Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ЛЕТО НА БАЛКОНЕ

24 января 2012
19.15
ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА

Малый зал дома актера
ЛЕТО НА БАЛКОНЕ
Германия, 2005, 1:40
АНДРЕАС ДРЕЗЕН
Немецкий артхаус о дружбе двух одиноких женщин, о пьянстве, о том, что любовь зла, а Восточный Берлин летом – потрясающе красивое место.
МКФ в Сан-Себастьяне: премия за лучший сценарий.


Официальный сайт




Жаркое лето в Берлине: Нике и Катрин живут в одном и том же многоквартирном доме в Восточном Берлине. Нике не умеет скрывать своих чувств и у нее всегда на все готовый ответ. Такая она и в своей работе — она ухаживает за стариками. Катрин разведена, много лет искала работу и воспитывает сына-подростка.

Теплые летние ночи подруги проводят на балконе в квартире Нике: они пьют, смеются, сплетничают и им вполне хватает общества друг друга. Пока в их жизнь не врывается водитель грузовика Рональд.

Martishka

рецензии (1012)
оценки
друзья

Простой квартал в небольшом немецком городе. Обычные дома, обычные соседи. Простая история о простых людях.

Две подруги. Одна — брюнетка, в разводе и вечном поиске работы, неуверенная, отчаявшаяся, плачущая по ночам. У нее сын и уйма проблем, среди которых она даже не может выделить главную — и начинает пить.

Вторая — длинноногая блондинка, ухаживающая за одинокими стариками. Ее трусики выглядывают из джинсов, соблазняя проходящих мимо мужчин.

Они обе грезят о любви. В их жизни не хватает одного — яркого, сумасшедшего чувства… Даже если все окружающие его осудят.

Ситуации, в которых может оказаться любой зритель — я не ожидала такой от немецкого кино. Представлялось, что сценарий будет суше и скомканнее, но здесь нашлось место и для обычных человеческих проблем, и для тоски одиночества. И для проверки дружбы на прочность.

Балкон — как символ некой площадки, некоего барьера, который пришлось переступить героиням, чтобы переоценить собственные жизни и по-настоящему понять важность и роли самих себя друг для друга. Они — настоящие подруги, потому что теперь точно смогут делиться и радостью, и горем. Проверьте и свои эмоции, обязательно посмотрите этот фильм со своими друзьями.

9 из 10



Публикации на фильм:
Берлин, любовь и жара

Имеет смысл запомнить имя Андреаса Дрезена. Это немецкий режиссер, выросший в ГДР и успевший пройти стажировку на киностудии ДЕФА. Сегодня он считается одной из главных надежд нового немецкого кино. Поставленная им картина "Лето на балконе" - вторая, выходящая в прокат в России. До этого у нас показывали "Гриль-бар "На полпути", который был осыпан дождем фестивальных наград, в том числе получил "Серебряного медведя" Берлинского фестиваля. "Лето на балконе" тоже не прошло незамеченным. На его счету - премия за лучший сценарий в Сан-Себастьяне (его написал, кстати, один из легендарных авторов ДЕФА Вольфганг Кольхазе), Баварская кинопремия лучшему режиссеру и немецкая премия за кассовый фильм 2006 года. На мой вкус, "Лето на балконе" - из лучших новых фильмов нашего жаркого лета, простите за каламбур.
Обаяние его странного свойства. История о двух симпатичных подружках из Восточного Берлина, которым вот-вот стукнет сорок, в руках другого режиссера легко могла бы превратиться в беспросветную социальную чернуху. Катрин одна воспитывает сына и безуспешно ищет работу оформителя: череда тренингов, собеседований, подработок на один день пунктиром пронизывает фильм. У Ники работа есть, вполне благородного свойства. Она социальный работник. Не начальник, сидящий в офисе, а та, кто возит продукты, прибирается у одиноких стариков и старушек, готовит им обеды, при необходимости читает книжки, вытирает попы и меняет памперсы. Ника поэтому ищет не работу, а любимого мужчину. И находит в лице долговязого шофера-дальнобойщика, который чуть не задавил ее подругу.
Сочную социальную фактуру - сервантики и диваны времен развитого социализма в квартирах пенсионеров, древний аккордеон и часы, пережившие войну, - Дрезен снимает без нажима, мельком, нигде не останавливая камеру в печальной задумчивости. Парадокс в том, что два грустных лейтмотива - одинокой старости и безработицы - в фильме подаются не трагически, а как... часть жизни. Точная наблюдательность камеры в соединении с острыми, часто смешными диалогами рождает ощущение легкости, воздушности действия. Это при том, что в кадре - и психиатрическое отделение, и попытка изнасилования и ограбления.
Другой плюс фильма - юмор, построенный на обыгрывании темы телесного "низа". В результате герои (вроде любовника Ники) обретают комедийные, почти гротесковые черты. Но опять же - нигде режиссер не пережимает. Он бросает шутки зрителю, словно мячик - понимающему партнеру. К чему разжевывать, коли и так все ясно?
Фактически сценарист и режиссер "Лета на балконе" скрещивают два жанра - социальной драмы и комедии о кризисе среднего возраста. Только кризис среднего возраста переживают не мужчины, а женщины. Это многое объясняет в героинях. Невротичность и решительность, слабость и нежность, отчаяние и жажда любви... Отличный дуэт двух прекрасных актрис - Инки Фридрих и Нади Уль - наполняет вроде бы обычную историю женской дружбы тонкими психологическими нюансами. В результате получается объемная живая картина, где уживаются лирика и гротеск, симфония большого города и наивно бодрая песенка-заставка "С добрым утром!..". Так и проходит лето.
От скучных фильмов чисто фестивального формата – там, где герои делают совершенно обыденные вещи: едят, пьют, молчат или говорят банальности, - "Лето на балконе" выгодно отличается присутствием живого юмора, романтичностью и предельной искренностью. История двух подруг из восточной части давно объединенного Берлина – это история двух отчаянных одиночеств, постоянно цепляющихся друг за друга, иногда – чтобы поддержать, а иногда и наоборот - чтобы столкнуть.

