Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

РОДНЯ

31 января 2013
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА

Малый зал дома актера
РОДНЯ
СССР, 1981, 1:30
НИКИТА МИХАЛКОВ
Самый живой и яркий фильм о современности, снятый Никитой Михалковым. Горький и смешной, щемящий и разудалый, этот фильм очень точно передает атмосферу «застойных» 70-80-х.


Официальный сайт




Фильм в иронической манере повествует о сложных взаимоотношениях близких друг другу людей. Главная героиня в простоте душевной пытается «склеить» распавшуюся семью любимой дочери. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест…


«Родня» — советский кинофильм, снятый режиссёром Никитой Михалковым, 1981 года.
Содержание

1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Интересные факты
5 Ссылки
6 Примечания

Сюжет

Деревенская женщина Мария Коновалова (Нонна Мордюкова) едет в областной центр (фильм снят в Днепропетровске) навестить дочь Нину (Светлана Крючкова) и любимую внучку Иришку (Фёдор Стуков). Добрая и простодушная женщина никак не предполагала, в каком мире живут её самые дорогие и, пожалуй, единственно близкие ей люди. Пытаясь разобраться своими деревенскими представлениями о жизни в сложных отношениях дочери с бывшим мужем, она приносит им и себе немало огорчений.
В ролях

Нонна Мордюкова — Мария Коновалова
Светлана Крючкова — Нина, дочь Марии Коноваловой
Юрий Богатырёв — Стасик, муж Нины
Фёдор Стуков — Иришка, внучка Марии Коноваловой, дочь Нины и Стасика
Андрей Петров — Ляпин, попутчик Марии Коноваловой
Иван Бортник — Вовчик, Владимир Коновалов, бывший муж Марии Коноваловой, отец Нины
Олег Меньшиков — Кирилл, сын Владимира Коновалова, Вовчика, от второго брака
Владимир Хотиненко — Варелик, сосед Владимира Коновалова, Вовчика
Никита Михалков — официант
Александр Адабашьян — официант
Всеволод Ларионов — Генерал-лейтенант
Римма Маркова — эпизод (администратор в гостинице)
Сергей Газаров — эпизод (гость на проводах Кирилла)
Юрий Гусев — эпизод (адъютант генерала, майор)
Руслан Ахметов — эпизод (водитель такси)
Евгений Цымбал — эпизод
Лариса Кузнецова - Лара, спутница Станислава в ресторане

Съёмочная группа

Автор сценария: Виктор Мережко
Режиссёр: Никита Михалков
Оператор: Павел Лебешев
Художники:
Александр Адабашьян,
Александр Самулекин

Интересные факты

Эпизод, в котором у персонажа фильма внезапно звонит находящийся в его портфеле будильник, Никита Михалков использовал впоследствии также в своём фильме «12».
Часть фильма снимали в Днепропетровске, сцены в ресторане — в Пущино (Подмосковье), а стадион с бегуном — в Киеве. Днепропетровск был выбран потому, что там жил родной брат сценариста Виктора Мережко — Юрий.[1]
В одном из эпизодов фильма можно увидеть поезд Днепропетровской детской железной дороги.[2]
Актёры проживали в гостинице «Днепропетровск». Сцену пляски Стасика (Юрий Богатырев) и его тёщи Марии Коноваловой (Нонна Мордюкова) снимали в ресторане гостиницы «Рассвет» возле парка им. Шевченко. После этой сцены Мордюкову увезли в инфарктное отделение больницы «Красного Креста», где она пролежала несколько дней[3].
Римма Маркова (администратор в гостинице) в реальной жизни увлекалась карате. Этот факт Никита Михалков использовал в сюжете, где героиня учила движения руками по самиздатовской книге.
Поэт Николай Зиновьев написал стихи на одну из музыкальных тем к фильму, и в результате получилась песня «Полёт на дельтаплане», которая стала широко известна в исполнении Валерия Леонтьева.
В эпизоде, когда поезд проезжает тоннель, Коновалова обнаруживает, что её попутчик исчез из купе. Она решила посмотреть, нет ли его в коридоре и стала открывать дверь. В зеркале двери отразилась рука оператора.
В эпизоде, где Коновалова и Ляпин фотографируются в фотографическом автомате, на получившейся фотографии оказываются изображены режиссёр фильма Н. Михалков, оператор П. Лебешев и художник А. Адабашьян.
Ради съёмок в фильме Нонна Мордюкова согласилась на золотые коронки на зубах и химическую завивку.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F


Stalk-74

рецензии (289)
оценки
друзья
фильмы
звёзды

Время книг, которые не читают и хрусталя, из которого не пьют

Кинематограф постоянно поднимает планку зрелищности — переливы цветовых гамм, объёмные волны звуковых эффектов, ультра-си компьютерных изысков. Мы привыкаем к кино как виду аттракциона — круче, выше, стереометричней. Развлекайте нас во всех проекциях.

