Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
РОДНЯ
|
31 января 2013
19.15 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА
Малый зал дома актера
РОДНЯ
СССР, 1981, 1:30
НИКИТА МИХАЛКОВ
Самый живой и яркий фильм о современности, снятый Никитой Михалковым. Горький и смешной, щемящий и разудалый, этот фильм очень точно передает атмосферу «застойных» 70-80-х.
Официальный сайт
Фильм в иронической манере повествует о сложных взаимоотношениях близких друг другу людей. Главная героиня в простоте душевной пытается «склеить» распавшуюся семью любимой дочери. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест…
«Родня» — советский кинофильм, снятый режиссёром Никитой Михалковым, 1981 года.
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Интересные факты
5 Ссылки
6 Примечания
Сюжет
Деревенская женщина Мария Коновалова (Нонна Мордюкова) едет в областной центр (фильм снят в Днепропетровске) навестить дочь Нину (Светлана Крючкова) и любимую внучку Иришку (Фёдор Стуков). Добрая и простодушная женщина никак не предполагала, в каком мире живут её самые дорогие и, пожалуй, единственно близкие ей люди. Пытаясь разобраться своими деревенскими представлениями о жизни в сложных отношениях дочери с бывшим мужем, она приносит им и себе немало огорчений.
В ролях
Нонна Мордюкова — Мария Коновалова
Светлана Крючкова — Нина, дочь Марии Коноваловой
Юрий Богатырёв — Стасик, муж Нины
Фёдор Стуков — Иришка, внучка Марии Коноваловой, дочь Нины и Стасика
Андрей Петров — Ляпин, попутчик Марии Коноваловой
Иван Бортник — Вовчик, Владимир Коновалов, бывший муж Марии Коноваловой, отец Нины
Олег Меньшиков — Кирилл, сын Владимира Коновалова, Вовчика, от второго брака
Владимир Хотиненко — Варелик, сосед Владимира Коновалова, Вовчика
Никита Михалков — официант
Александр Адабашьян — официант
Всеволод Ларионов — Генерал-лейтенант
Римма Маркова — эпизод (администратор в гостинице)
Сергей Газаров — эпизод (гость на проводах Кирилла)
Юрий Гусев — эпизод (адъютант генерала, майор)
Руслан Ахметов — эпизод (водитель такси)
Евгений Цымбал — эпизод
Лариса Кузнецова - Лара, спутница Станислава в ресторане
Съёмочная группа
Автор сценария: Виктор Мережко
Режиссёр: Никита Михалков
Оператор: Павел Лебешев
Художники:
Александр Адабашьян,
Александр Самулекин
Интересные факты
Эпизод, в котором у персонажа фильма внезапно звонит находящийся в его портфеле будильник, Никита Михалков использовал впоследствии также в своём фильме «12».
Часть фильма снимали в Днепропетровске, сцены в ресторане — в Пущино (Подмосковье), а стадион с бегуном — в Киеве. Днепропетровск был выбран потому, что там жил родной брат сценариста Виктора Мережко — Юрий.[1]
В одном из эпизодов фильма можно увидеть поезд Днепропетровской детской железной дороги.[2]
Актёры проживали в гостинице «Днепропетровск». Сцену пляски Стасика (Юрий Богатырев) и его тёщи Марии Коноваловой (Нонна Мордюкова) снимали в ресторане гостиницы «Рассвет» возле парка им. Шевченко. После этой сцены Мордюкову увезли в инфарктное отделение больницы «Красного Креста», где она пролежала несколько дней[3].
Римма Маркова (администратор в гостинице) в реальной жизни увлекалась карате. Этот факт Никита Михалков использовал в сюжете, где героиня учила движения руками по самиздатовской книге.
Поэт Николай Зиновьев написал стихи на одну из музыкальных тем к фильму, и в результате получилась песня «Полёт на дельтаплане», которая стала широко известна в исполнении Валерия Леонтьева.
В эпизоде, когда поезд проезжает тоннель, Коновалова обнаруживает, что её попутчик исчез из купе. Она решила посмотреть, нет ли его в коридоре и стала открывать дверь. В зеркале двери отразилась рука оператора.
В эпизоде, где Коновалова и Ляпин фотографируются в фотографическом автомате, на получившейся фотографии оказываются изображены режиссёр фильма Н. Михалков, оператор П. Лебешев и художник А. Адабашьян.
