Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
СУДЬЯ И УБИЙЦА
|
14 июня 2012
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»
Малый зал дома актера
СУДЬЯ И УБИЙЦА
Франция, 1976, 1:50
БЕРТРАН ТАВЕРНЬЕ
Очень французское кино. Историческая эпоха через историю преступления. «Тавернье подает здесь нечто вроде Достоевского на манер лубочных картинок, с намеком на Брехта, под звуки шарманки и проявляет себя превосходным рассказчиком «небылиц». (Клод Бейли, Кино: фильмы, ставшие событиями)
Идет суд над человеком, совершившим 12 убийств и изнасилований молодых юношей и девушек. Сложные, противоречивые взаимоотношения, невольно установившиеся между судьей и убийцей в зале суда, являются темой этой картины.
Descloix
Шедевры не стареют
Что нужно для хорошего французского кинококтейля, так это режиссер и сценарист класса Бертрана Тавернье и актеры: Филипп Нуаре, Изабель Юппер, Мишель Галабрю. И получится фильм разлива 70-х для самых изысканных киногурманов. Тут есть где разгуляться. Даже по жанровому разнообразию: здесь криминал, философия, политика, детектив, история, и, конечно же, драма. Все это смешано с едва уловимой иронией.
Фильм по хронометражу длинный, и захватывающих, динамичных действий в нем нет. Это европейское кино в его классическом виде. Качественное и нестареющее. К этому добавлю, что фильм получил в 1977 году три премии «Сезар». Мишель Галабрю — лучший актер, лучший сценарий — Бертран Тавернье и лучшая музыка — Филипп Сард. Игра актеров блистательна, включая совсем еще девчонку Изабель Юппер.
В основе сюжета фильма лежит идея о том, как легко обмануть правосудие и перейти с ним на «ты» (договориться). Такое: ты — мне, я — тебе. Особенно тогда, когда человек коварен, изворотлив, хитер, умен и непредсказуем в каждом своем последующем действии.
А пока что развеселый и удалой Жозеф Бувье (Мишель Галабрю), бывший сержант французской армии, возвращается к своей любимой. Он полон идей, полон стремления изменить свою страну. Он анархист по убеждениям и не скрывает в тогдашней Франции этого. Но зритель уже чувствует какую-то странность в поведении персонажа Галабрю. Такую же странность чувствует и возлюбленная нашего героя и решает порвать с ним отношения и отдает ему в руки все его письма к ней, за что получает пулю в лоб, после чего наш герой стреляет себе в голову, но при этом все же остается живым, его помещают в лечебницу, где он и пребывает некоторое время под «Да здравствует Франция! Да здравствует анархия и социализм!» После того, как пылкий герой-любовник «очухается», он пустится пешком через всю Францию (а до этого мы еще узнаем, но только из его уст, что в 16 лет он был изнасилован). Тем временем расследующий загадочные убийства персонаж Филиппа Нуаре ищет убийцу, а его торопят.
В фильме поднимаются вопросы: врет или не врет обвиняемый? И как отличить ложь от правды, когда человек психически нездоров? Подождите. А у него психика действительно нарушена или он все выдумывает? И вообще: он ли убийца? Да вроде он. А может и нет. Где та грань, которая отделяет вранье от правды? Может мы вообще всю жизнь сами себе придумали, а на самом деле все не так, как мы видим и ощущаем? Здесь можно провести аналогию с фильмом 2010 года «Остров проклятых» Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Только в картине «Судья и убийца» все время возникает ощущение, что от заданных самому себе вопросов никогда не избавишься, плюс тема смертной казни — а дано ли такое право одному человеку лишать другого жизни? «Судья и убийца» — кто по фильму судья, а кто убийца? В фильме есть еще масса проблем морально-этических, психологических, и политика присутствует, и философия. Действия фильма происходят под великолепную музыку Филиппа Сарда, мне конечно, всегда было мало на экране в этом фильме Изабель Юппер.
Итог. Лично в моей коллекции этот фильм занимает место на полке шедевров мирового кинематографа. Оценка максимальная из возможных, хотелось бы
|
|
|