Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

8 ½

02 февраля 2013
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Большой зал дома актера
8 ½
Италия, 1962, 2:20
ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ
Гениальное кино. «Первый фильм, где главный герой — кинорежиссер. Первый фильм о неснятом фильме. Первый фильм, где вывернуто наружу творческое нутро художника, являющее собой гарем и церковь одновременно. Первый фильм, где кинематограф начинает говорить интимным, запертым до того в подсознании языком». (Андрей Плахов, Афиша. 500 главных фильмов)
МКФ в Москве: Большой приз.
Премия «Оскар»: приз за лучший иностранный фильм года.


Официальный сайт




Фильм — парафраз виртуозности и поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики, интеллектуальный климат, неразрывный поток субъективного и объективного.

И, конечно, обилие женщин, окружающих героя, его иллюзорный гарем, в котором все без исключения любят его, хотя идиллия перемежается с бунтом, подавлять который приходится с помощью хлыста.


Съемочный период: 9 мая — 14 октября 1962.
Оригинальное название «8 1/2» объясняется довольно просто — это восьмой с половиной фильм Федерико Феллини. Ранее он снял шесть полнометражных и две короткометражных (которые посчитал за одну) ленты, а также «Огни варьете», созданные в сотворчестве с Альберто Латтуадой (та самая искомая «половинка»).
Феллини постоянно давал самому себе письменное напоминание — «Опомнись, это комедия».
Феллини подумывал отдать главную роль Лоуренсу Оливье.
Благодаря участию фильма на международном кинофестивале в Москве супруги Феллини в первый и последний раз посетили Советский Союз.
Никита Сергеевич Хрущев, присутствующий на конкурсном просмотре картины в Москве, до конца сеанса не дотянул и уснул. Когда Феллини узнал, что Хрущев уснул на премьере фильма, он решил не идти на вручение премии и уехал с Джульеттой Мазиной и друзьями на подмосковную дачу.

http://www.kinopoisk.ru/film/535/


«8½» («Восемь с половиной», итал. «Otto e mezzo») — кинофильм Федерико Феллини, мировая премьера которого состоялась в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля в 1963 году.

Название фильма обозначает его порядковый номер в фильмографии Феллини — он к тому времени снял 6 полнометражных фильмов, 2 короткометражных фильма и совместный фильм с режиссёром Альберто Латтуада «Огни варьете» («полфильма»).

Картина завоевала Большой приз Московского кинофестиваля (1963), две премии «Оскар» (1964), премию BAFTA (1964) и другие награды.
Содержание

1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Творческое влияние
4.1 Художественные аспекты
4.2 Связь картин «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной»
4.3 Картины
5 Премии
6 Литература
7 Примечания
8 Ссылки

Сюжет

Режиссёр Гвидо Анселми собирается снимать свой очередной фильм о спасении человечества после ядерной катастрофы. Его последний фильм был успешен, и продюсер надеется, что новая картина принесет не меньше прибыли. Миллионы потрачены на декорации, выписано множество актёров, сценарист готов приступить к работе. Но Гвидо находится в творческом тупике и ищет источники вдохновения. Причины застоя в творчестве — разочарование в жизни и любви. Продюсеры и киностудия требуют от режиссёра начинать съёмки, а в его сознании будущая картина никак не может сложиться в единое целое. Фильм — это смешение реальности и потока сознания Гвидо: его детских воспоминаний, сюрреалистических видений и озарений, в которых он ищет вдохновения.
В ролях

Марчелло Мастроянни — Гвидо Анселми
Клаудия Кардинале — Клаудиа
Анук Эме — Луиза Анселми
Сандра Мило — Карла
Росселла Фальк
Барбара Стил
Мадлен ле Бо

Съёмочная группа

сценарий: Федерико Феллини, Эннио Флайано, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди
режиссёр: Федерико Феллини
оператор: Джанни ди Венанцо
композитор: Нино Рота, в фильме также использована музыка Вагнера, Чайковского, Россини, Хачатуряна
продюсер: Анжело Риццоли
художник по костюмам — Леонор Фини

Творческое влияние
Художественные аспекты

Фильм «8½» критики по праву относят к классике мирового кинематографа и одной из вершин творчества Феллини. Художник попытался перенести на экран внутренний мир, свою «лабораторию», те тонкие импульсы, которые влияют на создание картины[1]. Язык монтажных сопоставлений Феллини стал новаторским приёмом который был впоследствии развит Тарковским и Микеланджело Антониони[2]. Феллини создал шедевр из, казалось бы, бессвязного набора бессодержательных сцен теми же средствами, что и Пикассо в «Мистерии Пикассо» (1956): обе работы показывают художника в момент творения, в обоих случаях результат нематериален и, по сути, не так существенен, как взгляд на сам творческий процесс. Как писал режиссёр Иван Дыховичный:

«8 1/2» — картина, которую можно посмотреть тысячу раз, и на каждом просмотре открывать в ней для себя что-то новое. Она всегда попадет в ваше настроение. Думаю, что другого такого антиклерикального кино у Феллини нет. Сам я не большой поклонник этого режиссёра, но могу сказать, что этот его фильм удивительный и удивительно тонкий[3].

Фильм также невозможно отделить от музыки Нино Рота, которая придаёт картине особый оттенок. Известно что на похоронах Феллини обряд мессы иногда прерывался музыкой бессмертного марша клоунов из финальной сцены фильма.[4]. Также в фильме звучат отрывки из классических произведений.