Ради съёмок в фильме Нонна Мордюкова согласилась на золотые коронки на зубах и химическую завивку.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F
Stalk-74
рецензии (289)
оценки
друзья
фильмы
звёзды
Время книг, которые не читают и хрусталя, из которого не пьют
Кинематограф постоянно поднимает планку зрелищности — переливы цветовых гамм, объёмные волны звуковых эффектов, ультра-си компьютерных изысков. Мы привыкаем к кино как виду аттракциона — круче, выше, стереометричней. Развлекайте нас во всех проекциях.
А было время киноповестей. Когда на экране мы видели не лицедейство в полифоничном фантике, а просто жизнь, с её непредсказуемыми сюжетами и поворотами. Снять такой фильм — большое искусство. Зритель обычно вместо персонажа смотрит звезду, благо, почва постоянно удобряется через светские газеты и прайм-таймовые передачи. И сценарные изыски покрываются пленкой иллюзорности. Как в детстве — понарошку. Хабенский — понарошку Колчак, Безруков — понарошку Есенин, Мамонов — невзаправду царь.
А вот пересматривал старый советский фильм «Родня» и не видел на экране Нонну Мордюкову, Светлану Крючкову, Олега Меньшикова, Ивана Бортника, Юрия Богатырева. Даже ясновельможного Никиту Сергеевича не заметил. Просто полтора часа длилась семейная история эпохи застарелого застоя. Дочки-матери, город-деревня, бакенбарды-химзавивка. Как же нужно чувствовать жизненный ритм, чтобы заставить весь ансамбль играть без фальшивых нот.
Стареющая деревенская баба Мария Коновалова выбирается в гости к своей городской дочке Нине и внучке Иришке. И я вновь погружаюсь в мир советских восьмидесятых. Когда выросшие в деревне парни и девушки перебираются в города, получают метры в типовых квартирах и устраивают их, чтобы «всё как у людей» — секции-горки с хрусталём, из которого не пьют и книгами, которые не читают, чеканка и репродукции на стенах, импортный кафель в ванной. Тратят пол-жизни, чтобы достать пальто помоднее и телевизор поцветнее. Старательно прикрывают диалект словечками «мерси» и «чао-какао». Утомленно рассуждают о тенденциях и катастрофах. И приводятся к общему знаменателю «хомо советикус урбанис», который годами не знается с соседом по лестничьей клетке и теряет детей в зарослях бетонных джунглей.
Суетятся винтики, выгорая физически и духовно. А счетчик времени неумолимо тикает. И, присев на минутку, с ужасом видят нормальные, в-общем, люди, как пустозельем заросли все их планы. И пытаются вырваться из этого круга. Нина — прикрыться созиданием полной чаши, Стасик — самоутверждением на фоне забитой «серой мышки», Вовчик — бутылкой, Ляпин — «курортным романом», а сама Мария — попытками склеить разбитую чашку. Но все равно неумолимо возвращается на круги своя. И детский жест выбрасывания ведра только подчеркивает наивность хеппи-энда.
Все в этом фильме в меру. Режиссер Никита Михалков со сценаристом Виктором Мережко распределили экранное время так, что блоки-дни грамотно чередовались с минутами для осмысления зрителем увиденного (полет самолета в небе, бег одинокого спортсмена). В итоге события плавно перетекают одно в другое, не давя темпом, который присущ современному кино. Оператор Павел Лебешов снял в манере присутствия зрителя. Я как будто ходил вместе со всеми по комнате или сидел за соседним столике в ресторане. Музыкально запомнились два момента — «Полет дельтоплана» (советская эстрада) и «Sunny» (не наша эстрада).
У артистов были свои номера. Танец Богатырева в ресторане, монолог Бортника о городской жизни, плеерная зашоренность Стукова, горькое молчание Меньшикова. Они стали той изюминкой, которая остается в памяти на долгое время.
И, конечно, весь фильм — это бенефис великой русской артистки Нонны Мордюковой, которая жила своими ролями. Её Марию можно встретить рядом, на соседней улицы. И это кажущая простота и доступность лишний раз показывает профессиональный уровень актрисы. Дай бог, чтобы из армии теперешних Лиз Боярских и Ксений Раппопорт со временем получились такие мастера.
А всем — лишний повод задуматься, почему Семья становится родней.
http://www.kinopoisk.ru/film/42115/
Судьба «Родни»
Судьба «Родни»
Четверть века назад решалась судьба одной из самых любымых зрителями картины Никиты Михалкова «Родня». Сегодня трудно представить, что эта социальная мелодрама с элементами комедии угодила на «полку». Худсовет, принимавший картину, выдвинул массу претензий к ее содержанию.
