Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ

09 февраля 2013
19.15
«КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МАРГИНАЛИИ» С ОЛЕГОМ ГОРЯИНОВЫМ

Малый зал дома актера
СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ
Италия-Франция, 1971, 2:10, субтитры
ЛУКИНО ВИСКОНТИ
Переживающий духовный и творческий кризис композитор Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть на курорт Лидо близ Венеции. Однако покоя здесь он не находит, привлеченный красотой молодого Тадзио, отдыхающего с семьей. Тем временем, под задувание сирокко в Венеции распространяется эпидемия холеры…
Великий фильм на скандальную тему по рассказу Томаса Манна, совершенно не утративший своей актуальности, красоты и камерности одновременно.
Музыка Густава Малера.
МКФ в Канне: приз Лукино Висконти в честь 25-летней годовщины фестиваля.
Премия BAFTA: 3 номинации, 4 премии.


Официальный сайт




Переживающий духовный и творческий кризис композитор Густав фон Ашенбах приезжает весной 1911 года на курорт близ Венеции. Внезапно его поражает и очаровывает красота подростка Тадзио, сына польской аристократки. Смущенный своими чувствами, Ашенбах порывается уехать, но, к несчастью, заражается быстротечной вирусной инфекцией и последние мгновения жизни проводит на пляже, наблюдая за игрой и шалостями юного Тадзио…


«Смерть в Венеции» (итал. Morte A Venezia) — кинофильм-притча итальянского режиссёра Лукино Висконти, вышедший на экраны в 1971 году, экранизация одноименной новеллы Томаса Манна, затрагивающая проблему однополой любви.[1] Призёр Каннского кинофестиваля 1971 года.[2]
Содержание

1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Награды и номинации
4.1 Награды
4.2 Номинации
5 Реакция
5.1 Отзывы
6 Ссылки
7 Примечания

Сюжет

Переживающий духовный и творческий кризис композитор (в книге — писатель, профессия была заменена режиссёром) Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть на курорт Лидо близ Венеции. Однако покоя здесь он не находит, привлечённый красотой юноши-поляка Тадзио, отдыхающего в Лидо с семьёй. Тем временем под задувание сирокко в Венеции распространяется эпидемия холеры, скрываемая от гостей города. В эти дни композитор вспоминает важнейшие моменты своей жизни и переоценивает их заново. Тем временем болезнь добирается и до него…

Фильм — это размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти.

Лукино Висконти:

«Прежде всего: я не нахожу, что то, о чём говорит мне Манн в «Смерти в Венеции», так жёстко датировано в том смысле, что сегодня уже превзойдено. Я бы сказал, тема этой новеллы — а её можно переосмыслить как тему «смерти искусства» или как тему превосходства «политики» над «эстетикой» — всё ещё остается современной».

Образ главного героя фильма на самом деле сложно-составной. С одной стороны, сюжетная канва событий, происходящих с писателем Эшенбахом из новеллы Манна, сохранена. С другой стороны, присутствуют детали биографии Густава Малера - композитора, чья музыка использована в фильме (в основном из 5 Симфонии), и этот потрясающий звукоряд "делает" фильм если не наполовину, то на треть точно. Диалоги же главного героя с друзьями о музыке и красоте отсылают скорее даже не к Малеру, а к "Доктору Фаустусу" того же Томаса Манна. Однако Эшенбах, великолепно сыгранный у Висконти Дирком Богардом, лишён демонических черт манновского "Фаустуса". Он "слишком" человечен, и вместе с тем его восхождение к абсолютной красоте таково, что уже не важно, что его последняя любовь, Тадзио, именно мальчик, а не кто-то другой; и что принесение в жертву этой любви своей жизни выглядит на первый взгляд нелепым и бессмысленным. Красота побеждает всё - нелепости, предрассудки, горе, жизнь, смерть. И фильм на тему "смерти искусства" в итоге доказывает противоположное.
В ролях

Дирк Богард — Густав фон Ашенбах
Марк Бернс — Альфред
Мариса Беренсон — госпожа фон Ашенбах
Бьорн Андресен — Тадзио
Сильвана Мангано — мать Тадзио
Ромоло Валли — менеджер гостиницы
Нора Риччи — гувернантка
Кароль Андре — Эсмеральда
Франко Фабрици — парикмахер

Съёмочная группа

Режиссёр: Лукино Висконти
Сценаристы: Лукино Висконти, Никола Бадалукко

по одноимённому рассказу Томаса Манна

Оператор: Паскуалино Де Сантис
Продюсер: Лукино Висконти
Исполнительный продюсер: Марио Галло
Монтажёр: Руджеро Мастроянни
Художник: Фердинандо Скарфиотти
Художник по костюмам: Пьеро Тоси
В фильме использована музыка из 3 и 5 симфоний Густава Малера.
Производство Alfa Cinematografica.

