Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ
|
26 апреля 2012
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»
Малый зал дома актера
СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ
Швеция, 1957, 1:40
ИНГМАР БЕРГМАН
«Драматическое искусство, не сосредоточенное на отношениях человека и Бога, лишено всякого интереса». (Юджин О'Нил).
Фильм-легенда, где рыцарь сыграет в шахматы со смертью, смерть — с белым клоуном, а Бергман — со всеми одновременно.
Официальный сайт
«Седьмая печать» (швед. Det Sjunde Inseglet, 1957) — художественный фильм шведского кинорежиссёра Ингмара Бергмана.
Сюжет
Действие фильма происходит в XIV веке. Рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс (Гуннар Бьёрнстранд) возвращаются из крестового похода после десяти лет отсутствия на родину. К главному герою в облике мужчины в чёрном (Бенгт Экерут) приходит Смерть. Потом Смерть появляется в разных обличьях.
Рыцарь предлагает Смерти сыграть с ним партию в шахматы. В случае выигрыша Смерть должна забрать рыцаря, а в случае поражения — оставить. После пробуждения оруженосца Йонса они прерывают партию. Рыцарь и оруженосец продолжают свой путь вглубь страны. К своей партии рыцарь со Смертью возвращаются на протяжении фильма.
Антониус заходит исповедоваться и рассказывает исповеднику свой план, который поможет выиграть ему в шахматной партии со Смертью. Однако он слишком поздно замечает, что его исповедником была сама Смерть.
По мере продвижения по стране герои встречают вымершие от чумы деревни. Йонс спасает девушку от насильника и забирает её с собой. Он знаком с насильником — тот был семинаристом, который уговорил его хозяина отправиться в крестовый поход. Он оставляет его в живых и предупреждает, чтобы тот не попадался ему больше. В городе он встречает семью странствующих артистов, движущихся в столицу на праздник. Рыцарь предупреждает, что в столице свирепствует чума, и предлагает переждать эпидемию в его замке. К ним присоединяется кузнец, у которого увел жену друг артиста.
По пути рыцарь и оруженосец встречают девушку, которую должны сжечь как ведьму. Антониус Блок беседует с ней. Он мучается вопросами бытия, и разговор идёт об этом. Он хочет знать, существует ли Сатана, ведь тогда существует и Бог, и значит, все сущее не тщетно. Но Антониус видит в ее глазах лишь пустоту и ничего больше. Во время сожжения верный оруженосец Йонс спрашивает, кто примет ее — Бог, Дьявол или пустота? Рыцарь отказывается в это верить.
Партия подходит к концу, и Смерть выигрывает ее, предупреждая, что при следующей встрече заберет Блока и его спутников. Во время партии Блок отвлекает Смерть, позволяя Актеру и его семье спасти себя. В этом и находит смысл вся жизнь Блока, в спасении молодой жизни.
Антониус Блок со спутниками добирается до своего замка, где его встречает жена Карин. Утром, за чтением Откровения Иоанна Богослова (глава 8), Антониуса, Карин, Йонса, девушку, кузнеца с женой забирает Смерть. Всех их, идущих прочь от рассвета, видит Артист.
Создатели фильма
Съемочная группа
Автор сценария — Ингмар Бергман
Режиссёр — Ингмар Бергман
Продюсер — Аллан Экелюнд
Оператор — Гуннар Фишер
Композитор — Эрик Нурдгрен
Художник — П.-А. Люндгрен
Монтаж — Леннарт Валлен
Костюмы — Манне Линдхольм
Грим — Нильс Ниттель
В ролях
Макс фон Сюдов — Антониус Блок
Гуннар Бьёрнстранд — Йонс
Нильс Поппе — Юф
Биби Андерсон — Миа
Бенгт Экерут — Смерть, рассказчик
Оке Фриделль — Плуг, кузнец
Инга Йиль — Лиса, жена кузнеца
Эрик Страндмарк — Йонас Скат
Бертиль Андерберг — Равал
Гуннель Линдблюм — немая девушка
Мод Ханссон — ведьма
Инга Ландгре — Карин, жена Блока
Гуннар Ульсон — богомаз
Андерс Эк — монах
Сценарий
В основу сценария фильма положена одноактная пьеса Trämålning («Роспись по дереву»), написанная Бергманом для первого выпуска театральной школы в Мальмё, в которой он преподавал. Эта пьеса-упражнение состояла из монологов, а количество ролей соответствовало числу студентов-выпускников.
Художественные особенности
Название взято из Откровения Иоанна Богослова.
Входит в 250 лучших фильмов по версии IMDb
Последние две минуты фильма представляют собой чистую импровизацию. Актеры уже отыграли всю финальную сцену, когда Бергман заметил на небе облако необычной формы. Он велел труппе вновь надеть костюмы и снял новый вариант заключительной сцены с одного дубля.
