Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ
|
24 мая 2012
19.15 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА
Малый зал дома актера
Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ
СССР, 1963, 1:20
ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ
Казалось бы, легкомысленный ответ хуциевской «Заставе Ильича» («Мне 20 лет») по исповедальному сценарию Геннадия Шпаликова.
«Пьяный ангел Шпаликов и чудесный грузин Данелия запечатлели ветренную легкость 60-х, в которых юность имела уникальное численное превосходство. Тогда Москва честно казалась лучшим городом Земли». ((Денис Горелов, Афиша).
Официальный сайт
Я шагаю по Москве
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2012; проверки требуют 2 правки.
Перейти к: навигация, поиск
Я шагаю по Москве
Постер фильма
Жанр
комедия
Режиссёр
Георгий Данелия
Автор
сценария
Геннадий Шпаликов
В главных
ролях
Никита Михалков
Алексей Локтев
Евгений Стеблов
Галина Польских
Оператор
Вадим Юсов
Композитор
Андрей Петров
Кинокомпания
Мосфильм
Длительность
78 мин.
Страна
Flag of the Soviet Union.svg СССР
Год
1963
IMDb
ID 0057694
«Я шага́ю по Москве́» — лирическая комедия Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова с Алексеем Локтевым, Никитой Михалковым, Евгением Стебловым и Галиной Польских в главных ролях.
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Художественная ценность
5 Факты о фильме
6 Награды и признание
7 Примечания
8 Ссылки
Сюжет
Фильм начинается с небольшой сцены-эпиграфа в московском аэропорту. Молодой парень Володя обращает внимание на девушку, танцующую под неслышимую музыку.
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом — его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронова, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей — молодым задорным пареньком-метростроителем, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить.
На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам.
Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша, которого призывают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете. После военкомата друзья идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак. Там они встречают Володю, как раз купившего себе новый костюм, и Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Они идут в магазин пластинок, где работает его знакомая Алёна, приглашают её на свадьбу Саши, Алёна заинтересовалась работой и жизнью в тайге.
Володя отправляется к писателю Воронову, Коля идёт с ним. В квартире их встречает полотёр, которого Володя принимает за Воронова. Когда приходит настоящий Воронов, говорит о том, что планируется выпуск сборника молодых Сибирских писателей.
В военкомат приходит Саша с короткой стрижкой, отказывается от отсрочки и говорит, что никогда не женится. После дождя Володя и Коля во дворе узнают, что Алёна на концерте в парке. Позже выяснилось, что они говорили с её отцом. На концерте Коля зовёт Алёну, они готовятся идти на свадьбу, по пути Коля показывает пример телепатии на случайном прохожем, что гипнозом можно заставить человека оглянуться, что и происходит. На площадке, где в конкурсах участвуют зрители (на сцену пошёл Коля рисовать лошадь), Володя остановил карманного вора, который полез в сумку, Володя бежит за вором, за ними — вся толпа. В результате погони настоящий вор теряется, в милицию приводят Володю, и прохожий, на котором пробовали гипноз, даёт показания против Володи, который «в составе банды себе подобных преследовал с целью ограбления…» В милиции появляется Коля, всё рассказывает, но еще больше запутывает лейтенанта. Тем временем Алена видит вора у киоска и заманивает его на аттракцион «Самолет», предварительно отправив торгующую рядом мороженщицу за милицией. Вора ловят, Володю отпускают.
Вечером около дома Сашу ждут гости, домой к нему приходят Коля, Володя и Алёна, но брат Саши заявляет, что свадьба отменяется, Саша уже говорит о суде и разводе. Все уходят, остаётся только Коля, уговаривает Сашу, который всё-таки решает жениться. Коля звонит Свете, и празднование свадьбы наконец-то состоялось.
Поздно вечером на станцию «Университет», где Колю ожидает Володя с Алёной, Коля привозит Володе оставленные днём вещи. Володя благодарит Колю, уезжает, на другом поезде уезжает Алёна. Коля на станции начинает петь, и сотрудница эскалатора просит спеть ещё. Коля поёт, поднимаясь вверх по эскалатору, так за весь день и не поспав, уходя на ночную работу.
