Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

АССА

11 февраля 2012
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА

Малый зал дома актера
АССА
СССР, 1987, 2:30
СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ («100 дней после детства», «Спасатель», «Черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви»)
Легендарный фильм с его множественностью слоев и смыслов, с саундтреком Бориса Гребенщикова при участии Виктора Цоя сегодня снова становится весьма актуальным.
Опять «мы ждем перемен» «под небом голубым».


Официальный сайт




«А́сса» — советский кинофильм 1987 года режиссёра Сергея Соловьёва. Первая часть трилогии этого режиссёра — «Асса» (1987) / «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) / «Дом под звёздным небом» (1991).[1]

В фильме приняли участие, в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова с рок-группой «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений советского рока, по мнению его поклонников, достигшего пика своего развития в 1980-х годах.

Премьера фильма состоялась в Москве в январе 1988 года.

В 2009 году вышел фильм «2-Асса-2», являющийся второй частью кинотрилогии «Анна Каренина», а также продолжением фильма «Асса».
Содержание
[убрать]

1 Сюжет
2 В ролях
3 В эпизодах
4 Съёмочная группа
5 История создания
5.1 Название
5.2 Места съёмки
6 Интересные факты
7 Саундтрек
8 См. также
9 Примечания
10 Ссылки

[править] Сюжет

Действие фильма происходит в 1980 году, зимой в Ялте[2]. Молодая медсестра Алика сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает «койко-место» и знакомится с сыном хозяйки квартиры — жизнелюбивым вольным художником Банананом.

Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение. Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов». В это же время в самом театре проходят гастроли группы артистов-лилипутов. Один из них, Альберт, является хорошим другом Крымова.

В руки Крымову попадает фотография Алики и Бананана, что выводит его из себя. Сначала он хочет утопить парня, и заплывает с ним далеко от берега в зимнее Чёрное море, но что-то отвращает его от мысли об убийстве. Потом Крымов пытается его подкупить с условием, что тот на время его отпуска покинет Ялту, но Бананан отказывается. Тогда Крымов отдаёт приказ своим подручным убить Бананана.

Между тем за самим Крымовым пристально наблюдают сотрудники спецслужб (милиции и КГБ). Даже находясь в отпуске, Крымов планирует новое преступление, связанное с кражей скрипки Гварнери. Саму операцию по краже скрипки Крымов поручает провести своему другу Альберту. Крымов выбирает его не случайно: у Альберта тёмное прошлое, которое вдруг напомнило о себе. И Крымов предложил Альберту «сделку» — раз тот не может вернуть долг, то пусть помогает ему.

Осуществить преступление ему не удаётся. В последний момент Альберт понимает, что не может этого сделать, и кончает жизнь самоубийством. Его жена, узнав о смерти, очень тяжело восприняла это. После её отъезда Алике попадает в руки пистолет, который она находит в их комнате. Узнав о смерти Бананана, Алика убивает Крымова из этого пистолета.

В эпилоге фильма Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца нудного инструктажа сотрудницы ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждем перемен». Во время исполнения кадры сменяются — перед Цоем появляется огромная аудитория молодёжи с огоньками в поднятых руках.

Параллельно в фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, переносящая на экран эпизоды книги «Грань веков» Натана Эйдельмана, которую читает Крымов. Основной сюжет — последние дни жизни и убийство русского императора Павла I в 1801 году.
[править] В ролях

Анатолий Сливников — «Амбал»
Герман Шорр — «Чир»
Илья Иванов — «Шар»
Александр Баширов — «Майор» Шурик

Музыканты:
Виктор Цой — Виктор Цой
Сергей Рыженко — Сергей (скрипка)
Тимур Новиков — Тимур (клавишные)
Андрей Крисанов — Андрей (бас-гитара)
Георгий Гурьянов — Густав (ударные)

Кирилл Козаков — Платон Зубов
Александр Домогаров — Александр I
Дмитрий Долинин — Павел I
Андрей Халявин — «Борода», сотрудник КГБ
Ирена Куксенайте — спутница сотрудника КГБ
Анита Жуковская — Зоя
Виктор Бешляга — Альберт Петрович
Дмитрий Шумилов — негр Витя
Станислав Говорухин — «Папик» Крымов
Татьяна Друбич — Алика
Сергей Бугаев по прозвищу АФРИКА — Бананан
Голос от автора — Натан Эйдельман