[править] Музыка
Hållas mellan rona. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Г. Бьёрнстранд.
Det sitter en duva. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Н. Поппе.
Ödet är en rackare. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Г. Бьёрнстранд.
Hästen sitter i trädet. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняют Н. Поппе, Б. Андерссон
Dies iræ, dies illa (Vredens stora dag är nära). Текст — Томмазо да Челано (латинский), Северин Каваллин (шведский, 1882). Аранжировка — Йохан Бергман (аранжировка шведского текста, 1920), Натаниэль Бесков (аранжировка шведского текста, 1920).
Skats sång (Jag är en liten fågel lätt ...). Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Э. Стандмарк
Технические данные
Производство: Svensk Filmindustri.
Художественный фильм, черно-белый.
Первый показ в кинотеатре: 16.02.1956 (к/т «Реда Кварн»).
[править] Награды
1957
Приз (Jury Special Prize) Каннского кинофестиваля.
Номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
1961
Приз «Серебряная лента» Национального Синдиката Итальянских Киножурналистов (Sindacato Nazionale Giornalisti Cinematografici Italiani) лучшему режиссёру.
1962
Призы Circulo de Escritores Cinematográficos (Испания): лучшему зарубежному режиссёру и за лучший зарубежный фильм.
Приз Fotogramas de Plata (Испания) лучшему зарубежному исполнителю (Макс фон Сюдов).
Призы Sant Jordi (Испания): лучшему зарубежному режиссёру и за лучший фильм года
Сергей Кудрявцев 9.5/10
Символическая историческая притча
Практически именно с этого фильма, удостоившегося на фестивале в Канне в 1957 году специального приза жюри (поровну с «Каналом» Анджея Вайды, что по-своему знаменательно, учитывая несомненный символизм «хождения по кругам ада» и в данной картине об участниках Варшавского восстания в годы второй мировой войны), началась всемирная слава шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя ряд предшествующих работ мастера ретроспективно тоже были признаны кинематографическими шедеврами — например, «Лето с Моникой» и «Вечер шутов». Но «Седьмая печать» представляет уже зрелого, пусть лишь 38-летнего по возрасту художника, который, безусловно, склонен к богоборческим мотивам и пытается вырваться за пределы внушаемого с детства протестантизма (тем более что и отец Бергмана был пастором) даже при обращении к материалу, имеющему религиозную тематику.
Однако средневековый рыцарь Антониус Блок, который отправился, подобно многим крестоносцам, на спасение Гроба Господнего и освобождение Иерусалима из-под владычества неверных, в большей степени разочарован и внутренне опустошён не по причине краха своих христианских убеждений. Он гораздо сильнее осознаёт мучительное несоответствие реального мира, где существуют жестокость, ненависть, бесправие и унижение людей, тому идеальному Царствию Небесному, которое он и другие искатели религиозного Абсолюта стремились обрести в Земле обетованной.
Мистическую встречу отчаявшегося рыцаря с самой Смертью и иносказательный шахматный поединок с нею за собственную душу и чуть ли не за всё человечество можно вполне уподобить дьявольскому по искушению и философскому по смыслу заключению договора Фауста с Мефистофелем. Хотя ценой выступает не столько личное бессмертие, сколько неутолимый поиск истины человеческого существования, определение некой основы бытия. Вот и бергмановский Блок, не будучи учёным, одержимым обнаружением своеобразного «философского камня», жаждет, прежде всего, заполучить отнюдь не приобщение к божественным истокам мироздания и не чисто религиозное просветление. Он ищет достаточно простую и понятную «формулу жизни», оправданный смысл земного пути человека, прежде чем тот когда-нибудь предстанет перед Богом и ответит за всё содеянное на Страшном Суде.
Пророчество Иоанна Богослова насчёт Второго Пришествия и конкретно — о снятии седьмой печати («сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. // И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом, и дано им семь труб») — приобретает в трактовке Ингмара Бергмана, казалось бы, приземлённый и даже житейский по своей сути пафос. Это касается спасения от смерти обычных людей — странствующего комедианта Юфа, его молодой жены Мии и их маленького ребёнка. Однако для того, кто в первую очередь разуверился в осмысленности человеческих попыток прожить собственную жизнь достойно и с умиротворением в душе, этот, скорее всего, воображаемый акт избавления невинных (есть также искус трактовать данное семейство как Иосифа, Марию и младенца Христа!) от кары Господней оказывается финальным искуплением своего предназначения. «Остановись, мгновение!» — теперь Антониус Блок готов умереть спокойно, с осознанием выполненной миссии, которая не имеет ничего общего с догматами веры.
1977/2006
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/425/
|
|
|