Катрин (Инка Фридрих) – несостоявшаяся художница и трогательная неудачница, мать-одиночка, не слишком-то ответственная в воспитании своего на редкость разумного сына. Катрин посещает суровые кастинги, ищет приличную работу, а пока же подрабатывает, где попало. Ее мечта – снова выйти замуж. Нике (Надя Уль) – красивая и легкомысленная блондинка, решительная и привыкшая жить так, как ей захочется. Она работает в социальной поддержке населения, помогает старикам – по большей мере тем, что выслушивает их бредни и терпеливо читает им в слух глупые книги. Мечта Катрин та же - найти настоящего мужчину. По вечерам подруги ужинают на балконе в квартире Катрин: прекрасный вид, теплый вечер, зреющие в горшках помидоры, бутылка вина, и полное взаимопонимание. Однако когда в жизни девушек совершенно случайно появляется дальнобойщик Рональд (Андреас Шмидт), эдакий мачо, их дружба тут же терпит фиаско.

"Лето на балконе" можно назвать идеальной артхаус-мелодрамой, подходящей как для желающих погрузиться в неоднозначный мир авторского кино, так и для тех, кто настроен ненадолго всплыть из глубин этого жанра и вдохнуть чистый, незамутненный воздух "простой истории". Фильм сделан на стыке мейнстрима и фестивального кино: без надрыва, внезапных сумасшедших ходов и вычурных авторских метафор режиссер Андреас Дрезден точными штрихами рисует портрет сегодняшней Европы – не такой уж сытой, не такой уж благополучной и, в общем-то, понятной и близкой нашему сознанию. Ведь язык одиночества понятен каждому...
Московский август — самое подходящее время для того, чтобы посмотреть немецкое "Лето в Берлине". Фильм Андреаса Дрезена охладил АНДРЕЯ Ъ-ПЛАХОВА взвешенной умеренностью эмоциональной температуры.

Две женщины из низшего класса общества, не красавицы и не уродины, не дуры, но и не интеллектуалки, борются за существование и поддерживают друг дружку. Все происходит в одном и том же многоквартирном доме в восточной части Берлина. Нике (Надя Уль), чтобы заработать на жизнь, ухаживает за слабоумными стариками. Катрин (Инка Фридрих) чуть старше, разведена, без работы и воспитывает сына-подростка. Обе не теряют надежды найти мужчину своей жизни, но встречают в основном придурков. Теплые ночи героини фильма проводят на балконе, выпивают, сплетничают. Их связывают близкие отношения — более близкие, чем у обычных подруг, и со стороны Катрин более серьезные, чем у Нике. Хрупкую летнюю идиллию нарушает появление доставщика ковров, долговязого дальнобойщика Рональда, который начинает, к неудовольствию Катрин, кадрить Нике.