[править] В эпизодах

Геннадий Иванов — милиционер
Александр Иншаков — ударивший «Майора» в ресторане
А. Касаткин — эпизод
С. Карпенко — эпизод
Ю. Мережко — эпизод
Александр Мыльников — следователь
Елена Петрова — эпизод
Александр Спорыхин — эпизод
Юрий Шумило — вертухай
Светлана Тормахова — Марья Антоновна, мама Бананана (в титрах не указана)
Екатерина Рыжикова — эпизод (в титрах не указана)
Юрий Доронин — эпизод (в титрах не указан)
Андрей Рабинович — человек в ресторане (в титрах не указан)
Алексей Гольцов — эпизод (в титрах не указан)
Мини-мюзик-холл под руководством Игоря Дольского

[править] Съёмочная группа

Сценарий: Сергея Ливнева, Сергея Соловьёва
Режиссёр-постановщик: Сергей Соловьёв
Главный оператор: Павел Лебешев
Главный художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
Композитор: Борис Гребенщиков
Звукооператор: Екатерина Попова
Оригинальная музыка к фильму
Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум»
Трюковые съёмки: Константин Демахин, Александр Иншаков
В фильме использованы костюмы художника-модельера Елены Зелинской
Сценография Сергея Шутова
Световые эффекты Александра Зейгермана
Прикладная живопись художника Михаила Рошаля-Фёдорова
Мастер по свету: Геннадий Иванов
Административная группа:
Е. Голынский, В. Кириллова, Ю Шумило
Шрифтовый дизайн: Л. Григорьева. В. Палкус
Живописная заставка: Дмитрий Соловьёв
Художник-мультипликатор Вадим Меджибовский
Сон Бананана № 1: мультипликация Сергей Бугаев
Сон Бананана № 2: отрывок из фильма «Нанайнана» (1984),
производство «Мже-лала-фильм», режиссёр Евгений Кондратьев
Художник-фотограф: Игорь Старцев
Ассистенты:
художника: О.Потанин
оператора: А. Широков
режиссёра: А. Блюмин, С. Бабицкий, Л. Каюмова
Музыкальный редактор: Мина Бланк
Редактор: Елена Цицина
Комбинированные съёмки:
Оператор: Виктор Жанов
Художник: Альберт Рудаченко
Художник-гримёр: Ирина Саркисова
Монтажёр: Вера Круглова
Художник по костюмам: Ирина Гинно
Операторы: Юрий Кобзев, Юрий Яковлев
Режиссёр: Виктор Трахтенберг
Запись музыки: Евгения Некрасова
Директор картины Владимир Дудин

[править] История создания
[править] Название

Название фильма предложено Сергеем Бугаевым, исполнителем роли Бананана.

Из интервью с Сергеем Соловьёвым:

— Кстати, откуда это название «Асса» вообще взялось?
— Это все благодаря Серёже Бугаеву, «Африке». Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или ещё как-то, в том смысле, что «здравствуй, новый мальчик». А как-то ночью Серёжа пришёл ко мне и говорит: «Назовите фильм „Асса“!» — «Но почему „Асса“?» — «Не важно, если хотите фильму успеха, назовите „Асса“, — твердит Африка. — А почему, я вам завтра скажу». Только чтобы отвязаться, я пообещал ему. На следующий день он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасенных тварей, про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: „Автор Соловьёв Сергей Александрович“».

Сам лозунг «Асса» в рок-среду ввёл художник Олег Котельников, этот лозунг широко использовался в среде, связанной с «Камчаткой»[3]
[править] Места съёмки

Фильм снимался в Ялте зимой 1987 года. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Канатная дорога от набережной Ялты до холма Дарсан стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, где происходила драка «Майора», куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы Таврида — рядом с канатной дорогой «Ялта-горка».

Можно также указать на небольшую неточность в фильме. Крымов и Бананан едут из Ялты на Симферопольский ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как в Симферополе ипподром прекратил существование еще в начале 1970-х[4]. Эпизод снимали на московском ипподроме.

Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую.[источник не указан 599 дней]

Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
[править] Интересные факты

Рабочее название фильма «Асса» — «Здравствуй, мальчик Бананан!», взятое из альбома Банановые острова. Под этим названием проходили кинопробы.
Имя главного героя фильма «Бананан» было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова», который был записан в феврале 1983-го года.
Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, бывший в то время в браке с актрисой Аликой Смеховой, решил сделать супруге приятное. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, впрочем, как, впрочем, любой компромисс».

По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.

Фраза Бананана: «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден») [5]
В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Easy street» («Тихая улица») с участием Чарли Чаплина.

Крымов цитирует Высоцкого «Песня о друге»

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так

Крымов цитирует Пушкина

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

— Евгений Онегин, Глава 3 , XXXVII

Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни Бобби Дарина «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий фильма).

