Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ

03 мая 2012
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ
Франция, 1979, 1:30
БЕРТРАН БЛИЕ («Вальсирующие», «Приготовьте носовые платки»)
«Черная комедия. Фильм кажется нагромождением дичайших, чудовищных, абсурдных нелепостей, в то время как ни одно действие в нем совершаемое, ни одна фраза, в нем произнесенная, сами по себе не являются ни абсурдными, ни нелепыми». (С. Зельвенский, Афиша)


Официальный сайт




Фильм начинается с того, что главный герой, Альфонс, входит ночью в метро и заговаривает с незнакомцем, вместе с которым они ждут поезда на пустой платформе. Незнакомец оказывается бухгалтером. Альфонс делится с бухгалтером своими фантазиями на тему об убийствах, достает из кармана выкидной нож и предлагает его бухгалтеру. Бухгалтер отказывается от ножа и кладет его на скамью, однако когда собеседники спохватываются, ножа на скамье уже нет. Подходит поезд, бухгалтер вскакивает в поезд и уезжает, Альфонс остается на платформе…


Сергей Кудрявцев 9/10
Чёрная комедия

Внешне самая мрачная и сумеречная картина французского режиссёра Бертрана Блие (к тому же действие в ней происходит чаще всего ночью), но, по сути, очень смешная «чёрная комедия», своего рода эпитафия-эпиграмма для жанра «чёрного фильма» с его темой неотступного рока, который преследует человека. Представьте себе ничего не подозревающего, вполне приличного выглядящего молодого человека по имени Альфонс Трам, который однажды поздним вечером обнаружил, что его нож воткнут в живот какого-то незнакомца. Вскоре точно так же убивают жену Альфонса, но он расстраивается только из-за ножа-улики, а вот неизвестного, пришедшего с известием «Я тот, кто убил вашу жену», встречает словами: «Отлично… Заходите».

Так начинается эта странная, сюрреалистическая история с трупами, число которых будет множиться, и нож несчастного Трама станет существовать уже как бы сам по себе, отдельно от человека. Может, у него есть неуловимый двойник, ведущий свою преступную «двойную жизнь», или же рок напоминает незадачливому герою о близком смертельном исходе?! Так называемый убийца жены и почему-то расположенный к Альфонсу престарелый непутёвый комиссар полиции Морвандо (в этой роли — замечательный актёр Бернар Блие, отец режиссёра), который живёт вместе с ним в одном малозаселённом доме-башне, составят с главным героем неподражаемое трио персонажей. И им словно сама Смерть постоянно готовит сюрпризы, оставляя «холодные закуски», как на её языке, наверно, могут называться бездыханные тела с ножом в спине.

Абсурдность ситуации подкреплена невероятно изобретательным, полным издёвки и сарказма, опрокидывающим всякую логику и смысл, блестящим и по-настоящему остроумным диалогом. Бертран Блие обладает великолепным чувством юмора, острым вкусом к сюрреалистическим, абсурдным репликам и деталям, сохраняя элегантность и безукоризненность манеры в подаче явно невесёлого материала. Трудно не оценить искромётность и изящество таланта, который умеет говорить о неприятном, страшном и горьком с невозмутимой улыбкой и искренней верой, что только смех может спасти отдельного индивида и всё человечество от мертвенного существования и медленного умирания. Афоризм «Мрачное лицо живого человека так же противоестественно, как и весёлый покойник» лучше всего и точнее способно выразить отношение этого постановщика к смеху.

Пожалуй, впервые в ленте «Холодные закуски» выявилась внутренняя связь, глубинное родство с яростно-едким и утончённо-блистательным кинематографом Луиса Бунюэля французского периода (кстати, участие Кароль Буке, которая прославилась в бунюэлевской картине «Этот смутный объект желания» — лишь внешний факт). Создавая фантасмагорический, словно приснившийся в холодном бреду образ антимира или же загробной жизни, Блие не теряет способности к тонкой, грациозной иронии. И даже героиню Буке, femme fatale в истинном значении этого слова, вестницу Смерти или вообще Смерть он представляет в качестве идеальной женщины, мечты наяву, сладкой грёзы для впавшего в уныние Альфонса Трама.

Премия «Сезар» за сценарий стала первой наградой, вручённой на родине замечательному французскому режиссёру новой генерации, которая пришла в кино в начале 70-х годов, и его практически в равной степени обожают зрители и критики, даже несмотря на то, что кого-то порой задевают или раздражают язвительные притчи Бертрана Блие.

1990

Ksaradas

рецензии (143)
оценки
друзья
фильмы

Нож, как праведный луч, несущий свет в мир хаоса…

Псевдосоциальный фильм Бертрана Блие «Холодные закуски» поражает эпическим размахом, поистине чёрного юмора и небывалым фарсом происходящего. С первых его минут погружаешься в мир, где через секунду может случиться что угодно и где лишь нож является аргументом с которым не поспоришь. Полное отсутствие линейности происходящего и пафосная манера повествования, держат в ошеломлении на протяжении всего фильма, да и после финальных титров придётся сильно подумать, чтобы сообразить какой гениальный фильм был только что посмотрен.

