Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА
|
13 сентября 2012
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ» ПАМЯТИ КРИСА МАРКЕРА
Малый зал дома актера
ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА
Франция, 1963, 0:30
КРИС МАРКЕР
Скончавшийся в возрасте 91 года француз Крис Маркер был фигурой титанической. Крупнейший кинодокументалист, фотограф, автор видеоперформансов, он всегда был подлинным новатором и экспериментатором. «Его искусство всегда несет в себе интеллектуальный вызов и отличается искрометностью формы.
«Взлетную полосу» можно считать его лучшим фильмом. Это удивительный «фотороман» из области фантастики: весь сюжет запечатлен в фотограммах, снятых в движении, смонтированных с тончайшим искусством намека, «воображаемой значимости», короче говоря, - поэзии. А еще это фильм о безутешной любви». (Клод Бейли, Кино: фильмы, ставшие событием).
Из этого короткого фильма выросла вся современная кинофантастика.
Будут также показаны и другие фильмы Криса Маркера.
Официальный сайт
«Взлётная полоса» (фр. La Jetée, вариант перевода «Терминал») — чёрно-белый 28-минутный фантастический фильм французского режиссёра Криса Маркера 1962 года, удостоенный премии Жана Виго. Выполнен в технике фоторомана: образный ряд состоит из сменяющих друг друга фотографий. Картина Маркера вписана в историю кино как один из самых значительных и влиятельных образцов кинофантастики[1][2][3][4][5].
Содержание
1 Сюжет
2 Кинокритика
3 Влияние
4 Примечания
5 Ссылки
Сюжет
Фильм открывает торжественная литургия Петра Гончарова «Кресту Твоему» в исполнении хора Александро-Невского собора. После термоядерного удара третьей мировой войны оставшиеся в живых парижане живут в подземных катакомбах Парижа. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему».
Главный герой, являясь заключённым, вынужден согласиться на путешествие во времени. Его постоянно преследует эпизод его детства, в котором он становится свидетелем убийства в терминале аэропорта Орли. Этот эпизод используется при путешествии во времени. Путешественника забрасывают всё дальше и дальше в прошлое. Путешественник встречается и разговаривает с женщиной, которая была вместе с убитым. После успешного путешествия в прошлое, экспериментаторы забрасывают главного героя в будущее.
В будущем он встречается с людьми возродившегося общества. По возвращении в настоящее героя приговаривают к смерти, но люди будущего предлагают перенести его в будущее и присоединиться к ним. Он отказывается, прося вернуть его в прошлое, в терминал аэропорта Орли. Попав назад в прошлое, он понимает, что убитый человек, которого он видел в детстве — он сам, и что он увидел собственную смерть со стороны.
Кинокритика
«Взлётная полоса» — единственный игровой фильм знаменитого документалиста Криса Маркера и один из первых фильмов о субъективно переживаемых путешествиях во времени. Кинокритики сравнивают его с рассказами Борхеса[6] и «Прошлым летом в Мариенбаде» напарника Маркера по документальным проектам 1950-х, Алена Рене[7]. На протяжении всего своего творческого пути прустианцы Маркер и Рене оставались зачарованы всесилием и в то же время несовершенством памяти[8][9]. Как пишут авторы киноэнциклопедии allmovie:
Фотомонтажная техника фильма, кажется, отражает импрессионистическую природу памяти, из фрагментов которой субъект составляет осмысленный визуальный образ. В одной из сцен возлюбленная главного героя вглядывается в камеру — и вдруг внезапно моргает. Утончённый и в то же время безотказно шокирующий фильм, «Взлётная полоса» блистательно подрывает правила создания кино, заставляя зрителей пересмотреть свои установки относительно не только кино, но и времени, памяти и того, как нами воспринимается действительность[4].
Влияние
Нарративный приём «Взлётной полосы» положен в основу фильма Терри Гиллиама «Двенадцать обезьян» (1995), хотя Гиллиам в интервью Иэну Кристи утверждает, что он не видел фильм Маркера, когда снимал «12 обезьян».[10].
Стилистика фильма оказала огромное влияние на дебютную картину Люка Бессона «Последняя битва» (1983).
В статье 1966 года Джеймс Баллард привёл «Взлётную полосу» в качестве примера успешной кинофантастики[5].
Единственная движущаяся сцена с моргающей девушкой была процитирована Ридли Скоттом в культовом фильме «Бегущий по лезвию»[5].