А было время киноповестей. Когда на экране мы видели не лицедейство в полифоничном фантике, а просто жизнь, с её непредсказуемыми сюжетами и поворотами. Снять такой фильм — большое искусство. Зритель обычно вместо персонажа смотрит звезду, благо, почва постоянно удобряется через светские газеты и прайм-таймовые передачи. И сценарные изыски покрываются пленкой иллюзорности. Как в детстве — понарошку. Хабенский — понарошку Колчак, Безруков — понарошку Есенин, Мамонов — невзаправду царь.

А вот пересматривал старый советский фильм «Родня» и не видел на экране Нонну Мордюкову, Светлану Крючкову, Олега Меньшикова, Ивана Бортника, Юрия Богатырева. Даже ясновельможного Никиту Сергеевича не заметил. Просто полтора часа длилась семейная история эпохи застарелого застоя. Дочки-матери, город-деревня, бакенбарды-химзавивка. Как же нужно чувствовать жизненный ритм, чтобы заставить весь ансамбль играть без фальшивых нот.

Стареющая деревенская баба Мария Коновалова выбирается в гости к своей городской дочке Нине и внучке Иришке. И я вновь погружаюсь в мир советских восьмидесятых. Когда выросшие в деревне парни и девушки перебираются в города, получают метры в типовых квартирах и устраивают их, чтобы «всё как у людей» — секции-горки с хрусталём, из которого не пьют и книгами, которые не читают, чеканка и репродукции на стенах, импортный кафель в ванной. Тратят пол-жизни, чтобы достать пальто помоднее и телевизор поцветнее. Старательно прикрывают диалект словечками «мерси» и «чао-какао». Утомленно рассуждают о тенденциях и катастрофах. И приводятся к общему знаменателю «хомо советикус урбанис», который годами не знается с соседом по лестничьей клетке и теряет детей в зарослях бетонных джунглей.

Суетятся винтики, выгорая физически и духовно. А счетчик времени неумолимо тикает. И, присев на минутку, с ужасом видят нормальные, в-общем, люди, как пустозельем заросли все их планы. И пытаются вырваться из этого круга. Нина — прикрыться созиданием полной чаши, Стасик — самоутверждением на фоне забитой «серой мышки», Вовчик — бутылкой, Ляпин — «курортным романом», а сама Мария — попытками склеить разбитую чашку. Но все равно неумолимо возвращается на круги своя. И детский жест выбрасывания ведра только подчеркивает наивность хеппи-энда.

Все в этом фильме в меру. Режиссер Никита Михалков со сценаристом Виктором Мережко распределили экранное время так, что блоки-дни грамотно чередовались с минутами для осмысления зрителем увиденного (полет самолета в небе, бег одинокого спортсмена). В итоге события плавно перетекают одно в другое, не давя темпом, который присущ современному кино. Оператор Павел Лебешов снял в манере присутствия зрителя. Я как будто ходил вместе со всеми по комнате или сидел за соседним столике в ресторане. Музыкально запомнились два момента — «Полет дельтоплана» (советская эстрада) и «Sunny» (не наша эстрада).

У артистов были свои номера. Танец Богатырева в ресторане, монолог Бортника о городской жизни, плеерная зашоренность Стукова, горькое молчание Меньшикова. Они стали той изюминкой, которая остается в памяти на долгое время.

И, конечно, весь фильм — это бенефис великой русской артистки Нонны Мордюковой, которая жила своими ролями. Её Марию можно встретить рядом, на соседней улицы. И это кажущая простота и доступность лишний раз показывает профессиональный уровень актрисы. Дай бог, чтобы из армии теперешних Лиз Боярских и Ксений Раппопорт со временем получились такие мастера.

А всем — лишний повод задуматься, почему Семья становится родней.

http://www.kinopoisk.ru/film/42115/

Судьба «Родни»
Судьба «Родни»

Четверть века назад решалась судьба одной из самых любымых зрителями картины Никиты Михалкова «Родня». Сегодня трудно представить, что эта социальная мелодрама с элементами комедии угодила на «полку». Худсовет, принимавший картину, выдвинул массу претензий к ее содержанию.

