Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
НЕВИННОСТЬ
|
16 октября 2012
19.15 ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА
Малый зал дома актера
НЕВИННОСТЬ
Франция, 2004, 1:50
ЛЮСИЛЬ ХАДЖИХАЛИЛОВИЧ
В таинственном изумрудно-зеленом лесу стоит загадочная школа, где живут и учатся девочки. Девочек привозят в школу в гробиках, прошлое - не важно, важно – учиться хорошо танцевать, соблюдать правила школы и слушаться молчаливых, много курящих учительниц. Символистская картина Люсиль Хаджихалилович (жена Гаспара Ноэ и соавтор сценария к его «Входу в пустоту») «держится на зазоре между аккуратной, бережной документацией девичьего быта и тенью чего-то большего. То ли зловещего, то ли прекрасного, то ли и то, и другое — одновременно. Чувствовать, как плавно фильм играет с ожиданиями зрителя, не делая резких выпадов, казалось бы, вообще не напрягая ни один мускул — удовольствие какого-то очень изящного сорта». (Наиля Гольман, Афиша).
В недрах глухого леса находится закрытое учебное учреждение или приют для девочек, представляющий собой не то балетное училище, не то место, куда девочки попадают после смерти. Они поступают сюда в гробах, и с исчезающими воспоминаниями о своем прошлом и своих родных. Их наставницы — молодые женщины, которые по слухам, распространяющимся среди маленьких послушниц, сами когда-то учились в этой школе, но за серьезные нарушения были оставлены здесь навсегда.
вася блин
рецензии (72)
оценки
друзья
фильмы
звёзды
Взлететь смогут только бабочки
Фильм «Невинность», показывает нам таинственную школу для девочек, которая находится в каком-то глухом лесу, и где практически нет взрослых. Лишь две взрослые женщины следят за девочками. Девочки сами о себе заботятся: самостоятельно просыпаются, одеваются и т. д. Возраст этих девочек составляет примерно от 6 до 12 лет. Так же, в зависимости от возраста девочки носят различного цвета повязки на волосах. Каждый день они играют, занимаются танцами, а вечером ложатся спать и лишь самая взрослая девочка куда-то уходит.
Если попытаться выделить главных героев в этом фильме, то можно отметить трёх девочек: Ирис, Алиса и Бьянка. Фильм начинается с того, что в эту школу привозят гроб в котором находится Ирис; девочки охотно с ней знакомятся, хорошо относятся, рассказывают ей что да как. Ирис выдают красную повязку, означающую начальную возрастную стадию. Девочке очень нравится в этом мире, она со всеми дружит, но больше всего она привязывается к самой старшей девочке — Бьянке, на которую и пытается ровняться.
Алиса, эта девочка становится одной из главных героинь, уже ближе к концу фильма. Когда школу посещает директор, которая осматривает всех девочек для того, что бы выбрать одну из них и увести с собой. Алиса очень хотела, что бы её выбрали, но в итоге выбирают другую девочку. Алиса очень сильно переживает по этому поводу и на следующий день сбегает из школы — всем остальным сообщают, что Алиса плохо себя вела и больше она здесь не появится.
Бьянка, одна из самых взрослых девочек, которая представляла собой образцово показательную ученицу данного заведения. Бьянка успешно проходит весь курс (если это можно так назвать), участвует в театральной постановке, где играет бабочку и покидает это странное заведение, попадая уже в абсолютно нормальный мир, где присутствуют и мальчики.
Был и ещё один интересный персонаж в этом фильме — Лаура. Которая в какой-то момент решает покинуть эту школу: садится на лодку, в надежде переплыть на другой берег, олицетворяющий собой свободу, но в лодке оказывается пробоина.
Фильм, снятый Люсиль Хаджихалилович, действительно производит впечатление, он представляет собой научное пособие, которое выражено в художественной постановке и написано на метафорическом языке, о взрослении девочек. Школа, в которой всё это происходит так и должна называться: «Нвинность». Она ограждена забором за который, пока никто не должен заходить. Лишь, при достижении определённого возраста и при хорошом поведении, девочки смогут покинуть пределы невинности.
Появление Ирис, представляет собой, этакое появление девочки на свет. То есть, Ирис на вид лет шесть, но видимо это тот возраст когда она уже может что-то по-настоящему чувствовать, может уже по-настоящему воспринимать жизнь и осознавать, что с ней происходит. Это тот возраст, когда ребёнка уже можно начинать воспитывать. А до этого она просто росла в гробу и ничего не видела.
