Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ЦЕЗАРЬ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ

18 сентября 2012
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2012 NEW!!!

Большой зал дома актера
ЦЕЗАРЬ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ
Италия, 2012, 1:20, закадровый перевод
ПАОЛО и ВИТТОРИО ТАВИАНИ
«Итальянские классики 60-70-х годов ХХвека, ярчайшие представители «кино протеста» («Аллонзанфан», «Отец-хозяин»), братья Тавиани в свои 80 сняли легкий и умный фильм, упрятав в одну тюремную камеру театр, документалистику и игровое кино. Настоящие преступники репетируют «Юлия Цезаря» Шекспира, превращая все пространство тюрьмы в театр». (Ксения Рождественская, Empire)
"Братья Тавиани гениально создали "условия игры", увидели и использовали ее возможности, забытые со времен неореализма. Без декораций, в аскезе тюремных дворов разворачивается шекспировский клубок современных судеб, нравов и страстей." (Валерий Кичин, Российская газета).
МКФ в Берлине: гран-при «Золотой медведь» за лучший фильм, приз экуменического жюри


Официальный сайт




Заканчивается пьеса Шекспира «Юлий Цезарь», занавес, бурные овации. Гаснет свет, актеры покидают сцену и… возвращаются в камеры римской тюрьмы строгого режима «Ребибия». Камера запечатлела грандиозный эксперимент по постановке спектакля режиссером Фабио Кавалли с заключенными, многие из которых отбывают пожизненный срок. Универсальный язык Шекспира помогает новоявленным актерам понять свои роли, вновь познать дружбу и предательство, власть, обман и насилие — сначала в пьесе, а потом и в своей жизни. И хотя подмостки этой пьесы — тюрьма, в самом фильме она удивительным образом исчезает…

кино умерло

рецензии (38)
оценки
друзья
фильмы
звёзды

Украл, выпил — …в театр!

Ни камни башен, ни литые стены,
Ни подземелья душные, ни цепи
Не могут силу духа удержать;
Жизнь, если ей тесны затворы мира,
Всегда себя освободить сумеет.
Уильям Шекспир. «Юлий Цезарь»

Кинематографическая карьера итальянцев Паоло и Витторио Тавиани длится уже без малого шестьдесят лет. Всё это время братья стабильно снимают хорошие картины, быть может, без революционных прорывов в форме, или исключительных откровений в содержании, но зато и без кризисов и провалов. «Уже не молодые ребята», как сами режиссёры себя называют, являются любимцами различных киносмотров и заслуженно обладают некоторым количеством наград. Последняя их лента, «Цезарь должен умереть» получила в этом году «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Надо полагать, жюри было подкуплено мастерским переплетением вечных вопросов и современных социальных проблем, сочетанием высокой поэзии Шекспира и сцены тюремного театра.

Восторженный зал рукоплещет завершившим своё выступление артистам. Потихоньку зрители расходятся по домам, а выступавшие… по камерам. В полудокументальной манере братья Тавиани расскажут нам о том, как заключённые итальянской тюрьмы строгого режима готовились к постановке политической трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Как они проходили кастинг, учили роли, репетировали, наконец, вдохновенно играли на сцене. И всё это в обрамлении камерных стен, решёток на окнах и лояльной, но оттого не менее суровой охраны.

В образе легендарных исторических фигур, Цезаря, Брута, Кассия, Антония и других выступают наркоторговцы, мафиози и убийцы. Некоторым из них не суждено когда-либо вдохнуть воздух свободы. Но это вовсе не означает, что они не люди. Все они персонажи колоритные, каждый обладает уникальным характером, а некоторым и вправду место не за решёткой, а, как минимум, на сцене Бродвея. Они, как могут, привносят в непростые роли собственный опыт, талант и мировоззрение, и параллельно переосмысливают свои судьбы через трагедии героев великого поэта. Оказывается, что и Шекспир, и Цезарь не многим отличались от итальянских уголовников XXI века, поскольку задавались теми же неразрешимыми проблемами совести и морали, и сталкивались с такими же проклятыми вопросами жизни и смерти.

