Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ТРИСТАНА
|
28 февраля 2012
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»
Малый зал дома актера
ТРИСТАНА
Испания-Франция-Италия, 1970, 1:50
ЛУИС БУНЮЭЛЬ («Андалузский пес», «Скромное обаяние буржуазии»)
«Тристана» - самый испанский фильм Бунюэля. В картине без фирменных абсурдистских конструкций сюрреалистический эффект оказывается еще сильнее: «чем ужаснее в своем физическом и моральном уродстве становится Тристана, тем она кажется прекраснее».
Официальный сайт
«Тристана» — экранизация одноимённого романа Переса Гальдоса (1892), выполненная в 1970 году Луисом Бунюэлем. Действие происходит в конце XIX века в городе-музее Толедо. «Картинка» стилизована под живопись импрессионистов. Главные роли с блеском исполнили Катрин Денёв и Фернандо Рей[1][2].
Сюжет
Тристана — девушка-сирота, которая поселяется в толедском доме своего опекуна — дона Лопе, стареющего ловеласа и либертина. Постепенно она становится для него не только дочерью, но и любовницей, а в конце концов и женой. Наскучив жизнью с разорившимся стариком, Тристана увлекается молодым художником Орасио. После неудачного для дона Лопе выяснения отношений с Орасио последний покидает город в сопровождении Тристаны.
Вторая часть фильма далеко отступает от сюжетной канвы романа. Через несколько лет тяжело больная Тристана возвращается в город. У неё отнимают ногу, и она оказывается пленницей в доме безумно влюблённого в неё дона Лопе. Когда тот получает большое наследство, Тристана соглашается узаконить их отношения, после чего хладнокровно лишает старика жизни (отказавшись вызвать доктора и открыв окно в роковой для мужа час).
За время фильма Тристана и дон Лопе словно меняются местами: старик-развратитель превращается в воплощение трогательного простосердечия, а за внешностью невинного ангела открывается циничный монстр.
[править] В ролях
Фернандо Рей — дон Лопе
Катрин Денев — Тристана
Франко Неро — Орасио
Лола Гаос — Сатурна
Антонио Касас — дон Косме
Хесус Фернандес — Сатурно
[править] Съёмочная группа
Режиссёр: Луис Бунюэль
Продюсер: Луис Бунюэль, Робер Дорфман
Сценарист: Хулио Алехандро, Луис Бунюэль
Композитор: Фредерик Шопен
Оператор: Хосе Фернандес Агуайо
[править] Значение
Поначалу фильм своей академичностью вызвал «растерянное недоумение критиков»[3], ожидавших от Бунюэля очередных сюрреалистических выпадов в адрес религии и буржуазии. Затем пишущие о фильме, наоборот, сосредоточились на том, что экранизация «испанского Бальзака» при всей своей классичности не лишена штрихов в духе сюрреализма. Например, в начале фильма Тристане снится отрезанная голова дона Лопе в виде языка колокола, что предвещает последующую ампутацию её ноги и убийство супруга. В глубине экрана то и дело мелькают безногие инвалиды, камера не раз останавливается на красивых ножках Тристаны, как бы намекая на дальнейшее развитие событий. Перед тем, как отдаться своему опекуну, Тристана распластывается на мраморной гробнице кардинала Таведы, словно намереваясь запечатлеть поцелуй на каменных губах старика; налицо перекличка между её восприятием покойного архиепископа и дона Лопе[4].
По словам Андрея Плахова, «Тристана» — «история соблазнения и возмездия, которой по жестокости и сарказму нет равных в кино»[5]:
Чем ужаснее в своем физическом и моральном уродстве становится Тристана, тем она кажется прекраснее. Этот парадокс достигает своего пика, когда парализованная героиня, приподнявшись на балконе из инвалидной коляски, обнажает грудь перед мальчишкой-плебеем.
Сергей Кудрявцев 9.5/10
Экзистенциальная ретро-драма, экранизация классики
Всего лишь вторая после «Виридианы» испанская картина великого испанца Луиса Бунюэля, практически всю жизнь творившего за пределами родины, стала его новым (вслед за «Назарином») обращением к прозе Бенито Переса Гальдоса. Фильм «Тристана» знаменательно снят именно в Толедо, который прославил Эль Греко — и в самом колорите пейзажей, интерьеров и портретов сказываются традиции старой испанской живописи. Действие ленты специально перенесено в 1923 год, а одним из героев является молодой художник Орасио. И Бунюэль, как непосредственный свидетель минувших времён, сам тогда только вступавший в мир искусства (он же был почти ровесником XX века), позволяет почувствовать неуловимую, буквально носящуюся в воздухе страсть к переменам во всём — от жизненного уклада до художественных форм. Ведь остававшаяся средневековой по своей сути Испания жаждала в тот момент приобщения к культуре и цивилизации двадцатого столетия.
Причём режиссёр «Тристаны» умеет быть одновременно реалистом, который тщательно выписывает на экране конкретную историческую среду, национальные характеры и обычаи, но и иносказательным творцом, подчёркивающим метафорический смысл всего происходящего. Рассказывается вроде бы обычная драма с чуть мелодраматическим оттенком, как молодая девушка Тристана после смерти матери поселяется у своего пожилого дяди — Дона Лопе, который тайно влюблён в племянницу. Познакомившись с привлекательным Орасио, она уезжает вместе с ним, но познав несчастную любовь, Тристана возвращается в дом Дона Лопе уже калекой после ампутации ног из-за опухоли. Дядя склоняет девушку к браку, однако сам оказывается жертвой губительной метаморфозы, которая произошла с Тристаной.
Талант Луиса Бунюэля превращает эту историю в ироническую, язвительную притчу, развенчивающую условности и предрассудки католической Испании, все мании и скрытые желания тех «чудовищ», которые были порождены «сном разума». Он высмеивает также и новую буржуазную мораль «хищников», которые освободились от каких-либо нравственных принципов и добиваются своего с холодной расчётливостью, будучи готовыми чуть ли не в буквальном смысле этого слова «шагать по трупам». И вновь постановщику, как и в «Дневной красавице», понадобилась французская актриса Катрин Денёв для создания ещё одного образа своего рода «ангела греха» — агнца снаружи и дьявола внутри. Поскольку Тристана — и невинная жертва, напрасно пытавшаяся вырваться за пределы заранее уготованного способа жизни, и одновременно некая искушающая сила, которая провоцирует, толкает к пороку, катализирует процесс разложения, словно сатана во плоти. Такова, по Бунюэлю, и сама Испания — одержимая бесами и изгоняющая их из своего нутра.
1989
|
|
|