Происходящее с Алисой, является метафорой к тому, что некоторые девочки хотят раньше срока пересечь границы невинности, и пересекают, но что с ними происходит дальше? Наверное они так и блуждают в этом бескрайнем дремучем лесу.
Урсула, ещё одна девочка которая нарушила законы невинности, в итоге тоже пропадает.
Женщины, которые присматривают за девочками — это мадемуазель Эдит и мадмуазель Ева, которые в своё время провинились и остались навсегда в пределах Невинности. Возможно они попытались сбежать, но у них не получилось и в качестве наказания они остались здесь до конца своих дней.
А Бьянка — это показатель того, что происходит с прилежной девочкой, которая за всё время в этой школе ни разу не ослушалась и когда она, а так же другие девочки с такого же цвета повязками, достигли определённого возраста, они покинули это здание и оказались за пределами невинности, по всем правилам взросления.
Дабы намекнуть нам, на то, что же происходит с этими девочками, режиссёр показывает нам гусеницу, которая превращается в прекрасную бабочку и улетает со своей ветки, обретая полную свободу, и ищет себе партнёра для соития. Этот эпизод является своего рода, параллелью с взрослением девочки. Так и в фильме: сначала нам показывают гусениц, которые должны делать всё для того, что бы стать бабочками, и, кто-то из них становится той самой бабочкой, а кто-то навсегда останется гусеницей.
Очень понравился фильм своим стилем, своим способом повествования. Хочется отметить и операторскую работу, которая по своему стилю съёмки вводит в какое-то такое смиренное напряжение, превращая драму в триллер по настроению.
Люсиль Хаджихалилович проделала очень хорошую работу, которая заставляет думать зрителя. До этого фильма, она сняла лишь короткометражку «Губы Жан-Пьера», которая была снята в похожей технической оснастке, но рассказывала уже о девочке, которая покинула эту самую школу «Невинность» и оказалась в непростой ситуации. Вообще, жалко, что пока исследования «детского взросления» Хаджихалилович, закончились, так как «Невинность» это её последний фильм, потому что мысли у неё очень и очень интересные.
Так же в этой тематике, но уже с более острым сюжетом, снимал фильмы муж Люсиль — Гаспар Ноэ, в фильмах которого она тоже принимала участие. На мой взгляд «Невинность» — это самое лучшее творение на тему взросления девочек, из того что проделали Ноэ и Хаджихалилович.
8 из 10
Лучшие фильмы на свете «Невинность» Люсиль Хаджихалилович
Нежный и загадочный фильм о маленьких девочках в странном пансионате, снятый женой Гаспара Ноэ, которая по какому-то недоразумению не стала после него известнее мужа.
Текст: Наиля Гольман
12 июня
51
12retweet
18Сохранить
невинность
Гробик с прорезью в виде восьмиконечной звезды на крышке прибывает в светлую детскую комнату. Откуда и каким путем — неизвестно и не важно. Пять девочек в белых рубашках и юбочках открывают его, приветствуют проснувшуюся шестилетнюю Ирис и начинают ей объяснять правила места, в котрое она попала. Каждая носит в косичках ленточки своего цвета, в соответствии с возрастом. В лесу, окруженном каменной стеной, есть пять жилых домов, озеро, школа, две красивые и несчастные на вид учительницы (одна — хромая, вторая — Марион Котийяр). Спать нужно ложиться рано, когда старшие девочки уходят по ночам - не стоит задавать вопросов. Твоя семья не будет тебя искать. Нужно учиться хорошо танцевать, это важно. Задавать вопросы Ирис почти сразу перестает, и начинается удивительное — цветение на экране, размеренная жизнь пансиона, в котором два с половиной десятка воспитанниц в белых юбочках прилежно готовятся неизвестно к чему.
Весь фильм держится на зазоре между аккуратной, бережной документацией девичьего быта и тенью чего-то большего. То ли зловещего, то ли прекрасного, то ли и то, и другое — одновременно. Райское щебетание птиц, гобеленовая карта местности на стене, загадочная целеустремленность учительниц, которые молчат и курят. Свет, в половине сцен сползающий в сумерки. На этом фоне девочки от шести до двенадцати объясняют друг другу, как нужно себя вести, машут ножками у балетного станка и аккуратно складывают вещи перед сном. Замкнутый, герметичный мир, где любая история становится одновременно похожа на притчу и на детское воспоминание. В этом разговоре принято первым делом упоминать «Пикник у висячей скалы», который сама Хаджихалилович признает единсвтенным конкретным референсом, и «Суспирию» Ардженто, вольно базирующуюся на том же рассказе Франка Ведекинда. Если этого мало, то ряд фильмов, которые стояли бы с «Невинностью» на одной полке, по разным признакам можно дополнить «If...» Андерсена, «Институтом Бенджамента» братьев Квай, «Отелем» Йессики Хауснер и еще чем-нибудь, что в принципе сложно определить на какую-нибудь полку.