Один замечательный человек мне посоветовал посмотреть этот фильм, за что я ему искренне благодарен и увидев собственными глазами, я теперь могу сказать что этот фильм гениален. Трудно писать о таком фильме, но я попробую. Как вообще отличить гениальный фильм от обычного или даже очень хорошего? У меня при просмотре такового возникает странное ощущение чего-то неописуемого. Ошибиться невозможно. Вот и смотря в милейшее лицо Жерара Депардье и видя как он кидает нож человеку в спину, я моментально влюбился в этот фильм.

Жерар Депардье — один из любимых актёров моего детства, и посмотреть что-то невиденное мною, для меня это просто радость. Но как я был удивлён увидев его в таком амплуа. Его роль настолько неоднозначна и интересна, что описать её словами невозможно. А как он играет. Смотрел с субтитрами и просто тихо кричал от радости и счастья. Такие удивительные интонации, такая мимика, такие движения. Всё не то что на высоте, всё божественно. Настолько милый и весёлый персонаж, что невозможно не быть очарованным им. Что бы он не совершал, ему можно всё простить, ведь он говорит что не делал этого. Браво Жерар, пожалуй, лучшая его роль из мною увиденных.

Остальные актёры тоже не отстают. Бернар Блие — в роли начальника полиции потрясающ. Такой обаятельный и странный, что может ещё обойти Депардье. А его выходки и реакция на происходящее, тонко списаны с жизни. И оглянувшись невольно начинаешь узнавать Бернара Блие в разного рода нечестивых начальниках. Жан Карме — неподражаем в роли маньяка. Он передал свой образ не жестоким циником, а чутким и ранимым. Невольно улыбаешься когда он достаёт свою фирменную связку ключей и на секунду задумывается. Восхитительно.

Сюжет — великолепная смесь из чёрной чёрной сатиры и самого жгучего триллера. Настолько всё проработано, такой уровень задумки и такой уровень исполнения, что аналогов почти не существует. Всё действо так уморительно и непредсказуемо, так неповторимо и захватывающе, что просто теряешь дар речи. Для меня «Холодные закуски» стали одним из эталонов комедии. Именно таким я хочу видеть юмор, именно так я хочу смеяться, именно так всё должно быть непредсказуемо. Пускай диалоги немного пафосны, пускай местами ничего непонятно, но я хочу сам решать где смеяться, я хочу сам додумывать историю. А в этом Бертран Блие отрывается на полную катушку. Он даёт огромный простор для фантазии. Поэтому один и тот же фильм при следующем просмотре будет казаться совершенно иным, чем в прошлый раз. В этом одна из изюминок этой картины.

Роковые женщины, многоуровневая сюжетная линия, в которой чёрт ногу сломит, и просто горы трупов, причём ни единой капли крови, делают фильм неимоверно привлекательным для любителей триллеров и криминальных комедий. Диалоги колоссально проработаны и настолько великолепны, что я смеялся до боли животе и до слёз. Давно я так не смеялся. В этих диалогах высмеивается не только халатные служители закона, но и всё общество. Каждый, кто хоть единожды промелькнул в кадре, был либо убит, либо был осмеян и унижен. Но унижен и осмеян очень тонко, так что понимаешь это намного позже фильма. Юмор здесь такой жестокий, но настолько мягкий, что не создаётся атмосферы напряжённости, а создаётся атмосфера тёплой дружеской шутки. Я даже до финальных титров сомневался, не сон ли это? Думал что сейчас все убитые встанут игромко рассмеются. Но этого так и не случилось, что и к лучшему.

Я после фильма решил осмыслить о чём же фильм. После долгих размышлений пришёл к выводу, о том, что могут натворить безработный, начальник полиции и маньяк. Никакой логичности, никаких клише, лишь искромётная фантазия сценариста, неописуемый взгляд режиссёра и обаятельная харизматичность персонажей. Что самое странное, ни одной сцены с толпой народы, кроме толпы полицейских. Город опустел. Словно все здравомыслящие убежали прочь, остались лишь убийцы и их жертвы. И кто же оказывается в ряду убийц? Доблестные стражи правопорядка. Тонко подмечено, не правда ли?

Всё настолько противоречиво, что теряешься в догадках. И суровые с виду убийцы боятся темноты, ночных кошмаров и скрипок. Но лишь убивая к ним приходит облегчение. И убийство здесь не преднамеренное действие, а спонтанное течение событий. Но всё довольно прилично. Ни обнажёнки, ни крови, ни насилия, лишь детские шалости. Никаких приёмов чтобы завлечь зрителя, лишь уморительное действо и великолепная реализация.

Вот и исчерпал себя мой словесный фонтан. Напоследок добавлю, что смотреть стоит в оригинле и ночью — для максимального наслаждения. А так, я открыл для себя великолепного режиссёра и гениальный фильм. Смотреть чтобы получить истинное наслаждение(не баунти), и увидеть шикарную игру потрясающих актёров в одном из самых чёрных и сатирических фильмов, что я видел.

10 из 10


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»