Наблюдая за репетициями заключённых, мы как бы невзначай узнаём о подспудных реальных конфликтах между ними, о вселенской тоске, испытываемой каждым из них по ночам от бесконечного вглядывания в потолок, о том, что у них от тюремной баланды проблемы с желудком, и о том, как тяжко годами напролёт обходиться без женщины. Но Тавиани умышленно предпочитают не копать слишком глубоко. Сопутствующие подготовке спектакля обстоятельства они отмечают лишь лёгкими штрихами. Не давая сюжетного развития повседневным бытовым проблемам, они подчёркивают их эфемерность, возвышая над всем бренным вечные строки Шекспира.

Режиссёры пытаются уловить сложный, длительный, почти незримый процесс перерождения преступников. Конечно, проявляется это лучше всего во время чтения стихов трагедии, когда душегубы и контрабандисты возвышаются до масштабов гигантских исторических персон и наполняются благородными страстями, некогда определившими судьбы мира. Мудрые старцы Тавиани, конечно же, не испытывают никаких иллюзий по поводу чудодейственных сил искусства. На примере заключённых, играющих Шекспира, они показывают, что искусство способно возвысить человека над его бренным существованием, но лишь ненадолго. Искусство не разрушит стены камеры, не снесёт решётки с окон, но оно может поднять человека над этими неудобствами. Искусство не способно осчастливить, скорее даже наоборот, о чём говорит в финале один из заключённых. Но искусство расширяет наш мир, наполняя жизнь, даже если это жизнь за решёткой, значением и смыслом.

Конечно же, тюрьма у Тавиани это не просто заведение, где людей держат под стражей за их прегрешения, это ещё и ёмкая метафора. Метафора ограниченности жизни каждого из нас. Мы все немного заключённые своих пороков, бытовых проблем, и чьей-то внешней воли. Мы не можем вырваться за определённые судьбой рамки, но и в их пределах мы можем очень многое. Даже находясь в тюрьме, герои фильма Тавиани открывают для себя огромный новый мир.

9 из 10


Российская премьера фильма братьев Паоло и Витторио Тавиани "Цезарь должен умереть" (Cesare deve morire), который удостоился Золотого медведя на кинофестивале в Берлине, прошла в рамках фестиваля "Другое кино".

Съемки фильма проходили в настоящей римской тюрьме, где заключенные отбывают наказание за особо тяжкие преступления. А вместо актеров, пьесу играли те самые злоумышленники, которые были выбраны в тюремную театральную труппу.

Приехавший в Москву представить свою картину Паоло Тавиани рассказал журналистам о том, как возникла мысли снимать в тюрьме и почему был выбран именно Шекспир

"Идея фильма родилась случайно, нас пригласили посетить тюрьму, где заключенные ставили пьесы Шекспира. Мы увидели, что в этой тюрьме хороший театр и адекватный директор. Нас с братом очень впечатлил заключенный, который читал отрывок из "Божественной комедии. Обратившись к публике после прочтения тот попросил разрешения поделиться своими мыслями - "Я сомневаюсь, что вы когда-нибудь полностью поняли ту трагедию, о которой рассказывает автор - если герои находятся в аду, то мы живем в аду тюрьмы" - после таких слов нам было все равно будет это документальный фильм или игровой, что получится то получится", - сказал Тавиани на пресс-конференции.

Поделился режиссер и своими переживаниям относительно заключенных-актеров и жалости к ним.

"Когда снимаешь кино, рождается множество дружеских отношений с актерами, так вышло и в этот раз. Мы относились к ним по-дружески и нам было их жалко. Но приходилось останавливаться и говорить - "нет", ведь жалеть надо жертв этих людей и тех кому причинили боль их злодеяния", - добавил Тавиани.

Также режиссер отметил, что нескольким сыгравшим у него актерам, удалось выпустить свою книгу. А исполнивший роль Брута заключенный, получил амнистию и теперь играет в театре и кино.

Братьям Паоло и Витторио Тавиани удалось так экранизировать трагедию Шекспира "Юлий Цезарь", чтобы это не было сделано в духе блокбастеров или современного переосмысления, но в то же время фильм и не походило на классическую постановку. По сюжету, тюремный актовый зал, а следовательно и сцена находится на ремонте. Поэтому заключенным приходится репетировать постановку по всей тюрьме.