В качестве своих кумиров Бананан упоминает Бориса Гребенщикова, Юрия Гагарина и Ника Кейва.
Монолог «Майора» о Гагарине[6] — чистая импровизация актёра Александра Баширова.

[править] Саундтрек

Основная статья: Асса (альбом)

Группа «КИНО»
Виктор Цой
Георгий Гурьянов — ударные
Юрий Каспарян — гитара
Игорь Тихомиров — бас-гитара
Андрей Крисанов — бас-гитара
Сергей Бугаев (АФРИКА) — ударные
Тимур Новиков — художник


«АКВАРИУМ»
Борис Гребенщиков
Всеволод Гаккель — вокал, виолончель
Андрей Романов — вокал, флейта
Александр Титов — бас-гитара
Александр Ляпин — гитара
Пётр Трощенков — ударные


«БРАВО»
Жанна Агузарова — вокал
Евгений Хавтан — гитара
Павел Кузин — ударные
Фёдор Пономарёв — cаксофон, клавишные
Тимур Муртазаев — бас-гитара


«СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ»
Александр Синицын — вокал, гитара
Михаил Михайлюк — клавишные
Майя Манташева — вокал


Авторы песен:
Борис Гребенщиков
Виктор Цой
Евгений Хавтан
Александр Синицын
Владимир Матецкий
Юрий Чернавский



Асса - 11 фактов о фильме
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://menestreli.ws/Minstrelsy/Pisanina/01/A...
Дата добавления: 14.08.2011
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

Редкие записи Виктора Цоя и группы Кино

Магнитоальбомы Бориса Гребенщикова и Аквариума


Автор: Полина Полярникова. Опубликовано в журнале Интервью июль-август 2010.