Главная героиня, Мария Коновалова, приехала в Москву навестить дочь и любимую внучку. Добрая и простодушная женщина никак не предполагала, в каком мире живут ее самые дорогие и, пожалуй, единственно близкие ей люди. Пытаясь разобраться в сложных отношениях дочери с бывшим мужем, она приносит им немало огорчений. На первый взгляд незатейливая и трогательная история трансформируется в глубокое философское размышление о постепенной и губительной утрате человеком своих корней.

«Родня» показалась цензорам опасной и несоответствующей советским принципам жизни. Режиссеру выдвинули условие: внести почти 200 (!) правок. Согласиться с большинством из них для Никиты Михалкова было невозможно: это принципиально меняло концепцию фильма.

Например, худсовету не понравилась тема солдат: в ней увидели прямую ассоциацию с шедшей тогда войной в Афганистане. Просили даже кадр с самолетом в небе вырезать, чтобы не напоминать зрителю о так называемых «черных тюльпанах», в которых на Родину переправляли в цинковых гробах погибших. Возмущал цензоров несоветский вид ребенка главной героини, особенно то, что малыш слушает западную музыку. Не понравились и взаимоотношения Марии с зятем. Члены худсовета утверждали, что неприлично женщине бить в лоб мужчину, да еще и родственника. Однако именно эта сцена стала одной из самых ярких и комичных в фильме.

Министр кинематографии СССР Филипп Ермаш, посмотрев картину, возмущенно заявил Никите Михалкову: "Таким увидеть советский народ можно было только из окна Мерседеса". На что режиссер парировал: "Только, вот, окно Мерседеса намного шире и видно из него больше, чем из окна Вашей "Чайки"! Надеяться после такого диалога на показ картины было уже бесполезно. Ситуацию неожиданно спас генсек СССР Юрий Андропов. Прослышав о скандальной ленте, он решил посмотреть "Родню". Фильм ему очень понравился, и в 1982-ом году ленту, наконец, увидел весь народ.

Кое-что, конечно, пришлось в фильме поменять – таковы были жесткие правила времени. Но главное, суть картины, режиссеру все-таки удалось отстоять. Этот фильм стоит немного особняком в списке лент Никиты Михалкова, как бы выпадает из их стиля. И этим «Родня» особа интересна, с годами картина воспринимается намного острее и глубже, чем тогда в 80-х, а поднятые в ней проблемы столкновения отцов и детей, мегаполисов и деревень делают «Родню» картиной вне времени.
Интересные факты о фильме «Родня»:

Сценарий создавался специально для Нонны Мордюковой. Однако актриса долго не решалась на эту роль.Статной красавице казачке нелегко было согласиться на то, что предлагал режиссер: химзавивка, металлические зубы, бесформенные наряды. Но Михалков убедил актрису рискнуть, и эта роль стала единственной, где Нона Викторовна сменила привычное амплуа, открыв новую грань своего таланта.
Как-то на съемках фильма "Родня" Михалков, желая добиться от Мордюковой более точного произнесения реплики, довел Нонну Викторовну до такого состояния, что, хлопнув дверью, она удалилась со съемочной площадки, закрылась у себя в вагончике и проплакала в голос всю ночь. На следующий день она, встав перед камерой, с обидой и горечью произнесла режиссеру «Эх, ты…». В ответ неожиданно услышала «Вот это - то, что надо! Снято!». Увидев потом эту сцену в фильме, Мордюкова признала, что режиссер не зря ее мучил. С тех пор Никита Михалков и Нонна Мордюкова закадычные друзья.
В фильме «Родня» состоялся дебют Олега Меньшикова. Это его первая роль в большом кинематографе. С тех пор Никиту Михалкова актер всегда называет своим учителем.
В этой картине дебютировала еще одна знаменитость – кинорежиссер Владимир Хотиненко. В сцене с мотоциклистом на железном коне восседает именно он. Когда понадобился человек, умеющей управлять двухколесником, выяснилось, что один из ассистентов Никиты Михалкова готов справиться с этой задачей. Это и был Владимир Хотиненко. В эпизоде лица за шлемом не видно, зато голос настоящий.
Роль девочки Маришки сыграл мальчик. Режиссер сразу решил: для создания нужного образа необходима «недевчачья» пластика. Вспомнился талантливый мальчик, который до этого уже снимался в «Обломове» Федя Стуков. Он с удовольствием принял правила игры и даже ипровизировал. Сегодня Стуков уже профессиональный актер и телеведущий.

http://www.trite.ru/news_in.mhtml?PubID=158


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»