Хаджихалилович, которая еще до первой режиссерской работы («La bouche de Jean-Pierre», 1996) монтировала, например, «Плоть» для своего мужа, по-женски кропотливо и не по-женски взвешенно работает с изображением и звуком, о чем много, по делу и с удовольствием рассказывает в интервью. Она мало пользуется музыкой (а когда пользуется, редко пускает ее за кадром) и вообще очень четко выстраивает звук. Вдоль ночной аллеи зажигаются лампы, издавая характерный электрический гул — воздух в кадре тут же физически наполняется чем-то зловещим. Законы места кристаллизуются, когда спустя две минуты по этой гудящей аллее старшая из девочек уверенными шагами уходит в лес, а еще через эпизод — учит младшую: «Всегда ходи только там, где горят лампы». Ожидание абстрактной угрозы извне сменяется едва заметно ощущением угрозы, скрытой в правилах пансиона. Чувствовать, как плавно фильм играет с ожиданиями зрителя, не делая резких выпадов, казалось бы, вообще не напрягая ни один мускул — удовольствие какого-то очень изящного сорта. Ничего страшного вроде бы не происходит — но каждая деталь, каждая склейка, свет в каждой сцене доходчиво говорят — волнуйся. Воспитанницы взрослеют, ленточки переходят с одних косичек на другие, и что-то должно нарушить этот хрупкий баланс. Саспенс буквально сгущается из воздуха: в сухом остатке выходит, что волноваться нужно потому, что дети взрослеют, а время не стоит на месте, и вместе с тем — два часа ты завороженно любуешься тем, как красиво оно идет.
Конец у этой истории, разумеется, есть — но, во-первых, еще вопрос, насколько может считаться концом символический луп на тему круговорота жизни в фильме, который открывается и закрывается планом бурлящей воды. А во-вторых — после него, слава богу, ничего не становится понятно, и значит, все остается немного волшебным.
http://www.afisha.ru/article/innocence/
http://www.lookatme.ru/flow/kino/film-screen/44051-nevinnost-innocence-lyusil-hadzihalilovich-2004
Невинность (Innocence)
Автор: Станислав Лукьянов
Реж. Люсиль Хадзихалилович
Франция, 122 мин., 2004 год
"Невинность" (2004) – единственный на сегодня полнометражный фильм французского режиссера Люсиль Хадзихалилович. Родившаяся в семье эмигрантов из Боснии, она обучалась кинематографии в Париже. Ее муж также кинорежиссер Гаспар Ноэ.
Поставлен фильм по мотивам рассказа немецкого поэта-экспрессиониста конца XIX века Франка Ведекинда, самой знаменитой экранизацией произведения которого, является «Лулу» (1929) Пабста. Это сразу может нам подсказать, что темой «Невинности» будут мятущиеся души и исследование общественной морали.
Действие фильма происходит в неком закрытом пансионате для маленьких девочек. Вся предметная среда фильма отсылает на в 30-е - 40-е годы XX века: огромный особняк с лестницами между этажами, обилие полировки, тусклое освещение из-под абажуров, ковры, униформа воспитанниц. Все несет в себе дух европейского аристократизма и незаметного упадка.
Вдохновлявшаяся при создании визуального ряда картинами бельгийского художника Магритта Хадзихалилович вводит в фильм множество сюрреалистических элементов, создавая тем самым атмосферу сновидения. Так маленьких семилетних воспитанниц доставляют в пансионат в гробу с семиугольной звездой на крышке. Вокруг главного здания находится таинственный лес и пруды со стоячей водой.