Фильм разворачивается как сама пьеса - актеры начинают репетицию с первого акта в небольшой комнате и по ходу развития сюжета шекспировской трагедии перемещаются из одного места в другое - вот заключенные решают порепетировать самостоятельно в камере, вот они стоят у зарешеченного окна и обсуждают, выглядывая во двор, как себя ведет Цезарь, а вот тело уже убиенного императора лежит в прогулочном дворе и заключенные, высунувшись сквозь решетки, изображают собравшихся на форуме римлян. А один из актеров говорит - "как же тот Рим похож на мой родной город".

Такое перемещение по тюрьме, конечно, дает режиссерам куда больше возможностей для интеграции классики в современную жизнь. В какой-то момент заключенные начинают пропускать персонажей через себя, шекспировские строки перекликаться с их жизнью и даже в какой-то момент перерастают в небольшую ссору.

Заканчивается фильм фразой одного из заключенных-актеров - "С тех пор, как я открыл для себя искусство, моя камера стала настоящей тюрьмой". И эти слова абсолютно точно подмечают роль искусства в жизнь любого человека. А братья Тавиани доказывают, что даже самому закоренелому преступнику не чуждо прекрасное.

Читайте далее: http://ria.ru/culture/20120620/678004879.html#ixzz25CvjyY5U



Цезарь: умереть и победить Форум
Триумфаторами Берлинале стали братья Тавиани
Триумфаторы 62-го Берлинале братья Витторио и Паоло Тавиани. Фото: Фото с официального сайта Берлинского фестиваля
Триумфаторы 62-го Берлинале братья Витторио и Паоло Тавиани. Фото: Фото с официального сайта Берлинского фестиваля
20.02.2012, 00:10 "Российская газета" - Федеральный выпуск №5709 (36)
Текст: Валерий Кичин (блог автора)
Twitter ВКонтакте Facebook Google+ СсылкаОпубликовать в блоге Версия для печатиВерсия для печати

Это победа уникальная. И по-своему знаковая. Брату Витторио - 81 год, брату Паоло - 83. Старейшие на фестивале, они утерли всем нос не только эффективностью старой школы, но и молодой способностью находить для художественного постижения человека все новые методы и ракурсы.

Увидев какой-то спектакль в тюремном театре, братья попросили коллегу поставить с заключенными "Юлия Цезаря". И зафиксировали на пленке весь процесс - от кастинга, где каждый должен рассказать о себе сначала жалостливо, а потом как бы впав в свирепость, до репетиций, где шекспировские тексты все говорят на родных диалектах. Обнаруживается связь между коллизиями пьесы и судьбами "актеров", одно начинает причудливо - трагически или комически - оттенять другое, и, сыграв премьеру, заключенные возвращаются в камеры чуть другими: искусство обратило их глаза зрачками в душу.

Я не могу назвать фильм режиссерским шедевром: всю работу выполнили артистичные итальянские характеры и театральный режиссер Фабио Кавалли, который на наших глазах делает из вчерашних мафиози шекспировских актеров. Тавиани осталось наблюдать и отбирать. Но они гениально создали "условия игры", увидели и использовали ее возможности, забытые со времен неореализма. Без декораций, в аскезе тюремных дворов разворачивается шекспировский клубок современных судеб, нравов и страстей. Картина резко выделялась на фоне конкурса. Было ясно, что она обречена на приз: сильных конкурентов у нее так и не появилось.

Кто оказался в лидерах? Гран-при жюри достался венгерской драме "Всего только ветер" Бенса Флигауфа - истории убийства цыганской семьи в деревне. Приз за режиссуру взял Кристиан Петцольд с фильмом "Барбара" - о женщине из столицы ГДР, которую за намерение уехать к любимому на Запад ссылают в глушь, где за ней следит вездесущая Штази. "Серебряные медведи" за актерские работы вручены Рэйчел Мванзе из канадского фильма о гражданской войне в Конго "Ведьма войны" и датскому актеру Миккелю Боэ Фельсгаарду за роль Кристиана VII в "Королевском деле" - эта же картина удостоена приза за сценарий Николая Арселя и Расмуса Хейстерберга. "Серебряного медведя" за художественный вклад завоевал оператор китайского фильма "Долина белых оленей" Лутц Рейтемайер.