"Лето в Берлине" Андреаса Дрезена получило большой зрительский резонанс и множество профессиональных кинематографических наград на родине. А на фестивале в Сан-Себастьяне — приз за сценарий, написанный мастером старой школы Вольфгангом Кольхазе (работавшим еще с Конрадом Вольфом) в традициях гэдээровского кино, хотя и с поправкой на новый век. Если посмотреть на этот сюжет с другой стороны, он рискует показаться чисто западным и феминистским. Однако никакого экстрима: такое кино запросто можно показывать даже детям. Оно пропитано меланхолией, но не погрязает в скуке, поскольку режиссер то и дело вкрапляет в житейскую драму крупицы юмора и комментирует ее бодрыми песенками.

Это — новое качество немецкого кино, которое утрачивает свою традиционную сумрачность и становится более универсальным, вбирая в себя опыт французских и итальянских сладко-горьких комедий, гротескного реализма датской Догмы или того, что американцы называют dramedy — комедией-драмой. Можно усмотреть здесь и романтические отблески огней городских окраин из кинематографа финна Аки Каурисмяки. Объединяет с ним немецкого режиссера и романтическая ирония, разлитая в попсовом саундтреке: "Жизнь будет продолжаться, даже если мы расстанемся".

Андреас Дрезен — кинематографист современной формации, представитель европейского "нового реализма". Его прежние фильмы "Гриль-бар 'На полпути'" и "Вилленброк" показали заметный потенциал этого метода именно на немецкой территории, все еще психологически и социально разбитой на две зоны — западную и восточную. Кинематограф способен их объединить. Рассказывая в "Гриль-баре" о жителях Франкфурта-на-Одере, Дрезен добивается того, чтобы его понимали во Франкфурте-на-Майне. Так и в новой картине. Берлин — пограничный микс двух зон — лишен блеска мегаполиса, выглядит провинциально, почти как Москва за пределами Садового кольца и модных районов, хотя совсем рядом богемный Преслауэр-Берг.

"Лето в Берлине" проникнуто старомодным гуманизмом, а стилистически выполнено в теплой гамме, напоминая старые комедии Георгия Данелии и Эльдара Рязанова. Особенно это касается последней части картины, где на фоне двух женщин солирует в роли Рональда актер Андреас Шмидт, уже заслуживший своей пластикой сравнение с Бастером Китоном. Этот персонаж-балда, у которого, несмотря на его никудышность, в каждом городе по жене и ребенку, только один из множества живых людей, создающих атмосферу фильма,— от аптекаря напротив и работников агентства по трудоустройству до старика, вспоминающего войну со смешанным чувством ностальгии и вины.

"Европейское кино" — термин нынче почти ругательный в России, увлеченной соревнованием с Голливудом. Однако европейское кино зачем-то делается и в Америке, просто там оно называется "независимым". Кому-то фильмы без горячительных эффектов кажутся скучными, однако есть странная закономерность. В той же Германии кино никак не могло ожить после комы на зажигательных комедиях и триллерах: эти вспышки легко и быстро гасли, несмотря на то что в топку кидались внушительные бюджеты. Зато скромные жизненные комедии и драмы "Гуд-бай, Ленин!", "Жизнь других" и фильмы Андреаса Дрезена позволили говорить о новом немецком кино.

О ФИЛЬМЕ:

Жаркое лето в Берлине. У Нике есть балкон, у Катрин — сын, Рональд водит грузовик, Тина — официантка, Оскар и Хелене — стары и одиноки. В начале, посередине или в конце своей жизни они задают один и тот же вопрос: бывает ли вечная любовь? Или это нечто, воздействующее на мозг, что просто приходит и уходит?

Обладающий острым зрением и большой любовью к своим героям режиссер Андреас Дрезен рассказал историю двух подруг, которые со своего балкона взирают на бурный и сложный мир, где мужчины слишком часто не оправдывают ожидания и где даже красивой женщине, чтобы пробиться, нужно быть сильной.
Сценарист Вольфганг Кольхазе использует свой великолепный легкий и живой стиль, чтобы соблюсти равновесие между комедией и трагедией, в чем ему помогает выдающийся актерский ансамбль, который возглавляют Инка Фридрих, Надя Уль и Андреас Шмидт.