Главная героиня, Мария Коновалова, приехала в Москву навестить дочь и любимую внучку. Добрая и простодушная женщина никак не предполагала, в каком мире живут ее самые дорогие и, пожалуй, единственно близкие ей люди. Пытаясь разобраться в сложных отношениях дочери с бывшим мужем, она приносит им немало огорчений. На первый взгляд незатейливая и трогательная история трансформируется в глубокое философское размышление о постепенной и губительной утрате человеком своих корней.
«Родня» показалась цензорам опасной и несоответствующей советским принципам жизни. Режиссеру выдвинули условие: внести почти 200 (!) правок. Согласиться с большинством из них для Никиты Михалкова было невозможно: это принципиально меняло концепцию фильма.
Например, худсовету не понравилась тема солдат: в ней увидели прямую ассоциацию с шедшей тогда войной в Афганистане. Просили даже кадр с самолетом в небе вырезать, чтобы не напоминать зрителю о так называемых «черных тюльпанах», в которых на Родину переправляли в цинковых гробах погибших. Возмущал цензоров несоветский вид ребенка главной героини, особенно то, что малыш слушает западную музыку. Не понравились и взаимоотношения Марии с зятем. Члены худсовета утверждали, что неприлично женщине бить в лоб мужчину, да еще и родственника. Однако именно эта сцена стала одной из самых ярких и комичных в фильме.
Министр кинематографии СССР Филипп Ермаш, посмотрев картину, возмущенно заявил Никите Михалкову: "Таким увидеть советский народ можно было только из окна Мерседеса". На что режиссер парировал: "Только, вот, окно Мерседеса намного шире и видно из него больше, чем из окна Вашей "Чайки"! Надеяться после такого диалога на показ картины было уже бесполезно. Ситуацию неожиданно спас генсек СССР Юрий Андропов. Прослышав о скандальной ленте, он решил посмотреть "Родню". Фильм ему очень понравился, и в 1982-ом году ленту, наконец, увидел весь народ.
Кое-что, конечно, пришлось в фильме поменять – таковы были жесткие правила времени. Но главное, суть картины, режиссеру все-таки удалось отстоять. Этот фильм стоит немного особняком в списке лент Никиты Михалкова, как бы выпадает из их стиля. И этим «Родня» особа интересна, с годами картина воспринимается намного острее и глубже, чем тогда в 80-х, а поднятые в ней проблемы столкновения отцов и детей, мегаполисов и деревень делают «Родню» картиной вне времени.
Интересные факты о фильме «Родня»:
Сценарий создавался специально для Нонны Мордюковой. Однако актриса долго не решалась на эту роль.Статной красавице казачке нелегко было согласиться на то, что предлагал режиссер: химзавивка, металлические зубы, бесформенные наряды. Но Михалков убедил актрису рискнуть, и эта роль стала единственной, где Нона Викторовна сменила привычное амплуа, открыв новую грань своего таланта.
Как-то на съемках фильма "Родня" Михалков, желая добиться от Мордюковой более точного произнесения реплики, довел Нонну Викторовну до такого состояния, что, хлопнув дверью, она удалилась со съемочной площадки, закрылась у себя в вагончике и проплакала в голос всю ночь. На следующий день она, встав перед камерой, с обидой и горечью произнесла режиссеру «Эх, ты…». В ответ неожиданно услышала «Вот это - то, что надо! Снято!». Увидев потом эту сцену в фильме, Мордюкова признала, что режиссер не зря ее мучил. С тех пор Никита Михалков и Нонна Мордюкова закадычные друзья.
В фильме «Родня» состоялся дебют Олега Меньшикова. Это его первая роль в большом кинематографе. С тех пор Никиту Михалкова актер всегда называет своим учителем.
В этой картине дебютировала еще одна знаменитость – кинорежиссер Владимир Хотиненко. В сцене с мотоциклистом на железном коне восседает именно он. Когда понадобился человек, умеющей управлять двухколесником, выяснилось, что один из ассистентов Никиты Михалкова готов справиться с этой задачей. Это и был Владимир Хотиненко. В эпизоде лица за шлемом не видно, зато голос настоящий.
Роль девочки Маришки сыграл мальчик. Режиссер сразу решил: для создания нужного образа необходима «недевчачья» пластика. Вспомнился талантливый мальчик, который до этого уже снимался в «Обломове» Федя Стуков. Он с удовольствием принял правила игры и даже ипровизировал. Сегодня Стуков уже профессиональный актер и телеведущий.
http://www.trite.ru/news_in.mhtml?PubID=158
|
|
|