Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

БОРИС ГОДУНОВ

03 марта 2012
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2011/2012 NEW!!!

Большой зал дома актера
БОРИС ГОДУНОВ
Россия, 2011, 2:00
ВЛАДИМИР МИРЗОЕВ
Выдающийся театральный режиссер виртуозно перенес действие пушкинского «Годунова» в наши дни, сохранив практически полностью гениальный, всегда актуальный текст. Крайне полезный фильм для размышлений перед грядущими выборами.

ТОЛЬКО В «РАКУРСЕ»!


Официальный сайт




«Борис Годунов» — российская кинодрама, снятая в 2011 году режиссёром Владимиром Мирзоевым по одноимённой исторической трагедии А. С. Пушкина. Премьера фильма состоялась в ноябре 2011 года.
Содержание
[убрать]

1 Сюжет
2 В ролях
2.1 В эпизодах
3 Съёмочная группа
4 Дополнительные факты
5 Отзывы в прессе
6 Примечания
7 Ссылки

[править] Сюжет

Владимир Мирзоев сделал уже четвёртую в истории нашего кино экранизацию известной исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». В отличие от своих предшественников режиссёр перенёс действие пьесы в наши дни.
[править] В ролях

Максим Суханов — Борис Годунов
Андрей Мерзликин — Григорий Отрепьев
Леонид Громов — Василий Шуйский
Дмитрий Певцов — Воротынский
Агния Дитковските — Марина Мнишек
Пётр Фёдоров — Пётр Фёдорович Басманов
Рамиль Сабитов — Пушкин
Леонид Парфёнов — Щелкалов
Михаил Козаков — отец Пимен
Андрей Ташков — Патриарх
Игорь Воробьёв — игумен Чудова монастыря
Ольга Яковлева — Рузя
Валентинас Масальскис — Мнишек
Валентин Варецкий — Вишневецкий
Сергей Шеховцов — Варлаам
Дмитрий Волков — Мисаил
Хозяйки трактира — Татьяна Лютаева и Ольга Гутшмидт-Остроумова
Приставы — Сергей Якубенко и Ринат Хайруллин
Захар Хунгуреев — царевич Федор, сын Годунова
Станислав Сухарев — Семён Годунов
Елена Шевченко — жена Годунова
Софья Федорова-Рошаль — Ксения Годунова
Царские стольники — Артём Артемьев и Алексей Фаддеев
Родион Иванов — царевич Дмитрий
Анна Чурина — Мария, мать царевича Дмитрия
Валерия Приходченко — мамка царевича
Юродивые — Сергей Макаров (II) и Елена Серна
Народ, интеллигентная семья — Елена Коренева, Наталья Тетенова, Лера Горин
Народ, рабочая семья — Олег Комаров (II) (отец), Ольга Лапшина (мать), Александр Синюков (мужик из рабочей семьи), Дмитрий Кондратюк (сын), Артём Кондратюк (внук)
Кирилл Кяро — Курбский
Владимир Седлецкий — двойник Отрепьева
Алексей Левшин — Маржерет
Франц Кох (II) — Розен
Филипп Котов — русский пленник
Виктор Сердюк — русский солдат
Бояре — Николай Лазарев, Станислав Павлов, Арман Хачатрян и Сергей Чекрыгин
Спутницы Басманова — Серафима Низовская и Агнесса Томилина

[править] В эпизодах

Елена Сердюкова — Тучкова, няня царевича
Наталья Маслова — графиня
Жанна Воробьёва — светская дама (нет в титрах)
Денис Ткачёв — 3ий, кавалер (нет в титрах)
Александр Милосердов
Владимир Бадов
Наталия Орлова
Наталья Павленкова
Алексей Петрухин
Александр Кульков
Татьяна Черномордина
Нина Фирсова
Светлана Суханова
Иван Игнатенко
Ольга Стрелецкая
Лада Марис
Евгений Понасенков
Елизавета Олиферова
Олег Гвоздев
Ася Чернецкая
Адальби Шидов
Марина Кондусова (нет в титрах)

А также В. Симонов, А. Смирнова (II), П. Алимов, В. Шаров (II), В. Постникова, В. Кузнецов (III) и Д. Змеев.
[править] Съёмочная группа

Режиссёр — Владимир Мирзоев
Продюсеры — Наталья Егорова (исполнительный) и Владимир Мирзоев
Сценарист — Владимир Мирзоев по одноимённой пьесе А. С. Пушкина
Оператор — Павел Костомаров
Композиторы — Николай Анохин и Сергей Беляев, Юрий Дементьев и Наиль Курамшин

[править] Дополнительные факты

Музыку к фильму написала группа «Second Hand Band». На финальных титрах звучит песня этой группы на стихи Пушкина «Noël» («Ура! в Россию скачет / Кочующий деспо́т»)[1].
Художник по костюмам для фильма был тот же (Татьяна Галова), что и в фильме «Борис Годунов» Сергея Бондарчука 1986 года[2].
Хотя в основном актёры произносят в фильме канонический текст Пушкина, в некоторых случаях в него были внесены изменения. Так, в сцене, когда зачитывается описание Отрепьева, выданное приставам, в оригинале идут слова: «А лет ему от роду... 20»; в фильме же говорится «А лет ему от роду... 35» (что больше соответствует возрасту исполнителя роли Отрепьева).

