Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
КУХОННЫЕ БАЙКИ
|
13 ноября 2012
19.15 ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА
Малый зал дома актера
КУХОННЫЕ БАЙКИ
Норвегия-Швеция, 2003, 1:30
БЕНТ ХАМЕР
Скандинавская невозмутимо-меланхоличная ретро-комедия. Шведские ученые посылают наблюдателей в норвежскую глушь, чтобы изучить кухонный быт хмурых норвежских холостяков; при этом наблюдатель и подопытный должны изо дня в день находиться на одной кухне, но ни в коем случае не общаться. Абсурдизм ситуации сталкивается с простотой человеческих чувств, а на выходе получается, наверное, самый теплый и добрый фильм на свете. Потому что человеческую душу не измерить при помощи геометрии, и слава богу.
В послевоенный период эксперты по дому и домашнему хозяйству обнаружили, что одна лишь правильная организация рабочего места на кухне с использованием принципов заводского конвейера может принести огромные финансовые выгоды домашнему хозяйству. Или, как было сформулировано в шведской рекламе новой идеальной кухни: вместо того, чтобы пройти расстояние от Швеции до Конго за год приготовления пищи, домохозяйке теперь потребуется дойти только до Северной Италии, чтобы поставить обед на стол.
После того, как шведские ученые из Института исследования дома составили подробную карту перемещений шведской домохозяйки по кухне и досконально изучили ее поведение, они почувствовали, что готовы преодолеть поставленные перед собой географические и основанные на половом признаке ограничения. В начале 1950-х они отправили 18 наблюдателей в сельский регион Норвегии Ландстад, где был избыток холостяков, чтобы исследовать, как ведут себя на кухне неженатые мужчины.
Чтобы быть наготове 24 часа в сутки, наблюдатели будут жить в яйцеобразных жилых автофургонах, установленных рядом с домами обследуемых. С высоких, изготовленных на заказ наблюдательных кресел, стратегически размещенных в каждой кухне, ничто не укроется от этой новой науки.
Наблюдателем должно быть разрешено приходить и уходить, когда они пожелают, и ни при каких обстоятельствах с ними нельзя заговаривать или подключать их к тому, что делается на кухне…
«Кухонные байки» (норв. Salmer fra Kjøkkenet) — художественный фильм норвежского режиссёра Бента Хамера, снятый совместно со шведскими кинематографистами на студии Bulbul Films в 2003 году.
Норвежская премьера фильма состоялась 17 января 2003 года.
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Награды и номинации
4 Ссылки
Сюжет
В рамках серии экспериментов с кухонным оборудованием, шведские учёные из Института исследования быта, проводят исследования образа жизни холостяков Норвегии. Для этой цели в небольшой посёлок прибывает группа наблюдателей, обязанных по условиям контракта следить за выбранными для этой цели добровольцами, составляя скрупулёзный график их перемещений во время приготовления и приёма пищи.
К большому неудовольствию руководителя группы, в отношения между наблюдателями и проходящими тест местными жителями проникли личностные мотивы. Доверенный ему эксперимент находится под угрозой срыва. Один из приехавших (родственник босса) был замечен в распитии спиртного, другой — настолько сдружился со своим подопечным, что готов бросить хорошо оплачиваемую институтом работу и навсегда остаться жить в маленьком северном городке, на родине своего нового друга.
В ролях
Актёр Роль
Йоахим Кальмейер Изак Бьорвик
Томас Норстрём Фольке Нильссон
Бьорн Флоберг Грант
Рейне Бринолъфссон Мальмберг
Сверре Анкер Оусдал доктор Беняминсен
Лейф Андре доктор Люнгберг
Леннарт Екель Грин
Ян Гуннар Рёйсе ассистент
Награды и номинации
2003 — Премия Amanda Awards
Лучший фильм (Бент Хамер)
2003 — Кинофестиваль Camerimage
Номинация на приз «Золотая лягушка» лучшему кинооператору (Филип Эгаард)
2003 — Международный кинофестиваль в Копенгагене
Лучший режиссёр (Бент Хамер)
Номинация на Лучший фильм (Бент Хамер)
2003 — European Film Awards
Номинация на Приз зрительских симпатий (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Генте
Лучший сценарий (Бент Хамер и Йорген Бергмарк)
Номинация на Гран При (Бент Хамер)
2003 — Кинофестиваль Дни скандинавского кино в Любеке
«Baltic Films Prize» (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Сан-Паулу
Лучший режиссёр (Бент Хамер)
Номинация на Главный приз Международного жюри (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Тромсо
Специальный приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Вальядолиде
Лучший кинооператор (Филип Эгаард)
«Серебряный колос» (Бент Хамер)
Номинация на «Золотой колос» (Бент Хамер)
sauru-omohide
рецензии (55)
оценки
друзья
Деревянная лошадка на краю земли
Если бы эта картина попалась мне в восемнадцать лет, не досмотрел бы и до середины. Нет, мне в то время нравились фильмы с размеренным ритмом, но вот обыденности терпеть не мог. Мне хотелось удивляться, душа требовала не только смачных ощущений, но и сюрпризов, ловушек, хитростей. И потому Бергман, Шепитько, Антониони и Кассаветес казались невероятно скучными режиссерами.
Сейчас уже не жду новинок кино, как раньше. Прислушиваясь к чужому мнению, отмечаю старые и не очень ленты, что не были замечены большинством, и оказалось, что именно среди них можно найти клад.
«Кухонные байки» Бента Хаммера начинаются с абсурда и плавно перетекает в мир статичных пейзажей, повседневности, кряхтения и различных пауз: неловких и цепляющих. Время — после Второй мировой. Шведский институт исследования дома проводит эксперимент: необходимо узнать, как в течение дня по кухне движется среднестатистический норвежский холостяк. В глухую деревню отправляется делегация наблюдателей, каждый из них будет находиться на кухне в доме своего «объекта» и следить за ним. Входить в контакт с «объектом» нельзя. Фольке достался Изак. Но Изак изначально не хочет пускать кого-либо в дом. Он согласился на участие, когда ему сказали, что каждому подарят лошадку. Он был обижен, когда узнал, что лошадка — деревянная.
Тишина и спокойствие. Холостяцкая жизнь. Ситуация за гранью: Фольке сидит на кухне Изака на высоченном стуле, как на троне. И следит. Хозяина дома этот наблюдатель нервирует. Изак готовит еду в спальне. Просверливает в полу дырку, чтобы следить за чужаком. Но этот холодный мир будет расколот. Раскол начинается с солонки.
Рассказать весь фильм просто: здесь мало объектов и действий. Изак играет на пиле, у него есть старая лошадь и целая комната черного молотого перца. Фольке необходимо продержаться до Рождества. Тетя присылает ему балтийскую селедку. Он живет в трейлере, похожем на яйцо. А Изак никогда не берет трубку телефона. А еще будет торт. Одиночество отступает, хотя в какой-то момент кажется, что встреча этих людей кончится поножовщиной.
Я знаю, почему этот фильм вовремя. После потерь научился ценить невзрачные, на первый взгляд, мгновения. У меня есть несколько близких людей, воскресить которых могут лишь воспоминания. И жизнь для меня — это не только что-то брызжущее красками и громогласное. Это еще и незаметное биение сердца. Разговоры ни о чем. Помощь кому-то, от кого не ждешь благодарности в ответ. Взгляд в небо и растворение горечи в нем. Путь, которым идешь бесцельно. Который приводит в правильное время и место. Всегда.
10 из 10
|
|
|