Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ПОЛЯНА

25 октября 2012
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
ПОЛЯНА
Италия, 1979, 1:40
ПАОЛО И ВИТТОРИО ТАВИАНИ
Действие этой философской притчи великих мастеров итальянского кино происходит через 10 лет «после революции» 1968 года. Тематически, идейно и художественно фильм братьев Тавиани предвосхищает появление «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи.



Отец просит сына Джованни отправиться в маленький городок Сан-Джеминиано, чтобы помочь ему продать последние две комнаты в их бывшей усадьбе. Самому отцу морально тяжело возвращаться в места, где прошли его детство и юность. А сын с дипломом юриста вполне может ему помочь. У него еще нет такой ностальгии по родным корням, которую испытывает отец. Да и Джованни, по мнению отца, нужно сменить обстановку: в свои двадцать с лишним лет он все еще живет в родительском доме.

Приехав в Сан-Джеминиано, Джованни встречает Эуджению. Девушка работает во Флоренции антропологом, параллельно на общественных началах устраивая в городке любительские театрализованные спектакли с детьми. Между молодыми людьми завязывается роман. Через какое-то время в городок возвращается Энцо. Этот левак-анархист даже через десять лет после майской революции 1969 года одержим идеями переустройства мира. Энцо по образованию аграрий и пытается создать какую-то сельскохозяйственную коммуну, нахально экспроприировав заброшенные земли местных собственников. Энцо и Эуджения привыкли к свободе отношений, они уже четыре года вместе, но у каждого случаются романы на стороне. Но на этот раз все серьезнее. Энцо впервые испытывает ревность, Джованни хочет уехать, но Энцо его не отпускает, поскольку любит подругу и хочет сделать ее счастливой. Джованни обещает уехать, но остается еще на несколько дней, съедаемый мучительной ревностью и желанием во что бы то ни стало разделить Эуджению с Энцо.


Сергей Кудрявцев 8.5/10
Экзистенциальная драма

Фильмы, которые были сняты признанными итальянскими режиссёрами Паоло и Витторио Тавиани в 70-е годы, отражают настроения немалого разочарования и растерянности, проявления духовного кризиса и пессимизма, что возобладало в умах преимущественно молодых людей и сочувствующих им западных интеллигентов после краха революционных иллюзий 1968 года. Однако в своих картинах «У святого Михаила был петух» (1971) и «Аллонзанфан» (1974) братья Тавиани обращались к давней истории, создавая иносказательные притчи, которые надо было соотносить с нынешней реальностью всё-таки по ассоциативному принципу.

Лента «Поляна», появившаяся уже на исходе семидесятых, тоже представляет собой философскую притчу, но её действие развёртывается уже в современной Италии, а героями стали именно молодые люди, хотя и спустя десять лет «после революции». Отсылая к ранним произведениям Бернардо Бертолуччи, угадавшего пред- и послереволюционные ощущения в обществе в фильмах «Перед революцией» и «Стратегия паука», братья Тавиани намеренно пригласили на роль отца героя, разуверившегося интеллектуала, актёра Джулио Броджи, который сыграл отца и сына Маньяни в «Стратегии паука» (впрочем, он снимался и в двух прежних их работах «Под знаком Скорпиона» и «У святого Михаила был петух»).

Можно сказать, что История повторяется вновь и вновь — сыновья ни на шаг не ушли вперёд от конформистов-отцов, позволили рутине и сонному существованию подавить всякие надежды и мечты, даже волю к жизни. Не случайно, что третий персонаж по имени Джованни решает покончить жизнь самоубийством (ещё одна перекличка со «Стратегией паука») сразу после того, как уехали из маленького городка Энцо и Эуджения. С ними он пытался пережить всё заново, обрести, наконец-то, некий смысл, словно «выйти из леса на поляну» — увидеть в картине зелёного луга или же в сцене карнавала на площади старинного городка в Тоскане хоть какой-то намёк на высшую истину человеческого существования. Но ничего так и не получилось — прошлое продолжает довлеть над настоящим, и от несбывшихся грёз можно избавиться в смерти или только сбежать в никуда, в чужую страну, как это сделала, например, Эуджения. Она отправилась в Алжир, чтобы там, в итальянской общине, воспитывать и обучать новое поколение детей, которое должно быть совсем другим.

Лента «Поляна» оказалась в каком-то смысле прощальной для Паоло и Витторио Тавиани, после этого ушедших из «кино контестации», того кинематографа, который провозглашал революционный протест против общества и системы власти. Однако они всё равно остались поэтами, протестующими против бесчеловечности («Ночь святого Лоренцо») и воспевающими красоту человеческих лиц и чувств («Хаос»).

1989


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»