11 фактов о фильме

Фильм Асса - неизвестные фактыВ соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьёв решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан не мог увлекаться советским «официозом», и тогда стали искать представителей контркультуры. Музыкальный редактор принёс целый мешок с кассетами песен современных андеграундных исполнителей. «Я стал слушать и ставить галочки. Спрашиваю редактора: кто это? Симпатичные ребята, я бы познакомился с ними. Мне говорят: так вы же одного Гребенщикова помечаете. Ну так зовите Гребенщикова, говорю». Борис Гребенщиков в 80-х годах возглавлял списки запрещённых для выступлений музыкантов.
Сергеи Соловьёв: Бурлила эпоха, Михаил Сергеевич Горбачёв пришёл к власти, но меня это нисколько не колыхало. Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник». Таким образом, фильм, ставший символом эпохи перемен, распахнувший окно в параллельную советской пропаганде культуру и благодаря которому представители андеграунда, бывшие «под запретом», появились на большом экране, снимался по законам Болливуда, знаменитой индийской «фабрики грёз»
Сергей Соловьев: «Я Африке сказал, что мне нужен коллектив музыкантов, который пройдет через всю картину. Есть такой? Он сказал: да, есть, и как раз они сейчас в Москве. Приходят. Все странные, в чёрном. Я посмотрел на них как на членов массовки: ты - годишься, ты - не нужен» Африка выдохнул: это же Кино! Я сказал: чего?! Да наплевать, кино, вино Он: и Цой не нужен? - Да какая мне разница? Цой, Мой Оказывается, я Цоя тоже попёр». Но благодаря Сергею Бугаеву Цой получил место в картине. «Витя очень полюбил кино и ходил ко мне на занятия на «Мосфильм». Если бы Господь дал ему другую судьбу, я думаю, он сейчас занимался бы кино».
Исполнительница роли Алики в «Ассе» и главная героиня почти всех соловьёвских фильмов - по профессии не актриса, а врач. Татьяна Друбич называет себя «актрисой по недоразумению». Юную Таню режиссёр «открыл» в фильме «Сто дней после детства». Их союз стал и творческим, и брачным. Свою работу в эпохальном фильме мужа она не любит. «Мне совершенно не хочется об этом вспоминать. Я не понимала, что я там делала. Мне песни нравились, мне нравилось, что я в эту замечательную компанию попала. Компания была прекрасной: и в кадре, и за кадром», - говорит актриса. Фотография - Неизвестная АссаТогда ей приходилось разрываться сразу на четыре фронта: заботы о новорождённой дочке, съёмки в «Ассе», съёмки у Станислава Говорухина в фильме «Десять негритят». «При этом я работала в поликлинике и боялась, что там узнают о моих съёмках в кино. Главный врач ругался, что я могу пропускать приёмы в поликлинике», - смеётся Друбич.
Поначалу фильм Сергея Соловьёва имел другое название - «Здравствуй, мальчик Бананан». Так называлась песня, сочиненная Юрием Чернавским и вошедшая в его известный рок-альбом «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года. Как же появилась «Асса»? Рассказывает Сергей Соловьев: «Пришёл ко мне Африка в три часа ночи в трусах в гостиницу «Ялта» и говорит: «Хотите фильму успеха? Нечеловеческого? Немыслимого? Такого, какого даже представить не можете? Назовите фильм Асса! Я в ответ: «Какого успеха, Африка? Три часа ночи!» - «Назовите фильм «Асса», - твердил он. И стал говорить про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Асса!» Всем этим он меня утомил. «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьёв Сергей Александрович». Африка ушёл, я лёг спать, а утром проснулся и понял, что моя картина называется Асса.
Эпизод с Виктором Цоем напрямую к фильму не относится, но он проводит черту между старым и новым, одним поколением и другим, старой эпохой и надвигающейся новой. Из интервью Сергея Соловьева: «Я присутствовал при премьере песни. Витя только что написал «Мы ждём перемен». Я сказал: «Витя, я могу дать честное слово, что у меня в картине песня будет на самом почётном месте, если вы мне дадите честное слово, что ни разу ее нигде не споёте до выхода фильма». При всей раскалённой конъюнктурности этой песни Виктор дал мне слово и не пел её до премьеры. Когда узнали, что Цой будет сниматься в Зелёном театре, собралась толпа. Всем раздали по коробку спичек. Я понял, что беды не миновать, толпа была неуправляема. И тут на сцену вышел Виктор Цой. Настала гробовая тишина. Он сказал в микрофон: «Ребята, вы присутствуете при съёмках фильма «Асса». Спички вы сейчас уберёте, и никто не достанет ни одной, пока вам не дадут команды». Как в пионерском лагере для умственно отсталых. Они все до одного человека послушались его. Вышел бы я - никто бы не среагировал. И все прошло как по нотам. Мы сняли эпизод в обстановке абсолютной дисциплины».
Фильм снимался в Ялте, но не целиком. Эпизод на ипподроме снимали в Москве, исторические сцены - в Михайловском замке в Ленинграде, эпизод с Виктором Цоем - в Зелёном театре Нескучного сада в Москве. Вместо оплаты массовке съёмочная группа организовала бесплатный концерт группы Кино, в ходе которого и было снято исполнение песни «Мы ждём перемен». Из-за съёмочной специфики Виктор Цой пел её под фонограмму, а остальной концерт был отыгран вживую.
Арт-объекты «Коммуникейшен Тьюб» и «Железный Занавес», появляющиеся в фильме как предметы интерьера комнаты Бананана, имеют своего автора. Это художник Михаил Фёдоров-Рошаль. Интерьер квартиры, в которой обитают бандиты и в которой сотрудник КГБ получает по голове кирпичом, сняты в коммуналке, где проживал на момент съёмок фильма сам Африка (на бывшей улице Воинова в Ленинграде, ныне Шпалерная). Собака, слонявшаяся по квартире, принадлежала Бугаеву и его друзьям-художникам. Обстановка комнаты Бананана была «перенесена» в фильм из реальной комнаты в которой жил Сергей Бугаев.
Один эпизод в фильме - чистой воды импровизация актёра Александра Баширова, сыгравшего фальшивого майора ВВС. Его монолог в милиции о Гагарине был придуман им на ходу, съёмочная группа умирала со смеху.
За короткий срок «Асса» собрала феноменальную кассу: свыше 80 миллионов рублей.
Из интервью Сергея Соловьёва: «Когда зазвучала песня «Под небом голубым», весь зал встал, как при гимне Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом они сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется. Такого не было никогда до этого, и никогда не сможет повториться ни при каких обстоятельствах».
При съёмках убийства Бананана изначально планировалось подложить под рубашку актера небольшую деревянную дощечку. Однако сотрудники Ялтинской киностудии настояли на более надёжной страховке - металлическом жилете. 20 лет спустя после выхода «Ассы» Сергей Соловьев снял «Ассу-2». Из интервью Сергея Бугаева: «Моё воскрешение в «Ассе-2» было придумано Соловьёвым художественно и элегантно. То есть мне конкретно отрезали голову. Соловьёв пригласил хирурга, который стоял спиной к камере и «резал» мне живот, «вынимая внутренние органы». В это же время он консультировал другого актёра и так увлёкся, что стал мне делать реальный надрез скальпелем А я лежу как будто умер, но краем рта шепчу: «Старик, поосторожней, поосторожней!». Во время первой «Ассы», когда репетировали, как меня убивают, Соловьев говорил актёрам: «Ребята, вы на репетиции потихоньку, а когда снимать начнём, посильней, посильней его кольните!».


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»