«Лето на балконе» Андреаса Дрезена — прелестная комедия, полная человеческого тепла, искренности и очаровательного юмора, — фильм о жизни.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА :

Инка Фридрих (Катрин)
Инка Фридрих изучала актерское мастерство в Академии исполнительских искусств в Берлине. Свою первую профессиональную работу она получила в базельском театре, где с 1988 года исполнила много ролей, в том числе заглавную роль в «Кэтхен из Хайльбронна» Клейста в постановке Чезаре Лиеви. С 1993 года в течение пяти лет она была членом труппы гамбургского театра Deutsche Schauspielhaus.
Начиная с 1998 года она выступала на сценах различных театров, среди которых были Schauspielhaus в Цюрихе, Kammerspiele в Гамбурге и Burgtheater в Вене. В берлинском театре Schaubuehne на Ленинер-плац она сыграла Соню в чеховском «Дяде Ване», поставленном Андреа Брет. В Deutsches Theater в Берлине она сыграла во многих спектаклях, в том числе заглавную роль в «Антигоне» Софокла в постановке Петера Виттенберга, в последние два года играла главную героиню в «Кэтхен из Хайльбронна», перенесенной на сцену Николасом Штеманом. В этом же театре в марте 2006 года она исполнит роль Каролины в пьесе «Казимир и Каролина» Хорвата, которую ставит Андреас Дрезен.
С начала 1990-х, параллельно с работой в театре, Инка Фридрих регулярно появлялась на телеэкране, в частности, в сериале «Все идет кувырком» /Drunter und drueber/ (1997) и телефильме Томаса Л. Прёве «Отец на рождество» /Ein Vater zu Weihnachten/ (2001). В кино она дебютировала в фильме Андреаса Дрезена «Вилленброк» /Willenbrock/ (2005).
В 1989 году ведущий немецкий театральный журнал «Theater heute» назвал Инку Фридрих лучшей молодой актрисой года.

Надя Уль (Нике)
Надя Уль выросла в Восточном Берлине. Училась актерскому мастерству в Академии музыки и театра имени Феликса Мендельсона-Бартольди в Лейпциге. Затем начала профессиональную карьеру в театре Ханса Отто в Потсдаме, сыграв с 1994 по 1999 год такие роли как Виола в «Как вам это понравится» Шекспира, Полли в «Трехгрошовой опере» Брехта и Гретхен в «Фаусте» Гёте.
Приобрела международную известность в 2000 году благодаря фильму Фолькера Шлёндорфа «Легенды Риты» /Legends of Rita/, где сыграла работницу, которая восстает против жесткой системы коммунистической Восточной Германии. За исполнение этой роли Надя Уль получила приз «лучшей актрисе» Берлинского кинофестиваля и Латвийскую кинопремию лучшей актрисе. Кроме того, она была номинирована на Германскую кинопремию в категории «лучшая актриса в роли второго плана».
В последующие годы Уль появилась на экране в таких фильмах как семейная драма Криса Крауса «Вдребезги» /Scherbentanz/ (2001) и романтический триллер Меннана Япо «Безмолвный» /Lautlos/ (2004). В том же году она снялась в голландской картине Бена Сомбогарда «Близнецы» /De tweeling/, где сыграла одну из двух сестер, разлученных в 1926 году. Фильм номинировался на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Андреас Шмидт (Рональд)
Андреас Шмидт родился вырос в Северном Берлине. Начиная с 1986 года он работал в разных театрах: Национальном театре в Мангейме, Муниципальном театре в Дортмунде, Kleines Theater в Бонне, в Berliner Komoedie на Курфюрстердамм, а также в Vagantenbuehne в Берлине, где недавно состоялась премьера одного из его режиссерских проектов.
С тех пор, как он сыграл неуклюжего парня в пальто, скитавшегося по берлинскому метро, в мюзикле Райнхарда Хауфа «Линия 1» /Linie 1/ (1988), Андреас Шмидт появился более чем в полусотне кинокартин и телефильмов. Зарекомендовал себя, снимаясь у ирландца, живущего в Берлине, — режиссера Эойна Мура. Например, Шмидт получил премию как лучший актер на Международном кинофестивале в Сочи за роль, исполненную в ленте «Плюс-минус ноль» /Plus-minus null/ (1997) — дипломном фильме Мура, отмеченном многими наградами. А за роль драчливого полицейского во впечатляющей драме Мура «Свиньи полетят» /Pigs Will Fly/ (2001) номинировался на Германскую кинопремию в категории «лучший актер».
В последние годы Андреас Шмидт снимался в главных ролях в таких телефильмах как Porn.com (2001) Боба Рейфелсона и «Кентервильское привидение» /Das Gespenst von Canterville/ (2004) Изабель Клефельд. В кино он сыграл в лентах Ханса-Кристиана Шмида «Чокнутый» /Crazy/ 1999) и «Я сексуальна?» /Bin Ich sexy?/ (2003) Катрин Файстль, а также роль игрока футбольной команды геев в имевшей большой успех комедии Шерри Хорман «Мужчины как мы» /Maenner wie wir/ (2003). Сыграл в «Фальшивомонетчиках» Стефана Рузовицкого.
ПРЕССА:

