Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

МИСИМА. ФИНАЛЬНАЯ ГЛАВА

04 октября 2012
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2012 NEW!!!

Большой зал дома актера
МИСИМА. ФИНАЛЬНАЯ ГЛАВА
Япония, 2012, 2:00, закадровый перевод
КОДЗИ ВАКАМАЦУ
Кодзи Вакамацу – классик японской «новой волны», прирожденный бунтарь и автор радикальных картин, затрагивавших самые болезненные темы, продюсер легендарной «Империи чувств» Нагисы Осимы, в своей новой картине исследует последние часы жизни великого писателя и драматурга, тонкого эстета и глубокого философа Юкио Мисимы. Автор пытается ответить на вопрос, какие обстоятельства привели его к отчаянному самурайскому жесту.
МКФ в Канне: участие в конкурсе «Особый взгляд»


Официальный сайт




Пристальное исследование последних часов жизни легендарного японского писателя. 25 ноября 1970 года известный писатель и светский персонаж Юкио Мисима явился на базу сухопутных войск в Итигая, где обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Будучи проигнорирован слушателями, Мисима покончил с собой, совершив ритуальное самоубийство, известное как сэппуку. Какие обстоятельства привели тонкого эстета и глубокого мыслителя к этому отчаянному самурайскому жесту?

Блог ведет Игорь Лебедев, группа компаний "Кармен"
Игорь Лебедев, группа компаний "Кармен" Игорь Лебедев, группа
компаний "Кармен"
Мисима. Финальная глава
30 августа в 02:59

13 сентября компания "Другое кино" выпустит в прокат фильм Кодзи Вакамацу "Мисима. Финальная глава".

В конце 1950-х годов молодой Вакамацу провел полгода в тюрьме, после чего вышел из якудза и избрал иное направление карьеры. Бывший мелкий гангстер решил снимать порно-фильмы в знак протеста против властей. Слепленные за считанные дни, с непрофессиональными актерами и скромным бюджетом, в то время эти поделки регулярно становились в Японии объектами скандалов. Появилось и политическое звучание. В фильме «Черный снег» (1965) обнаженная женщина прошла по американской военной базе и выстрелила в голову солдату. Правительство тут же арестовало режиссера Такеши Тетсудзи за непристойное поведение, а последовавший за арестом суд спровоцировал многочисленные акции в поддержку свободы выражения в Японии. Порно-индустрия получила в лице радикально настроенных студентов благодарного зрителя и молодые люди в кинозалах начали узнавать себя в фильмах Нагисы Ошимы, Сусуму Хани и Тошио Мацумото.

В 1965 году Вакамацу основал собственную кинокомпанию «Вакамацу Продакшн» и снял картину «Тайное дело за стенами» (Kabe no naka no himegoto), которая вызвала дипломатический скандал между Японией и Германией, куда была приглашена для участия в Берлинском кинофестивале. Режиссер принялся за яростную критику лицемерного правительства, став голосом японской молодежи в условиях кризиса самоопределения: ленты «Иди, иди, вечная девственница» (1967) или «Секс-террор» (Seizoku, 1970) больше тяготеют к новой волне, чем к порно. «Ангелы и насилие» (1967) и «Секс-террор» участвовали в «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах и способствовали международному признанию режиссера. Вакамацу сотрудничает с Нагисой Ошимой, выступив исполнительным продюсером его «Империи чувств».

Фильмы Вакамацу, снимаемые с маниакальной скоростью (порой до 12 в год), упрощенные, с откровенной, на первый взгляд, режиссурой, напоминающей по стилю молодого Жан-Люка Годара, но переполненные сексом и жестокостью – это своеобразные анархические манифесты, которые даже сегодня вызывают едва сдерживаемое неудовольстве японского правительства.

В 2010 году Кодзи Вакамацу вернулся на Берлинский фестиваль через 45 лет после «Тайного дела за стенами» с картиной «Червяк», историей японского солдата, вернувшегося домой без рук и ног после Японо-китайской войны в 1940 году. Фильм принес «Серебряного Медведя» Шинобу Терадзиме за Лучшую женскую роль за роль жены солдата.

"Мисима. Финальная глава" - последняя на сегодня работа мастера, мировая премьера которой прошла на фестивале в Канне (программа "Особый взгляд"). В своем фильме Вакамацу исследует политический контекст, который определил смерть яркого писателя и общественного деятеля. В фильме дан обзор ключевых событий, важных для понимания обстановки, сложившейся в Японии к 1970-м году: события 26 февраля 1936 года (попытка императорской армии совершить государственный переворот), поражение Японии во Второй Мировой Войне, убийство главы Социалистической партии в 1960 году, история Квон Най-Ро в 1968-м (когда японец корейского происхождения убил двух человек и 18 взял в плен в знак протеста против плохого обращения к корейцам в Японии), конфликт в Токийском Университете в 1969 году между радикально настроенными студентами и силами полиции. И, наконец, 25 ноября 1970 года, когда Юкио Мисима явился на военную базу в Итигая, где обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Будучи проигнорирован, Мисима покончил с собой, совершив ритуальное самоубийство, известное как сэппуку.



