Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ПРОГРАММА, ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АНИМАЦИИ
|
12 апреля 2012
19.15 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА
Малый зал дома актера
ПРОГРАММА, ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АНИМАЦИИ
Приключения Люканида, или Война рогачей и усачей, реж. Владислав Старевич, 1912, 10`
Межпланетная революция, реж. З. Комиссаренко, Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, 1924, 08`
Советские игрушки, реж. Дзига Вертов, 1924, 11`
Блэк энд уайт, реж. Иван Иванов-Вано, Леонид Амальрик, 1932, 2`
Органчик, реж. Николай Ходатаев, 1933, 20`
Человек в рамке, реж. Федор Хитрук, 1965, 10`
Вне игры, реж. Иван Максимов, 2011, 07`
Заснеженный всадник, реж. Алексей Туркус, 2011, 18`
Наша анимация
Традиционно сразу вслед за Суздальским анимационным фестивалем (Открытым российским фестивалем анимационного кино) «Наша анимация» показывает москвичам лучшие русские мультфильмы за год.
Странным образом в этом году размышления многих режиссеров сосредоточились на семейных ценностях. Великолепную картину о своем отце снял Алексей Туркус; Андрей Ушаков создал пастораль на тему отношений матери и сына, а студентка Дина Великовская исследовала отношения дедушки и внучки.
Неудивительно, что тема любви к родным соседствует в анимационном годовом отчете с темой смерти, которая появляется и в том же «Заснеженном всаднике» Туркуса, продолжается в пятиминутке Дмитрия Геллера «Я видел, как мыши кота хоронили», и еще сильнее звучит в русско-французском фильме Светланы Филипповой «Где умирают собаки?» Этот последний наполнен экзистенциальной печалью – размышлением о том, что в каждом счастливом моменте уже заложена боль расставания и последующей утраты. И о тех неизбежных предательствах, которые каждому приходится совершать в жизни.
Мотив печальной оставленности звучит и в фильме одного из самых веселых наших аниматоров – Ивана Максимова. Его новый фильм «Вне игры» – это рассказ о игрушках, в которые больше никто не играет. А художница «Вне игры» Соня Кендель в своем режиссерском дебюте говорит как раз, напротив, о невозможности оставить – дом, свою обычную жизнь и родную деревню – да только и в таком повороте не много радости.
От всей этой светлой философской печали, обволокшей русских аниматоров в минувшем году, остается чувство, будто мультипликация наша как-то вдруг неожиданно повзрослела. Оно и кстати – ведь в 2012-м году отмечается столетие анимационного кино, и самое время – задуматься о вечном.
Прекрасная Люканида или Война рогачей и усачей
Россия 1912, 10 мин.
Режиссер Владислав Старевич
Анимационный
Фильм, с которого начинает свою историю отечественная мультипликация. Лента, выполненная Владиславом Старевичем в технике объемной анимации, повествует о трагичной любви двух насекомых из разных кланов. Кукольная анимация В.Старевича имела огромный успех как в России, так и за рубежом, в том числе в американском прокате. Эти фильмы поражали зрителей, многие из которых были уверены, что наблюдают уникальные натурные съемки и мастерство дрессировщика насекомых, а не рукотворные модели. Аннотация к фильму «Прекрасная Люканида...», опубликованная в выпускаемом А.Ханжонковым «Вестнике кинематографии» за 1912 год, была непропорционально большой по сравнению с другими. Именно это наблюдение и позволяет предположить, что фильм был «кинодекламацией», а текст аннотации служил основой для декламаторов, озвучивавших его во время показа. Реконструкцию «кинодекламации» осуществил историк кино Николай Изволов с помощью актера Александра Негребы. И, действительно, в сопровождении таинственно звучащего голоса сюжет лишенного титров фильма становится понятным во всех деталях. Мало того, оказывается, история любви Люканиды и графа Героса заканчивается хэппи-эндом –счастливым воссоединением влюбленных в загробном мире.
|
|
|