разразился громкий скандал. В конкурсную программу ‘Империю чувств’ не включили.
Правда, Канны ‘извинились’ перед Осимой в 1978 году. Фильм Осимы ‘Империя страсти’ (‘Призрак любви’), где та же, что и в ‘Корриде любви’, тема всеразрушающей любовной страсти была решена уже не с такой шокирующей откровенностью, в Каннах получил приз за режиссуру.
После премьеры ‘Империи чувств’ на Берлинале в 1977 году, катушки с фильмом конфисковала немецкая полиция. ‘Империя чувств’ стала причиной судебного разбирательства, в результате которого всё-таки было решено не считать ленту Осимы порнографической. Восемнадцать месяцев спустя фильм вышел на немецкий экран без каких-либо цензурных сокращений.
Картина встретила цензурные ограничения даже в таких странах, в которых отнюдь не привыкли заботиться о чистоте нравов. В самой Японии он был показан со значительными поправками цензурного комитета ‘Эйрин’. Продюсеру удалось добиться разрешения на выпуск фильма в ограниченный прокат только в Швеции (премьера — 8 октября 1976 года).
Карьера двадцатипятилетней Эйко Мацуды, сыгравшей Абэ, была погублена. В Японии никто не видел полного варианта ‘Империи’, но актрису всё равно подвергли остракизму: ей не давали ролей даже в пинку эйга (специфическое японское софт-порно). Мацуда уже много лет живёт во Франции.
Осима впоследствии пытался разорвать все свои связи с Японией и стать европейским режиссёром. ‘„Империя чувств“ до сих пор считается скандальной. Мне это безразлично…’
‘Коррида любви’ — картина, уникальная именно сочетанием вызывающей откровенности практически беспрерывных эротических эпизодов, глубины проникновения в психологию персонажей и утончённого и изощрённого эстетства. В последние годы ‘Коррида любви’ демонстрировалась в ряде стран и по телевидению.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»