[править] Отзывы в прессе

Фильм с самого начала вызвал интерес в прессе и интернете. Обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин, пишущий о проблемах культуры, одобрил работу Мирзоева:

Владимир Мирзоев снял для кино «Бориса Годунова», переселив персонажей русской истории в современную Москву - и они там чувствуют себя не хуже, чем в XVI веке. Фильму удалось сомкнуть связь времен. Без швов и зазоров. Стали отчетливо видны дурные, возможно, гибельные закономерности российской истории. А Мирзоеву каким-то образом сделать невозможное: заставить зазвучать с новой силой стих Пушкина среди лимузинов, компьютеров и бассейнов.[3]

Критик Александр Скидан отозвался о фильме следующим образом:

«Борис Годунов» Мирзоева в целом верен оригиналу. Выделяются три мощных актерских работы — Годунов (Максим Суханов), Гришка Отрепьев (Андрей Мерзликин) и Рузя (Ольга Яковлева). Хороши «лукавый царедворец» Шуйский (Леонид Громов) и рвущийся к широкому «поприщу» Басманов (Петр Федоров). Остальные могли быть и поубедительней, особенно Пимен в исполнении Михаила Казакова, который, увы, переигрывает. Главная же удача фильма — введение в киноткань театрализованных элементов, остраняющих, подрывающих изнутри безусловность «эффекта реальности», «реалистического» изображения событий.[4]





Указ с айфона
Владимир Мирзоев предложил нам перечесть "Бориса Годунова"

Версия для печати
Facebook
Twitter
VKontakte
LiveJournal

Валерий Кичин (блог автора)
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5470 (94)
04.05.2011, 00:02
Фильму удалось сомкнуть связь времен. Без швов и зазоров. А Мирзоеву каким-то образом сделать невозможное: заставить зазвучать с новой силой стих Пушкина среди лимузинов, компьютеров и бассейнов. Фото: Семен Смирнов
Фильму удалось сомкнуть связь времен. Без швов и зазоров. А Мирзоеву каким-то образом сделать невозможное: заставить зазвучать с новой силой стих Пушкина среди лимузинов, компьютеров и бассейнов. Фото: Семен Смирнов

Владимир Мирзоев снял для кино "Бориса Годунова", переселив персонажей русской истории в современную Москву - и они там чувствуют себя не хуже, чем в XVI веке.

Фильму удалось сомкнуть связь времен. Без швов и зазоров. Стали отчетливо видны дурные, возможно, гибельные закономерности российской истории.

Трагедию Пушкина в кино еще не ставили без соболей и взятых напрокат сокровищ Грановитой палаты. В отличие от Шекспира, которому режиссеры все время ищут привязки к нашим дням. Удается это лишь частично: театральная условность на фоне небоскребов кажется еще условней. Мирзоев каким-то образом сделал невозможное: стих Пушкина среди лимузинов, танков и бассейнов зазвучал с новой силой, каждое слово нашло свою нишу, обрело еще более широкий, наращенный временем смысл. Такое ощущение, что в дряблое тело впавшего в анемию российского общества сделали инъекцию давно забытых страстей - и оно зашевелилось, стало подавать признаки жизни. Это еще не общество (оно распалось) - но уже его действующая модель. Как становится ясно в ходе киносеанса, - универсальная и на все времена. По этой модели, как по годовым кольцам засохшего дерева, можно прочитать историю распада. В эту историю пушкинским прозрением сами собою войдут зыбкие, летучие, на миг возникающие ассоциации с персонажами ушедшими и живыми, из начала ХХ века, из любого его десятилетия, из наших дней. Ассоциации так эфемерны и поданы таким легким касанием, что все время кажется: почудилось. И только тебе. Высший пилотаж кинематографического мышления и режиссуры.
Совесть способна болеть, новая Россия давно и счастливо обходится без нее

Но вспомним, что Пушкин снабдил эту непреходящую модель российского общества экзотической для наших дней субстанцией совести. На фоне московского Сити это кажется открытием невероятным и совершенно неуместным. Совесть способна болеть, новая Россия давно и счастливо обходится без нее во многих ключевых ситуациях - и вот на тебе! Авторитетом Пушкина ее насильственно впрыснули в нашу реальность - как проявляющее вещество. И опыт удался: дряблое тело стало конвульсивно двигаться. Стало испытывать предписанные Пушкиным муки - среди небоскребов, лимузинов, баров и мобильников. Шуйский и Воротынский озабоченно беседуют в членовозе: "Москва пуста; вослед за патриархом к монастырю пошел и весь народ..." Варлаам встревоженно разбирает царский указ с айфона. Авантюрист Отрепьев прет на Москву на танке. Сцена у фонтана стала игрой в поддавки у бассейна. Думский дьяк в облике Парфенова вещает официальные новости с ЖК-панелей, отсылая новую Россию куда-то в "1984". Убийство отрока вынесено в пролог, и отрок почему-то вызовет в памяти судьбу царевича Алексея. В умирающем Борисе вдруг на миг почудятся черты мумии в мавзолее - простое зрительское наваждение, чур меня. Но уже засело занозой, не выдернешь. Словно Пушкин и это всё предвидел.