Награды и номинации

Картина была удостоена юбилейной премии «в честь 25-летней годовщины Каннского фестиваля», но главный приз «Золотая пальмовая ветвь» все-таки достался фильму британского режиссёра Джозефа Лоузи «Посредник». Некоторые участники церемонии награждения посчитали это оскорбительным для Лукино Висконти.[3]

Картина получила следующие награды:[2]
Награды

1972 — Премия BAFTA
Лучшая работа художника — Фердинандо Скарфиотти
Лучшая операторская работа — Паскуалино Де Сантис
Лучшие костюмы — Пьеро Тоси
Лучший саундтрек — Витторио Трентино, Джузеппе Муратори
1971 — Каннский кинофестиваль
Приз в честь 25-летней годовщины — Лукино Висконти
1971 — Премия «David di Donatello»
Лучший режиссер — Лукино Висконти

Номинации

1972 — Премия «Оскар»
Лучшие костюмы — Пьеро Тоси
1972 — Премия BAFTA
Лучший актер — Дирк Богард
Лучшая режиссура — Лукино Висконти
Лучший фильм
1971 — Каннский кинофестиваль
«Золотая пальмовая ветвь» — Лукино Висконти

Реакция
Отзывы

Фильм высоко оценён критиками и публикой. Так на сайте «Rotten Tomatoes» он получил 73 процента «свежего» рейтинга критиков и 70-ти процентный рейтинг аудитории.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F0%F2%FC_%E2_%C2%E5%ED%E5%F6%E8%E8_%28%F4%E8%EB%FC%EC%29


Сергей Кудрявцев 10/10
Экзистенциальная ретро-драма

То ли с возрастом, то ли от осознания грустной мысли, что такое кино уже больше не снимают, «Смерть в Венеции» становится всё дороже и ближе. И к этому фильму испытываешь самые нежные и застенчивые чувства, словно во времена первой юношеской влюблённости, когда объект твоих несмелых воздыханий, возможно, и не заслуживает подобной чести, хотя в случае с лентой Лукино Висконти следовало бы говорить об идеальном, прекрасном, просто восхитительном предмете влечений.

Психологически тонкая, деликатная по настроению и чувству, философская по мысли, с блеском отшлифованная по литературной форме новелла немецкого писателя Томаса Манна казалась теоретически непереводимой на язык другого искусства. Но вот появилась картина, которую не мог не снять выдающийся итальянский режиссёр Лукино Висконти. Правда, другой свой любимый проект «В поисках утраченного времени» ему осуществить так и не удалось. Импрессионистический рассказ Манна, в который вплетаются драматические ноты, вроде бы несопоставим с многотомной эпопеей-интроспекцией француза Марселя Пруста. Но оба произведения относятся к числу этапных, ключевых для литературы XX века и значимы для общей сокровищницы мировой культуры.

Их авторы уловили глубинные — мифологические, архетипные — мотивы человеческого существования, находящегося в постоянном поиске «утраченного времени», несбыточного идеала, некой сверхИстины, первоосновы жизни, изначальной красоты. Рай и ад, добро и зло, жизнь и смерть, здоровье и болезнь — вечные антиномии искусства. Оно само является амбивалентным, двойственным сочетанием реальности и вымысла, результатом творческого акта художника, который по-своему анормален и аномален по сравнению с обычными людьми. И новелла Томаса Манна возникла благодаря именно такому дуалистичному позыву: писатель вдохновлялся реальной биографией знаменитого австрийского композитора Густава Малера и идеей немецкого философа Фридриха Ницше о наличии определённой связи между болезнью и творчеством.

А Висконти оказалась лично и художнически близка история больного интеллектуала Ашенбаха, который перед своей скорой смертью встречает на пляже Лидо в Венеции изумительно красивого мальчика Тадзио, поляка по происхождению. Постановщик как бы возвращает главного героя к его прототипу, превращает писателя в композитора, а в звуковой партитуре даёт фрагменты из музыки Малера (третья и пятая симфонии), сентиментально-мучительной, прекрасно-трагической, жизнеутверждающе-скорбной. И этот фильм Лукино Висконти, который продолжил после «Гибели богов» плодотворное сотрудничество с оператором Паскуалино Де Сантисом, удивительно точно чувствующим манеру разных режиссёров и своеобразие их мира, запечатлеваемого на плёнке, невероятно изыскан, прекрасен, возвышен, патетичен.

Но гимн звучит всё-таки по исчезнувшей красоте, оставшейся в далёком прошлом, по уже недостижимой эпохе и некоем идеальном краю, как у Гёте. Тоска по неосуществимой мечте, а не только смертельная болезнь гложет душу и сердце художника. Любовь к ангельскому созданию, словно спустившемуся с небесных сфер, оборачивается непереносимой мукой, которая лишь приближает наступление смерти. Тадзио — это ангел, явившийся за душой, провозвестник холеры, пришедшей в Венецию, образ неминуемой смерти, посетившей земную юдоль.

«Смерть в Венеции» получила юбилейную премию по случаю 25-й годовщины фестиваля в Канне, где главный приз достался английской картине «Посредник» Джозефа Лоузи, который придерживался во многом схожих пристрастий в искусстве. Некоторые критики посчитали этот факт оскорбительным для Лукино Висконти, иронизируя над тем, что был незаслуженно награждён всего лишь посредник, а не тот, кому предназначено быть принимающим послания. Хотя в отдельных откликах на несомненный шедевр итальянского маэстро кино можно встретить даже вот такой анекдотический образчик глупости как раз одного из англосаксов: «первый претендент на звание самого переоценённого фильма всех времён» (Time Out, 1985). Поистине, ценители прекрасного окажутся после подобных слов в полном ауте!

1989/2007


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»