Заговор с целью самоубийства
Михаил Трофименков о фильме "Мисима: финальная глава"

Вся галерея 8
В прокат выходит фильм Кодзи Вакамацу "Мисима: финальная глава": хроника четырех последних лет жизни японского писателя, оборвавшейся 25 ноября 1970 года. 45-летний Мисима совершил сэппуку, когда не сумел с четырьмя юными соратниками поднять на мятеж во имя восстановления императорской власти токийскую военную школу. Впрочем, попыткой военно-фашистского путча, как именовали это в СССР, события 25 ноября не назвать даже с натяжкой. Заговорщики шли на дело с самурайскими мечами. Они скорее бы умерли, чем пролили чью-либо кровь. Да, честно говоря, они и шли умирать. Такое вот театральное самоубийство. Возможно, самоубийство любовников: за Мисимой в мир иной последовал его ученик Масакацу Морита. Впрочем, гомосексуальность Мисимы фильм игнорирует: в Японии вдова писателя засудит любого, кто посмеет коснуться этой темы.

Свою смерть Мисима описал в гениальном рассказе "Патриотизм" (1961) и разыграл в его авторской экранизации (1965). Речь там шла о самоубийстве — после неудачного и кровавого военного путча в феврале 1936 года — офицера-заговорщика и его жены. Нынешняя императрица Японии когда-то была, кстати, невестой Мисимы.

Впрочем, историю Мисимы можно рассказать немного иначе.

Жил-был всемирно известный, блестящий писатель. Автор скандальных пьес о Гитлере и жене маркиза де Сада, растабуировавший в национальной литературе гомосексуальную тематику. Нарцисс, гордящийся тем, что из болезненного ребенка превратил себя в стального культуриста. Армейской службы он избежал, но перед армией и оружием испытывал фетишистский восторг. В смутные для его родины времена пошел в политику, где искал третий путь: антикоммунист и враг американского империализма, контролировавшего его родину, делал ставку на возрождение национального духа и достоинства. Боролся против лицемерия и конформизма интеллектуалов. Остроумный полемист, шел с открытым забралом дискутировать в самое логово врага — в захваченный студентами-леваками университет (и чуть было не переманил их на свою сторону).

Он создал юношескую военизированную, радикальную организацию. Впрочем, она была на первых порах — да такой и осталась — скорее эстетическим проектом. Ничьей крови, кроме своей собственной, члены ужасного "Общества щита" не пролили. Денег ни от кого из политиков не брали: собственно говоря, численность организации ограничивалась сотней участников именно потому, что только сотню Мисима и мог профинансировать из своих гонораров. Силовые структуры пытались как-то курировать радикалов, но потом плюнули и отошли в сторону.

Его называли фашистом, но фашистом он, конечно, не был.

Если сделать поправку на ужасную смерть героя, никого не напоминает?

Ну да: Эдуард Лимонов, написавший, кстати, о Мисиме отличное эссе. Мисима — своего рода японский национал-большевик. "Жизнь так прекрасна, что увенчать ее должна прекрасная смерть": разве не напоминает эта проповедь Мисимы нацболовский лозунг "Да, смерть!". А патетическая попытка Мисимы на пару с соратником на моторной лодке добраться до Южных Курил и потребовать от Советов возвращения островов сродни акциям лимоновцев в Крыму или Прибалтике. Другое дело, что в японском варианте пришел хозяин лодки и прогнал Мисиму с мисимовцем.

На первых порах в фильме Вакамацу раздражает обилие национальной специфики. Сакура в цвету. Фудзи на заднем плане. Кровавая каллиграфия — на плане крупном. Разглагольствования о "пути самурая". Но вся эта растиражированная экзотика быстро отступает в тень — на авансцене разыгрывается вселенская трагедия интеллектуала и художника, вызывающего весь мир на дуэль с предрешенным исходом.

Происходит это, прежде всего, благодаря великолепному Арате, сумевшему сыграть внутренние состояния героя без форсажа, но с интенсивностью рукопашной схватки. Мисима Араты — прежде всего, мечтатель, хрупкий и ранимый, прячущийся за броней своего идеального тела. И еще — человек, который боится. И его, и прочих заговорщиков бьет невидимая дрожь, но Мисима слишком честен и слишком художник, чтобы остановиться в полушаге от смерти.

Со смертью, впрочем, вышла небольшая накладка. Аудитория — то есть курсанты — освистала Мисиму. А ведь он был не только писателем, но и актером. И трагедию в военной школе Вакамацу аранжировал именно как трагедию актера, если и не путающегося в словах, то теряющего нить роли. Кумира, впервые оскорбленного публикой. Впрочем, мне кажется, что, даже если бы курсанты закричали "О, сэнсэй, мы твои, веди нас на штурм!", Мисима все равно покончил бы с собой: такую уж пьесу он написал.
http://www.kommersant.ru/doc/2010884


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»