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E7%EB%B8%F2%ED%E0%FF_%EF%EE%EB%EE%F1%E0_%28%F4%E8%EB%FC%EC%29
gone_boating
рецензии (99)
оценки
друзья
Свидание в Самарре
Я пишу об этом фильме с надеждой, что зрители, не знающие о нём, обязательно откроют для себя удивительный момент в истории кино, стартовую площадку для многих созданных за последние 50 лет антиутопических кино- путешествий во времени. 28 минутная чёрно-белая которкометражка, сделанная в 1962 как фотомонтаж, или как его называли пятьдесят лет назад, фотороман, а сейчас — слайд шоу, легко может затеряться в мощном современном кинопотоке с дух захватывающими видео и аудиоэффектами, но «Взлётная Полоса» — вне времени и за пределами ярких эффектов. Она принадлежит к фильмам-легендам, навсегда поменявшим самый дух кинематографа, положившим начало новым жанрам в кино, изменившим на каком-то глубинном уровне и то, как фильмы снимаются и то, как они воспринимаются зрителем.
Для меня лично, «Взлётная Полоса» принадлежит к кинокристаллам, пробивающим время, и поднимающим киноискусство на качественно иной уровень. С этой взлётной полосы стартовал жанр современных научно-фантастических фильмов о путешествиях во времени, но Крису Маркеру (род. в 1921 году), создателю «Взлётной Полосы», тесно в рамках одного жанра. Он разбивает границы и его фильм, единственный игровой среди всех, что он поставил, обретает черты антивоенной постапокалиптической фантастики — размышления о судьбах человечества, созданной в сдержанной и от-того ещё более щемящей документальной манере. Но «Взлётная полоса» — больше, чем фантастика. Это пронзительная история любви и страстного желания отыскать её, затерянную во времени, но такую осязаемую, живущую в памяти. Память — самый главная тема фильма — её власть над нами, её настойчивый призыв, сила образов, запечатлевшихся в ней и неотпускающих нас на протяжении всей жизни.
Чёрно-белые фотографии, сменяющие одна другую на протяжении 28 минут, сопровождаемые голосом за кадром и скорбно-просветлённой музыкой, просто завораживают. Вы всматирваетесь в них, погружаетесь в них, и сливаетесь с обманчивой реальностью, которую они создают, перелистываете страницы жизни, затерявшейся столь далеко на перекрёстке времени, но прозревшей истину, озарившую последний миг. А в то же время образы всматриваются в вашу душу, говорят, беззвучные, с вами и, недвижные, проникают в хранилище затаённых чувств, неясных очертаний и дремлющих глубоко, почти забытых воспоминаний. Повторюсь, фильм сделан, как фотомонтаж, но один единственный оживший образ пробуждающейся ото сна под птичий щебет молодй женщины, находящейся на грани реальности и мира сновидений, воспринимается, как чудо, как шок, независмо, сколько раз вы его пропускаете через себя.
Парадокс этого кажущегося простым, поэтичного и поразительно глубокого фильма заключается в том, что так много удалось достичь столь малыми средствами. Как случилось, что коротенький фильм, сделанный как документальный фотороман о падении цивилизации в результате 3-ей мировой войны и стремлении немногих выживших спасти настоящее, пытаясь понять прошлое и достучаться до будущего, станет вдохновением для всех последующих фильмов на эту тему? Отчего его статические образы так проникновенны, что хочется следовать за ними до бесконечности, хотя ты знаешь, знаешь наверняка, что никогда у этой истории не будет счастливого конца? Подобно безымянному герою «Взлётной Полосы», невольному путешественнику по изгибам времени, отмеченному врезавшимся в душу и в память незабыемым, влекущим образом из детства, преследующим его и в прошлом, и в будущем и в разбившемся вдребезги подземном настоящем, зритель «Взлётной полосы» так же подпадает под магию образов фильма, которые останутся с ним очень надолго. Может быть, навсегда.
Я узнала о «Взлётной полосе» Криса Маркера, французского писателя, фотографа, режиссера документальных фильмов и фильмов-эссе сравнительно недавно, после пересмотра культовой антиутопии Терри Гиллиама «12 Обезьян» (1995), для которой «Взлётная Полоса» послужила и вдохновением и практически полной раскадровкой. Оба фильма прекрасны и трагичны и смотреть их желательно вместе, что бы оценить в полной мере. Одно я знаю наверняка — без сдержанно -грустного фильма Криса Маркера, без этого постоянного возвращения к одному и тому же незабываемому детскому воспоминанию, не было бы и мрачных предостерегающих видений Терри Гиллиама.
10 из 10
http://www.kinopoisk.ru/film/160900/
|
|
|