Приз Альфреда Бауэра, который вручают за оригинальные поиски в кино, получил португалец Мигель Гомеш за фильм "Табу" о старой лиссабонской женщине, которая в юности пережила африканские страсти - в знойной Африке. Его же наградило жюри ФИПРЕССИ. Я в этом не сомневался: черно-белая, плохо сыгранная, но синефильская по типу картина всегда завоюет сердца изощренной, уставшей от нормального кино критики. Гурманы с восторгом отыскивают в фильме ассоциации с мировой киноклассикой, запрятанные там цитаты и параллели, игру стилями и ритмами. А меня не оставляет ощущение вязкой скуки, которая окутывает зрительный зал, если смысл экзерсиса заключен в самом экзерсисе - как вакуум в лабораторной колбе.

В целом кинопейзаж Берлинале оказался серым: призы можно было давать наугад, не глядя - все равно попадешь в середнячка, в лучшем случае - крепкого. Это было предопределено сверхзадачей фестивальной "драматургии": показать непрочность стабильности, наших судеб и жизней, самой цивилизации. Почти все драмы, игровые или документальные, были связаны с этим ракурсом: некие силы вторгаются в планы, мечты и вожделения, и мирный быт становится войной. Так пошло от фильма "Прощай, моя королева", где фундаменты империи сотрясает Французская революция, и продолжалось все десять дней: из отельных номеров брали в залог мирно спавших миссионеров ("Заложники"), жизнь семьи шла под откос после ночного наезда на пьяную девушку ("Милосердие"), нормальная человеческая любовь заставляла людей пересмотреть свои убеждения-заблуждения и отречься от бога ("Метеора"), а природный катаклизм необратимо менял существование целой страны ("Атомная нация", "Друзья после 3 марта", "Безлюдная зона").

Катастрофизм мироощущения, искренний или надуманный, но почти суицидальный, - зашкаливало. Собравшись в таком количестве, апокалиптические фильмы создавали атмосферу тотальной подавленности и безысходности. Они чаще всего не говорили ничего нового о том, что мы знаем из телехроники. Они столь же деморализованы и подавлены. Но если авторы не идут дальше констатации, встает вечный вопрос о назначении искусства: оно побуждает к действию и дает надежду - или просто бьет по голове? Разумеется, художники тоже люди и точно так же подвержены унынию. Но архитектор не может строить дом, не имея перед собой задачи его в конечном итоге построить. А это кино рассыпается и тонет, копая котлован под строительство как могилу.

Жюри Берлинале взяло на себя неблагодарный труд выискивать в безжизненной кинематографической пустыне что-то похожее на золотые песчинки. Оно справилось, оно не вызвало вопросов или нареканий. Но это само по себе тревожный сигнал: когда в конкурсе сильное кино, любое решение кажется спорным.

Братья Тавиани сделали почти невозможное: фильмом, где снимались пожизненно заключенные люди, они дали надежду. Бить по голове классическое искусство не приспособлено - иное направление ума, иная мера любви к людям и жизни. Старая школа…

КСТАТИ

Приз Альфреда Бауэра за оригинальные поиски в кино получил португалец Мигель Гомеш за фильм "Табу" о старой лиссабонской женщине, которая в юности пережила африканские страсти - в знойной Африке. Его же наградило жюри ФИПРЕССИ. Черно-белая, плохо сыгранная, но синефильская по типу картина всегда завоюет сердца уставшей от нормального кино критики, которая нашла в фильме ассоциации с киноклассикой, запрятанные там цитаты и параллели, игру стилями и ритмами, когда смысл экзерсиса заключен в самом экзерсисе - как вакуум в лабораторной колбе.
http://www.rg.ru/2012/02/19/berlinale-site.html

http://www.afisha.ru/movie/211376/?ref=tw


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»