Трагикомическая мелодрама, имевшая пару лет назад определенный успех на фестивалях («Серебряный Хьюго» в Чикаго, приз за лучший сценарий в Сан-Себастьяне и от ассоциации немецких кинокритиков, приз за режиссуру в Баварии), — социальное кино с человеческим лицом..
Станислав Ф.Ростоцкий, «Время новостей»

Если посмотреть на этот сюжет с другой стороны, он рискует показаться чисто западным и феминистским. Однако никакого экстрима: такое кино запросто можно показывать даже детям.
Это — новое качество немецкого кино, которое утрачивает свою традиционную сумрачность и становится более универсальным, вбирая в себя опыт французских и итальянских сладко-горьких комедий, гротескного реализма датской Догмы или того, что американцы называют dramedy — комедией-драмой. Можно усмотреть здесь и романтические отблески огней городских окраин из кинематографа финна Аки Каурисмяки. Объединяет с ним немецкого режиссера и романтическая ирония...
Андрей Плахов, «КоммерсантЪ»

Если подбирать какие-то знакомые аналогии, то «Лето на балконе» — это немецкие «Простые вещи». С некоторыми поправками на национальную специфику: орднунг и гендер. Феминистский бэкграунд милой истории не только цивилизует общую фривольность рассказа о непрерывных попытках съема мужиков, но и дает повод для побочных линий — лесбийской и социальной.
Василий Корецкий, Time Out, Москва

Андреас Дрезен самый упертый исследователь «кризиса среднего возраста». Мы когда-то выпускали его «Гриль-бар «На полпути». И вот новая грустная комедия с живенькими песенками. Но за песенками и гэгами множество точных восточноберлинских деталей, трогательных и конкретных и очевидно, близких нашему менталитету
Антон Мазуров, Arthouse.ru

Дрезен не романтизирует будни и не выискивает на своем скромном балконе — оттуда открывается вид на рабочий квартал, безымянную улицу, дешевый бар — художественные излишества. Обыденность он не превращает в достопримечательность, а Берлин снимает без намека на его столичный статус. Легкость жанра не отменяет здесь социальной чуткости, а критический реализм не превращается в кризисный.
Евгений Гусятинский, «Искусство кино»

Одновременно естественная и выстроенная, забавная и печальная история, рассказанная Дрезеном, близка непредсказуемости самой жизни, и возможно, это высшая похвала, на которую может рассчитывать произведение искусства.
Джей Антани, Boxoffice Magazine

Близкая дружба двух женщин подвергается испытанию во время одного жаркого берлинского лета в этом горьковато-сладком и великолепно нарушающим все законы кино фильме немецкого режиссера Андреаса Дрезена.
КенФокс, TV Guide's Movie Guide

Судя по всему, в Андреасе Шмидте мы имеем Бастера Китона и Марти Фелдмана в тевтонской шкуре.
Джулз Бреннер, Cinema Signals

Фильм Дрезена обладает чарующей, импровизационной легкостью, которая, наряду с глубоко человечным сценарием Вольфганга Кольхазе, приносит зрителю массу удовольствия.
Дэвид Но, FilmJournalInternational

Следующая немецкой традиции камерного фильма эта картина представляет собой выполненный с вниманием к деталям и любовью психологический этюд.
Лес Райт, culturevulture.net

«Лето на балконе» — подчеркнуто лишенный блеска срез жизни, которую можно было бы найти в городском районе, где цены на недвижимость не зашкаливают.
Стивен Холден, NewYorkTimes

В этом году вы встретите немного фильмов столь хороших, как этот.
Эндрю Саррис, NewYorkObserver


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»