Антураж сменился, суть событий - ничуть. Пушкинский стих только заново ее высветил, "остранил" привычное, связал с русской историей, циклически повторяющейся, как в дурном сне.

Где нужно, автор фильма скорректировал автора пьесы - незаметно, тактично. Гришке не 20, а 35, и его играет Андрей Мерзликин. И то правда: какая Марина теперь поверит двадцатилетнему инфантилу, еще не пришедшему в сознание после "Рио 3D"! Зато Басманов (Петр Федоров) стал молодым да ранним, такого легко представить себе в предводителях каких-нибудь очередных "наших". Автор фильма за аллюзии ответственности не несет: он лишь сделал историю слепком любых российских времен. Он сам, похоже, изумлен тем, как удивительно лег Пушкин на современную ситуацию - Шекспиру такое не удавалось. Возможно, потому, что Англия сумела довольно далеко уйти от эпохи театра "Глобус", а Россия так и крутится в том же беличьем колесе, наступает раз за разом на те же, еще Пушкиным воспетые грабли.

Наиболее выразительную трансформацию претерпел "народ". У Пушкина он покорно "безмолвствовал", потому что понимал, как мало от него зависит. Новое время изобрело еще более эффективный способ его отчуждения (все-таки в техническом прогрессе есть кое-какой толк): теперь народ сидит по ту сторону стеклянного аквариума и смотрит кремлевские интриги как очередное телешоу. То, что политика у нас стала развлекательным телезрелищем для пипла, где плескаются соками и таскают женщин за волосья, - давно не новость. Что нужно народу - из телеящика всегда веско скажут (Леонид Парфенов незаменим в роли думного дьяка Щелкалова), и думать тут не предусмотрено. Народ в фильме представлен двумя социальными группами, каждая из трех-четырех человек у телеящика. Рабочий класс лаконично оценивает показанное ему событие, чокаясь и презрительно закусывая огурцом. Сильно потраченная молью интеллигенция принимает чужую боль как свою не закусывая: закуской делу не поможешь. А когда передача закончится - щелкнешь пультом, и мальчики кровавые исчезнут как страшный триллер. Тут и безмолвствовать поздно - пора на боковую.

Мирзоев не экранизирует Пушкина, и сверять его трактовку с известными сценическими воплощениями или трагическим кукольным театром в давнем фильме Сергея Бондарчука бесполезно. Он Пушкиным тестирует нашу современность. Пушкин не только идеально в нее укладывается, но и начинает резонировать с Оруэллом, с немецким экспрессионизмом начала ХХ века, с бунюэлевским сюром и зловещим гротеском Шлендорфа. В веренице неожиданностей фильма холодным душем окажется внезапный перенос действия на театральную сцену - с театральным гримом, театральным пережимом и театральной лошадью, театрально раскинувшейся на театральном полу. Режиссер свободно владеет всеми этими художественными языками, но назвать это все постмодернизмом язык не повернется - фильм берет из палитры краски строго сообразно смыслу, и он шире любого художественного стиля. Он оказался - страшно сказать - конгениальным первоисточнику. Единственный на моей памяти случай в мировом кино, когда величайшая, безбрежная пьеса обрела бездну новых смыслов, при этом не потеряв ни одного из канонических и хрестоматийных.

В фильме - последняя роль, сыгранная Михаилом Козаковым: он здесь Пимен. Трагический, мудрый, уже постигший нескончаемость русской беды. И слова Отрепьева о Борисе: "...не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от Божьего суда" уже не так убедительны. Пимен предвидел, а мы уже знаем, что людской суд стал погремушкой в руках политических игроков, а от гипотетического Божьего людям на земле ни тепло и ни холодно.

Проще выключить этот телевизор совсем.



Владимир Мирзоев
Recent Entries

Previous 10

12/23/11 02:34 pm - Раздача слонов

Вчера кинокритики раздавали «Белых слонов».

Церемония прошла в здании Международного университета.

Коллеги, жаль, что нас не было с вами.

Я не смог приласкать своего «слона» и поблагодарить гильдию за лестную оценку «Бориса Годунова».

Фильм получил «Специальную премию имени Мирона Черненко».

Андрей Шемякин сказал со сцены, что, по его мнению, это главный приз Гильдии.

Я, человек наивный и доверчивый, я Андрею поверил.

Обещаю в ближайшие дни восполнить пробел: опрокинуть рюмочку с Виктором Матизеном, приручить «слона» и огласить джунгли победным криком!

В.М.
http://vladimirmirzoev.livejournal.com/

http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24387709.html


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»