Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
БУДУЧИ ТАМ
|
22 мая 2012
19.15 ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА
Малый зал дома актера
БУДУЧИ ТАМ
США, 1979, 2:00
ХЭЛ ЭШБИ
Отличная философская комедия про дяденьку, который всю жизнь провел в замке, ухаживая за садом и смотря телевизор, а потом оказывается выброшен в большой мир, о котором знает лишь по телепередачам. Фильм-предтеча «Фореста Гампа», но сделанный менее попсово, саркастичнее, ну и акценты, конечно, иначе расставлены.
Официальный сайт
«Будучи там» (англ. Being There, 1979) — американский фильм-комедия режиссёра Хэла Эшби. Экранизация произведения Ежи Косинского. Премия «Оскар» и премия «БАФТА».
Другие переводы: «Эффект присутствия»; «Садовник».
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Награды и номинации
5 Прокат
6 Ссылки
7 Примечания
Сюжет
Новые владельцы старой усадьбы увольняют старого садовника (Шанса Гарденера), безвылазно жившего в доме до самой смерти хозяина дома и знавшего о мире только по программам телевидения. Выставленный на улицу он попадает под колеса автомобиля богатой дамы (миссис Ив Рэнд), которая привозит его домой, чтобы показать врачу. Её муж заинтересовался незнакомцем. Шанс Гарденер, которого на старом месте работы считали умственно отсталым, ведёт себя спокойно и естественно в любой обстановке. Он поддерживает самые сложные разговоры общими фразами из практики садоводства. Вскоре Шанс оказывается вхож в высшие политические круги. Спецслужбы США безуспешно пытаются узнать кто он и откуда взялся, но компромат на таинственного "садовника" обнаружить не удаётся.
Вскоре Шанса начинают всерьёз рассматривать как кандидатуру на пост президента США…
В ролях
Питер Селлерс — Мистер Шанс Гарденер
Ширли Маклейн — Ив Рэнд
Мелвин Дуглас — Бенджамин Рэнд
Джек Уорден — Президент Бобби
Ричард Дайсарт — Доктор Роберт Алленби
Ричард Бейсхарт — Владимир Скрапинов
Съёмочная группа
Режиссёр: Хэл Эшби
Сценаристы: Ежи Косинский, Роберт С. Джонс (Robert C. Jones)
по роману Ежи Косинского
Продюсер: Эндрю Браунсберг (Andrew Braunsberg)
Исполнительный продюсер: Джэк Шварцман (Jack Schwartzman)
Композитор: Джонни Мэндел (Johnny Mandel)
использована музыка Франца Шуберта
Оператор: Калеб Дешанель (Caleb Deschanel)
Монтаж: Дон Циммерман (Don Zimmerman)
Художник-постановщик: Майкл Д. Хэллер (Michael D. Haller)
Художник по костюмам: Мэй Рут (May Routh)
Производство: «BSB», «CIP», «Lorimar Film Entertainment», «NatWest Ventures», «Northstar»
Прокат: «United Artists» (1979, США), «ITC Film Distributors» (1980, Великобритания), «Warner Bros. Pictures» (повторно, США)
Телевидение: «CBS Television» (1984, США)
Видео (VHS): «CBS/Fox Video» (1984)
DVD: «Warner Home Video» (2001, 2003, 2006)
Награды и номинации
Премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анжелеса 1979 года
Премия Мелвину Дугласу за лучшее исполнение роли второго плана.
Премия National Board of Review 1979 года
Премия Питеру Селлерсу за лучшее исполнение главной роли.
Премия круга кинокритиков Нью-Йорка 1979 года
Премия Мелвину Дугласу за лучшее исполнение роли второго плана.
Премия «Золотой глобус» 1980 года
Премия за лучшую мужскую роль (в комедии или мюзикле) — Питеру Селлерсу.
Премия лучшему актёру второго плана — Мелвину Дугласу.
Номинация на премию за лучшую режиссёрскую работу (Хэл Эшби).
