Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

БЛОУ-АП (ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ)

02 октября 2012
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ» К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ

Малый зал дома актера
БЛОУ-АП (ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ)
Италия-Великобритания-США, 1966, 1:50
МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ
Экранизация шедевра Хулио Кортасара «Слюни дьявола», притча о непознаваемости мира, где сама видимость является лишь тенью видимости. В своем первом неитальянском фильме — действие происходит в самом модном городе 60-х — Лондоне — мастерство Антониони достигает космических высот.
МКФ в Канне: гран-при «Золотая пальмовая ветвь»
Премия «Оскар»: две номинации


Официальный сайт




«Фотоувеличе́ние» (англ. Blow-up) — фильм Микеланджело Антониони по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола». Это первый англоязычный фильм итальянского кинорежиссёра. «Фотоувеличение» был удостоен «золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года, а также номинировался на «Оскара» за лучшую режиссуру и сценарий.
Содержание

1 Сюжет
2 В ролях
3 Награды и номинации
3.1 Награды
3.2 Номинации
4 Интересные факты
5 Ссылки

Сюжет

Фильм начинается с показа утреннего распорядка дня молодого и успешного лондонского фотографа — Томаса (в исполнении Д. Хеммингса). Чтобы убить время, ожидая открытия антикварного магазина, Томас отправляется в близлежащий парк, где делает снимки. Его привлекает одна пара (мужчина и женщина), и он скрытно фотографирует её. Оставшись одна, женщина (в исполнении Ванессы Редгрейв) замечает Томаса и начинает преследовать его, пытаясь отобрать фотоаппарат и требуя вернуть ей плёнку.
Джейн и Томас в парке

Придя домой, Томас проявляет сделанные в парке снимки и, находя некоторые странности, замечает при фотоувеличении, что в кустах за штакетником притаился неизвестный с пистолетом. Вернувшись в парк под вечер, Томас обнаруживает там тело запечатлённого на снимке мужчины: очевидно, он был застрелен сразу после свидания.

Параллельно в фильме разворачивается панорама «свингующего Лондона» 1960-х годов с его гедонистической одержимостью модой, музыкой и молодостью. Недаром, рассказ Кортасара был существенно изменён, подчинившись идее Антониони показать тогдашний Лондон, как он представлялся самому режиссёру.

В знаменитой финальной сцене Томас вновь возвращается на место преступления, но тело там уже отсутствует. Он замечает группу мимов, которые беззвучно изображают игру в теннис. Поборов своё недоумение, он включается в игру — и в кадре становится слышен звук теннисного мячика. А вскоре после этого фигура героя исчезает из кадра, как будто её там и не было, — перед зрителем предстаёт пустой зелёный газон.
В ролях
Место преступления — лондонский парк Марион
Актёр Роль
Дэвид Хеммингс Томас
Ванесса Редгрейв Джейн
Джон Касл Билл
Сара Майлз Патриция
Джейн Биркин Блондинка
Хиллз Джиллиан Брюнетка
Питер Боулз Рон
Верушка фон Лендорф Верушка
Шагрен Клод мим
Награды и номинации
Награды

1967 — Каннский кинофестиваль
«Золотая пальмовая ветвь» — Микеланджело Антониони

Номинации

1967 — Премия «Оскар»
Лучший режиссёр — Микеланджело Антониони
Лучший сценарий — Микеланджело Антониони, Эдвард Бонд, Тонино Гуэрра
1968 — Премия BAFTA
Лучшая работа художника в британском фильме — Эштон Гортон
Лучшая операторская работа в британском фильме — Карло Ди Пальма
Лучший британский фильм — Микеланджело Антониони
1967 — Премия «Золотой глобус»
Лучший англоязычный зарубежный фильм

Интересные факты
Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка стоит на статье с 12 мая 2011


Это первый из английских фильмов, в котором была целиком показана обнажённая женская натура.[источник не указан 1210 дней]
В одной из сцен фильма показан фрагмент концерта The Yardbirds, в котором после исполнения песни Stroll On Джеф Бек ломает свою гитару. Это выступление относится к тому непродолжительному периоду в истории группы, когда Бек и Джимми Пейдж играли совместно — Бек покинул группу через несколько месяцев после этого выступления. Первоначально на место The Yardbirds претендовали The Who.
Для того чтобы пройти цензурные ограничения и выпустить фильм на экраны, Metro-Goldwyn-Mayer создала подставную компанию Premiere Productions, на которую не накладывались ограничения цензоров. Таким образом, фильм вышел без купюр, а Metro-Goldwyn-Mayer удержала все права на него.
На одной из фотографий бездомных мужчин, снятых Томасом, можно увидеть Хулио Кортасара.
Роллс-Ройс, на котором Томас ездит в фильме, принадлежал английскому актёру Джимми Савилю и был перекрашен для съёмок из белого в чёрный цвет.
Антониони не устроил цвет травы в парке Мэрион и по его указанию она была подкрашена зелёной краской.
Фильм оказал влияние на картины «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы и «Прокол» Брайана Де Пальмы. В оригинале название последней созвучно с «Фотоувеличением» (Blow-up) — Blow Out.
Ссылку на фильм можно увидеть и в фильме «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бертона (2005), в сцене, где двое гомосексуалистов прогуливаются с пуделями перед тем, как Чарли находит деньги.
Фотомодель Верушка сыграла в фильме саму себя. Кадр, в котором её фотографирует Хеммингс, стал афишей фильма
Антониони во время съемок фильма требовал от художников по костюмам, чтобы они «предугадали» моду на 2 года вперед (то есть год выхода фильма на экраны)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%F2%EE%F3%E2%E5%EB%E8%F7%E5%ED%E8%E5