В ролях
Арина Алейникова — танцующая на аэродроме
Валентина Ананьина — продавщица мороженого
Владимир Басов — полотёр
Борис Битюков — Петрович, отец Алены
Ролан Быков — мужчина в парке, на котором пробуют гипноз
Борис Балакин — таксист
Вероника Васильева — конферансье на конкурсе рисунков
Олег Видов — парень на велосипеде с зонтом (нет в титрах)
Мария Виноградова — «хозяйка» собаки
Владимир Волков
Георгий Данелия — чистильщик обуви (нет в титрах)
Пётр Должанов — прохожий (эпизод с собакой)
Лев Дуров — милиционер в отделении милиции
Эльза Леждей
Алексей Локтев — Володя Ермаков
Ирина Мирошниченко — Катя, сестра Коли
Никита Михалков — Коля
Елена Мельникова — бабушка Коли
Галина Польских — Алёна, продавщица грампластинок в ГУМе
Алевтина Румянцева — дежурная по станции метрополитена
Ирина Скобцева — девушка, говорившая по телефону за Надю, подругу Алёны
Аркадий Смирнов — писатель Воронов Алексей Петрович
Любовь Соколова — мама Коли
Евгений Стеблов — Саша Шаталов
Данута Столярская — Аня, жена брата Коли (эпизод в ГУМе)
Инна Чурикова — победительница в конкурсе рисунков (нет в титрах)
Владимир Шурупов — Виктор, двоюродный брат Коли с двумя детьми (эпизод на Чистых прудах)
Геннадий Ялович — экскурсовод
Игорь Наумов — человек с трубкой
Игорь Боголюбов — офицер военкомата
Вадим Шилов — пассажир, спорящий в метро
Анна Павлова — сотрудница военкомата
Виктор Шкурин — жулик
Евгений Казаков — эпизод
И. Титова — Светка, невеста Саши Шаталова
Уно Масааки — японец в такси
Валентин Смирнитский — военный, покупатель в отделе грампластинок (нет в титрах)
Зоя Русина — старушка, покупательница в отделе грампластинок (нет в титрах)
Маргарита Мерино (Ромашина) — девушка в метро (нет в титрах)
Г. Гуськов — эпизод
В. Бабенко — эпизод
Н. Лихобабина — эпизод
К. Новиков — эпизод
В. Сороковов — эпизод
В. Шалов — эпизод
Съёмочная группа
Режиссёр: Георгий Данелия
Сценарист: Геннадий Шпаликов
Композитор: Андрей Петров
Оператор: Вадим Юсов
Художник-фотограф: Борис Балдин
Монтаж: Л. Лысенкова
Директор: Ю. Рогозовский
Художественная ценность
Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка стоит на статье с 12 мая 2011
Один из главных фильмов «оттепели».
Фильм можно отнести к жанру городской сказки[источник?]. Образ Москвы и времени в картине создаётся благодаря тонкой операторской работе Вадима Юсова и музыке Андрея Петрова.
Заглавная песня «Я шагаю по Москве» на слова Геннадия Шпаликова стала одной из самых популярных песен начала шестидесятых. Позднее также исполнялась в дуэте Людмилой Сенчиной и Эдуардом Хилем[1]
Факты о фильме
Режиссёр фильма Георгий Данелия появился в фильме камео в роли чистильщика обуви.
Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в архитектурном институте — открылся показом фильма «Я шагаю по Москве» в 1964 году.[2]
Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съёмок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова.
Данелия назвал героя Михалкова именем «Коля» в честь своего сына.[3]
Песня для фильма, ставшая затем такой популярной, была написана Геннадием Шпаликовым в течение съёмок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съёмку.
Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять.
Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова
«Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где»:
— Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США?[3]
Через некоторое время после начала съёмок Никита Михалков подошёл к Георгию Данелии и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил старший брат Андрон.[3]
Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Коля идёт по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает… в оборотный тупик. Вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается. Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково.[4] Правда, монтаж не очень аккуратен: когда Коля направляется с песней на выход от платформы, где «посадки нет», перед ним не противоположная платформа, а лестницы на переход, хотя мгновением раньше там был проем, куда ушла Алёна.
Жанр «лирическая комедия» был изобретён нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино «несмешная комедия». Впоследствии (в 1971) титр «лирическая комедия» был спародирован в фильме «Джентльмены удачи» — превратился в «нелирическую комедию». Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария.[3]
В сцене, где девушка шагает под дождем, снялись сразу три актрисы, по словам режиссёра, «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по неясной причине не пришла. Немедленно нашлась ей замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра.[3]
Награды и признание
Каннский кинофестиваль (1964 год)
Георгий Данелия — особое упоминание лент молодых режиссёров
Ленинградский кинофестиваль (1964 год)
Вадим Юсов — приз за операторскую работу и диплом ВЛКСМ
Конгресс УНИАТЕК (Милан, 1964 год)
Первая премия на конкурсе фильмов
Специальная премия Международного кинообзора «Капитолийский Юпитер» за участие в лучшей программе (Рим, 1966 год).
Премия за операторскую работу (Вадим Юсов) на кинофестивале трудящихся в Чехословакии.
|
|
|