Номинация на премию за лучший фильм (комедию или мюзикл).
Номинация на премию за лучшую женскую роль (в комедии или мюзикле) (Ширли Маклейн).
Номинация на премию за лучший киносценарий (Ежи Косинский).
Премия «Оскар» 1980 года
Премия за лучшую мужскую роль второго плана — Мелвину Дугласу.
Номинация на премию за лучшую мужскую роль (Питер Селлерс).
Каннский кинофестиваль 1980 года
фильм участник основного конкурсного показа фестиваля.
Премия Американского Национального общества кинокритиков 1980 года
Премия Калебу Дешанелю за лучшую операторскую работу.
Премия Американской гильдии сценаристов 1980 года
Премия Ежи Косинскому за лучшую комедию.
Премия «БАФТА» 1981 года
Премия за лучший киносценарий — Ежи Косинскому.
Номинация на премию за лучшую мужскую роль (Питер Селлерс).
Номинация на премию за лучшую женскую роль (Ширли Маклейн).
Номинация на премию за лучший фильм.
Премия Лондонских кинокритиков 1981 года
Премия Питеру Селлерсу за особые достижения в киноискусстве.
Номинация на премию Японской киноакадемии 1982 года
Номинация на премию за лучший фильм на иностранном языке.
Прокат
Общие кассовые сборы в США: $30,18 млн.
Сергей Кудрявцев 9/10
Сатирическая трагикомедия
Садовник Чонси Гарднер по прозвищу Чанс (то есть Шанс) всю свою жизнь прожил в хозяйском особняке в Вашингтоне, ни разу вообще не покидал пределы «частной собственности» и лишь по телепередачам составил себе представление об окружающем мире. А после смерти хозяина он оказался выброшенным в буквальном смысле слова на улицу — в действительность современной Америки. Но потом Чансу выпал редкий шанс, и он совершенно случайно попал в «высший свет», где стал делиться вполне естественными и простыми для себя советами с разными политиками, крупными бизнесменами и даже с самим президентом США — и все приняли обычную речь садовника чуть ли не в качестве откровения о подлинной сути бытия.
Подобный сюжет заставляет вспомнить великую традицию европейской сатирической литературы, начатую Вольтером в «Кандиде» и Свифтом в «Путешествиях Гулливера». Показ реальности глазами «естественного человека», с одной стороны — «простодушного», как бы не от мира сего, совсем не испорченного цивилизацией, своего рода Христа, который шествует по водам вашингтонских прудов, а с другой стороны — являющегося «чистым продуктом» телевизионной эпохи, даёт в фильме «Будучи там» поразительный эффект. Отстранённый и «остраняющий» взгляд на Америку позволяет увидеть во вроде бы неприхотливой истории философскую притчу о единственном нормальном человеке в этом ненормальном, сошедшем с ума мире. А герой по прозвищу Шанс, «будучи там», уже не в состоянии вписаться в «здесь», то есть в реальность по эту сторону.
Остаётся только пожалеть, что прекрасная сатира Хэла Эшби, созданная по роману Ежи Косиньского, оказалась последней удачей в творчестве американского режиссёра и финальным шансом для актёрского триумфа английского актёра Питера Селлерса, который блистательно и виртуозно исполнил роль садовника. Жаль, что он никак не был отмечен за свою уникальную игру ни на кинофестивале в Канне, ни на оскаровской церемонии. Сам Селлерс во всём винил продюсеров, которые, вопреки его возражениям, вклеили в финал комические дубли различных сцен, испорченные из-за забытых исполнителем реплик или же по причине неуместного смеха на съёмках, что якобы нарушило дух самой картины. Однако после смерти актёра, случившейся всего через год после выхода ленты, это «послесловие» в традициях чёрного юмора воспринималось уже как замечательное посвящение таланту Питера Селлерса, которому при жизни всё-таки не было воздано по заслугам за работы в разных комедийных жанрах — от эксцентрики до политического фарса.
1989/2007
|
|
|