Сергей Кудрявцев 10/10
Экзистенциальная притча с элементами детектива

Знаменитый фильм Микеланджело Антониони, удостоенный главной премии на фестивале в Канне в 1967 году, открыл новый этап в творчестве выдающегося мастера кино, который смог выйти за пределы своей условной пенталогии («Крик»-«Приключение»-«Ночь»-«Затмение»-«Красная пустыня») и впервые работал вне Италии. В то же время в англоязычной картине «Фотоувеличение» (таков буквальный перевод названия, которое чаще всего приводится в оригинале — как «Блоу ап») присутствуют все главные мотивы его творчества. И даже можно сказать, что в ней выражена в сконцентрированной и ёмкой форме сравнительно более приемлемого для публики (между прочим, в мировом прокате эта лента смогла превзойти свой бюджет в 11 раз!), хотя не менее загадочного и вообще энигматичного произведения, как раз основная суть поэтики и философии Антониони.

Ложный детективный сюжет, который заставляет зрителей поневоле строить догадки и версии относительно происходящего, является, в принципе, излюбленным для режиссёра, однако впервые доведён до степени изощрённости и непостижимости. Модный британский фотограф, совершенно случайно сняв якобы происшедшее убийство в лондонском парке Мэрион и затем вроде бы обнаружив полное подтверждение этого факта при помощи фотоувеличения, которое он сделал в собственной лаборатории, впоследствии уже не может найти никаких доказательств того, что это было на самом деле, а вовсе не пригрезилось ему.

Микеланджело Антониони использует данную историю (кстати, она навеяна рассказом «Слюни дьявола» Хулио Кортасара) для создания экзистенциальной притчи о непознаваемости мира человеком, который даже по своей профессии фотографа призван быть чуть ли не объективным свидетелем подлинной реальности чего-либо существующего. Но и она тоже оказывается лишь видимостью, потому что является отражением куда более тотальной видимости бытия, данного нам лишь в ощущениях и представлениях. Томас со своим фотоаппаратом словно хочет проникнуть в самую суть явлений, обнаружить то, что скрыто за внешним обликом действительности. Он стремится как бы внедриться в окружающую жизнь, которая всё-таки контрастирует с явно иллюзорным миром гламура и условно культурной элиты, больше похожей на заурядную богему.

И, казалось бы, фотографу удаётся хоть на мгновение увидеть проявившийся на плёнке, прежде недоступный образ настоящей реальности. Но позже, не обнаружив в парке труп убитого мужчины на том месте, где он лежал раньше, Томас (а вместе с ним — и мы, зрители) начинает воспринимать действительность только как видимость. В итоге фотограф продемонстрировал нам будто увеличенный снимок собственной души — после таинственного погрома в его ателье осталась одна лишь фотография, которая изображала нечто смутное, неясное, расплывчатое. Истина вообще сокрыта от наблюдателя. И практически стёрта граница между мнимым и подлинным, иллюзией и реальностью.

Это особенно чётко и кинематографически афористично выражено в финальной сцене игры в теннис без мяча, что метафорически рифмуется с прологом фильма, где впервые появляются странные юноши и девушки в костюмах комедиантов и клоунов. Жизнь в мире видимостей — это незнакомая постороннему человеку комическая игра. Невидимый мяч перелетает над сеткой, но мы почему-то начинаем слышать звуки ударов по нему теннисными ракетками. Томас принимает условия этой непонятной игры, когда соглашается поднять мяч, якобы вылетевший за пределы спортивной площадки. И ныне, уже после ухода великого мастера кино в мир иной, столь иносказательный финал «Фотоувеличения» следует понимать почти как горько-ироническое завещание о «конце искусства», где теперь правят бал мнимые сущности.

Типичная для Антониони тема некоммуникабельности, непонимания человеком самого себя и того, кто рядом, в этой картине трансформировалась в философскую проблему относительности человеческого знания, ограничивающегося только постижением знаков вещей и событий. Мир живёт по правилам иллюзорной игры, в которой всё лишено смысла и сути. На данную идею работает целая система символов: бесполезен купленный фотографом в антикварном магазине пропеллер спортивного самолёта (помимо всего, это косвенная отсылка к эпизоду напрасного воздушного полёта в «Затмении», который в нашем прокате действительно посчитали лишним и вырезали); никому уже не нужный за пределами концертного зала кусок гитарного грифа, который раздобыл Томас в отчаянной драке с поклонниками рока. От вещей, потерявших значение, ведёт прямая цепочка к миру вообще без вещей, где существуют только жесты и знаки, а жизнь напоминает бессмысленную клоунаду.

Эта по-настоящему новаторская лента Микеланджело Антониони оказала большое влияние на последующее развитие кинематографа. Появилось много произведений, которые сюжетно перекликаются с «Фотоувеличением». Но наиболее интересны среди них «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы и «Прокол» Брайана Де Пальмы, которые наследуют творческие поиски итальянского режиссёра, хотя их фильмы всё равно лишены философской глубины первоисточника. А также можно отметить наличие бесчисленного количества неявных и отдалённых ассоциаций в мировом кино, которые развивают в той или иной степени идею своеобразного художественного релятивизма и агностицизма даже в таком искусстве, которое, согласно своей природе, будто бы обязано точно и достоверно фиксировать окружающую действительность. И в этом плане было бы любопытно сравнить «Фотоувеличение», например, с «Реальным вымыслом» Ким Ки Дока.

1989/2007

http://www.kinopoisk.ru/film/7715/


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»