В этой картине Феллини использует излюбленный прием Годара: наносит свирепый удар по киноиндустрии, источнику собственного успеха.
Связь картин «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной»

Оба фильма — это истории о мужчинах, переживающих творческий кризис, оба запутались во лжи, оба ищут и не могут определиться. Только первый, Марчелло, писатель, обращен вовне, он ищет спасения в женщинах, отношениях с отцом, в буржуазном быте друга Штайнера, второй же, Гвидо, в поисках идей для сценария нового фильма обращен внутрь себя, мы видим его детские воспоминания, его комплексы и фантазии. Оба героя в результате не доводят дело до конца. Первый недописал книгу, второй недоснял фильм, однако настроение двух картин совершенно разное. «Вы могли бы все бросить и начать с нуля? Выбрать что-то одно, только одно, и отдаться ему целиком, так, чтобы оно стало целью всей вашей жизни, включило в себя все, было бы всем, оттого что ваша преданность подарит ему бессмертие?», — спрашивает Гвидо, (однако тот же вопрос задает себе и Марчелло), и сам же отвечает на свой вопрос: «Не получится». «Он хочет все и сразу, не может выбрать что-то одно. Каждый день меняет решение, потому что боится упустить что-то единственно верное.»

«La Dolce Vita», так оптимистично начинающаяся, демонстрирующая действительно красивую жизнь римской богемы, заканчивается трагедией главного героя: Паола «красивая, юная, но в то же время мудрая. Дитя, и вместе с тем уже женщина, искренняя и блестящая, она без сомнения должна его спасти», — Гвидо описывает героиню своего будущего фильма в диалоге с прелестной Клаудией, однако это описание, без сомнения можно отнести и к Паоле, это своеобразная отложенная расшифровка режиссёром своего послания. «Она может дать ему новую жизнь, но он отталкивает ее», «потому что не верит в новую жизнь» или «потому что не умеет любить», — так описывает этот эпизод Феллини в снятом тремя годами позже фильме «Восемь с половиной». Марчелло просто не в силах сделать какой бы то ни было выбор, он завяз в череде бессмысленных романов и встреч. Финальный кадр: «Конец» с припиской мелкими буквами «сладкой жизни» ставит точку в судьбе Марчелло, да и всей итальянской золотой молодежи 50-х.

А главный герой «8½», Гвидо, несмотря на то, что сам не верит, что сможет освободиться, сознательно отказывается продолжать работу над бесперспективной картиной. «Чему он может научить незнакомых, когда он не может сказать элементарную правду даже своим близким?» Он «научился молчанию» (так Феллини определяет единственное, чего мы в праве требовать от художника). Он принимает решение попыться восстановить брак с Луизой (Анук Эме).
Картины

Так как «8½» произвёл заметное влияние на кинематограф конца XX — начала XXI века, было снято множество картин по мотивам или под впечатлением от этого фильма:

Мики Уан (Mickey One) (Артур Пенн, 1965)
Алекс в стране чудес (Пол Мазурски, 1970)
Предостережение от святой проститутки (Райнер Вернер Фассбиндер, 1971)
Американская ночь (Франсуа Трюффо, 1973)
Весь этот джаз (Боб Фосс, 1979)
Воспоминания о звёздной пыли (Вуди Аллен, 1980)
Сладкие сны (Нанни Моретти, 1981)
Парад Планет (Вадим Абдрашитов, 1984)
La Pelicula del rey (Карлос Сорин/Carlos Sorin, 1986)
Жизнь в забвении (Том ДиЧилло, 1995)
8 ½ женщин (Питер Гринуэй, 1999)
8 ½ $ (Григорий Константинопольский, 1999)
Девять — мюзикл 1982 года, переснятый в 2003 году, а также музыкальный фильм «Девять» 2009 года, снятый Робом Маршаллом
Такешиз (Такэси Китано, 2005)
Меня там нет (Тодд Хейнс, 2007)

Премии

Взаимодействие свободного творческого начала Феллини и мэйн-стрима киноиндустрии принесло неожиданные плоды: кинолента стала весьма успешным коммерческим проектом, получила многочисленные премии:

Две премии «Оскар» (1964) в номинациях лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюмов в чёрно-белом фильме;
Большой приз III Московского Международного кинофестиваля (1963)
Награды Итальянского национального синдиката киножурналистов (1964): за лучший оригинальный сюжет, за лучший сценарий, за лучшую режиссуру, за лучшую работу продюсера, за лучшую музыку, за лучшую операторскую работу, за лучшую актрису второго плана (Сандра Мило);
Приз датских критиков на фестивале в Копенгагене «Bodil Awards» (1964) за лучший европейский фильм
Награды кинофестиваля в Токио «Kinema Jumpo Awards» (1966) за лучший иностранный фильм и как лучший зарубежный режиссёр;
Награду Американского национального кинобюллетеня за лучший иностранный фильм (1963)
Награду Нью-Йоркского кружка кинокритиков за лучший иностранный фильм (1963).

Также фильм номинировался на «Оскар» на лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшую работу художника-постановщика в чёрно-белом фильме, на приз Британской киноакадемии за лучший фильм (1964) на приз национальной Американской гильдии режиссёров за выдающиеся достижения в кинематографии (1964), но не получил наград в этих номинациях.

Благодаря участию фильма на международном кинофестивале в Москве, Феллини посетил Советский Союз.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F1%E5%EC%FC_%F1_%EF%EE%EB%EE%E2%E8%ED%EE%E9


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»