Завлекательный постер фильм, на котором мы видим трогательно сомкнутые в коленях ножки и короткую плиссированную юбочку, может дать основания предположить, что еще одной темой фильма будет детская и подростковая сексуальность. Но Хадзихалилович старается не акцентировать на этом внимания. Ей затронуты тема развития женского тела, первых месячных и даже подростковой мастурбации. Но то как в фильме показываются воспитанницы лучше всего резюмировала преподавательница хореографии (Котияр): "Но пока что вы просто маленькие противные гусеницы. Вам нужно много трудиться. К сожалению, не все гусеницы становятся прелестными бабочками. Но, я надеюсь, что через несколько лет вы меня порадуете". От начавших выпадать молочных зубов до первых месячных таков цикл проживания в пансионате юных существ, развивающихся здесь в строгих оранжерейных условиях.
Хадзихалилович, конечно, стремится поинтриговать зрителя. Что за странные ночные прогулки старших воспитанниц по освещенным фонарями аллеям? Почему они участвуют в хореографических представлениях для богатой публики проникающей в театральную залу подземными ходами? Куда отбирают раз в год некоторых из них?
Но драматургическая ткань фильма притчеобразна в духе романов Кафки и данные вопросы вовсе не нуждаются в ответе. Ответом тут является сама суть показываемого.
Атмосферность фильма такова, что очень скоро начинаешь подмечать разительный контраст между свободной гармонией мира природы и регламентированностью жизни воспитанниц. В этом фильм схож с «Пикником у висячей скалы» (1975) Уира, рассказавшем об удушающих традициях викторианского обучения. Совмещая мистику с реалистическим показом системы воспитания «Невинность» ведет нас к пониманию искаженного баланса между общественными требованиями и персональными духовными и эмоциональными запросами развивающейся личности. Хореография и естествознание вот весь набор дисциплин положенный знать ученицам. Словно инкубатор, советская школа или секта этот пансион готовит покорных и запуганных девушек, не имеющих никакого представления о реальном устройстве внешнего мира. Раз в год приезжающая директриса увозит во вне наиболее похожую на куклу воспитанницу, остальные же остаются дозревать словно коконы из «Вторжения похитителей тел» Сигела и Кауфмана.
Клаустрофобический мир целиком контролируемый экономическими ориентирами готовится впустить в себя женщину лишь когда она будет являть собой красивый, элегантно передвигающийся манекен с годным для воспроизводства телом.
И эта тюремная ограниченность женской судьбы ужасает. Фильм безусловно возвращает нас к эпохе, когда женщину рассматривали лишь как мать и супругу, а социальная роль любого человека сводилась к его положению в обществе. «Тэсс» (1979) Полянского дает отличное представление о дальнейшей судьбе девушки, переступившей порог совершеннолетия.
О своих кинематографических ориентирах Хадзихалилович рассказала так: «В любом случае, когда я была подростком, я открыла для себя кино именно через фильмы ужасов, в частности через итальянские ужастики и особенно картины Ардженто. В огромной степени меня привлекало в них визуальное пиршество, наиболее явное в его ранних работах, их эротизм в сочетании с острым ощущением опасности... У Брессона мне нравились манера съемки, ритм, мощный экзистенциальный аспект, совсем необязательно христианский (вопросы веры не слишком меня занимали)... это ощущение иного измерения – не материального, явленного через самые простые вещи и повседневные жесты... Вот два режиссера, больше других повлиявшие на меня, несмотря на их кажущуюся противоположность...». В «Невинности» она невероятно органично сочетает этот страх перед подавляющей тебя неведомой силой с основополагающими вопросами человеческого бытия. Поэтому фильм и получился гораздо большим чем просто феминистским кино. Перед нами точное описание того мира, тех общественных рамок, в котором еще совсем недавно обитало сознание европейского человека. Бунт воспитанницы Алисы приводит лишь к ее побегу и исчезновению из этого кэрроловского мира, в котором почти пропало яркое безумие, но остался тяжкий патриархальный диктат. Невозможно даже крикнуть «Вы ведь всего лишь колода карт!», не имея представления о том, что это колода и в ней есть масти. Невинность героинь фильма – невинность до грехопадения. Изгнание из рая происходит в выкрашенном в самый унылый оттенок желтого железнодорожном вагоне. Милая преподавательница жестом шлюхи закурит сигарету, а в сумраке окна тревожно замелькают огни.
Впрочем мы живем уже в эпоху свершившейся сексуальной революции, освободивших женщину противозачаточных средств и феминистических движений. Хадзихалилович может позволить себе хэппи-энд. Но забывать о том, как происходил путь к нему, через психоанализ и бунты – не стоит.
http://www.cineticle.com/text/123--innocence.html
|
|
|