Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
|
15 декабря 2011
19.00 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО
Большой зал дома актера
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
Франция, 2007, 2:30, субтитры
АРНО ДЕПЛЕШЕН
По общему мнению, одна из лучших французских картин XXI века и первое знакомство с одной из главных надежд французского кино, Арно Деплешеном.
«Семейные склоки, неспешные выяснения отношений, примирения – кружащая человека суета не затихает и в рождественскую ночь. И два с половиной часа экранного времени позволяют окунуться в нее с головой, стать если не членом разобщенной семьи, то молчаливым свидетелем, спрятавшимся за длинной портьерой. Меж тем зрителю открываются все новые пикантные подробности семейного прошлого, причем, некоторые из них, видимо, зрителю предстоит додумать самому». (Виталий Нуриев, сайт cinema-france.ru)
Официальный сайт
Жюнона и Абель — пожилая супружеская пара. На Рождество их дети должны собраться под крышей отчего дома все вместе впервые за шесть лет. Старшая дочь Элизабет приезжает со своим замкнутым и необщительным ребенком Полем. Анри, паршивая овца в семействе, привозит любовницу.
Младший из сыновей Иван прибывает с преданной женой Сильвией и двумя детьми. Еще ожидается племянник Симон, сын умершего брата Жюноны. Но на повестке дня будет не только праздник в теплом семейном кругу. Для Жюноны, у которой обнаружили лейкемию, это Рождество может стать последним. Элизабет и Анри многие годы терпеть не могут друг друга, им придется помириться. В прошлом Сильвии скрывается какая-то зловещая тайна, которую ей предстоит узнать.
Igor Sinelnikoff
306 рецензий · 306 оценок · 159 спасибо
Обманчивое название творения Арно Деплешена на поверку оказывается запутанной семейной драмой, замешанной на смертельных болезнях, предательствах, погибших детях, изменах и цинизме. В «Рождественской сказке» праздник лишь повод собрать огромную семью под одной крышей и в течение двух с половиной часов препарировать давно развалившиеся отношения.
«Рождественская сказка» собрала всю плеяду топовых французских актеров во главе с матерью семейства, дивы Катрин Денёв (Юнон). Ее героиня, женщина бальзаковского возраста, умирающая от дегенеративного рака, и отчаянно ищущая трансплантат костного мозга. Естественно среди родственников лишь два самых «неподходящих» донора, чей материал можно использовать: шестнадцатилетний внук, страдающий психическим расстройством (Поль) и сын, от которого давно отреклась вся семья, не только за воровство, но и за всепоглощающий цинизм и пристрастие резать правду-матку. Роль сына-алкоголика, одного из трех детей почтенной французской семьи, взял на себя обаятельный Матье Амальрик (Анри), умудрившийся остаться чертовски милым, играя сволочь. Еще одна линия конфронтации — Анри и Элизабет, мать Поля, единственная дочь Юнон и ее мужа Абель. Когда расплатившись с долгами Анри, Элизабет перед судьей заявила, что больше никогда не хочет видеть своего непутевого брата, а значит, по сценарию, Рождество обещает быть веселым.
Также в эпицентре событий младший из детей Юнон, Иван (Мельвиль Пупо, «Время прощания», «Убежище») — диджей, женатый на милой Сильвии (Кьяра Мастороянни, украшающая собой любой фильм, с нетерпением ждем очередной фильм Кристофа Оноре «Моя девочка не хочет», где Кьяре отведенная главная роль»). Сильвии в свою очередь предстоит узнать, как братья, во времена, когда деревья были большими, поделили ее судьбу.
Наряду со всем этим, «Рождественская сказка подготовила еще с десяток героев и еще больше сюжетных ответвлений. Арно Деплешена будто зрители и не волнуют, он всего лишь фиксирует на камеру неделю из жизни семьи Вильяр и флэшбеки, так что создается ощущение, что если ты в этой семье не жил, то и разобраться в ее многочисленном потомстве будет трудно, а значит и смотреть не стоит. Тем не менее, несмотря на запутанный сюжет и явный эстетизм, картина смотрится на одном дыхании, ловишь каждое слово, боясь что-то пропустить, так как из мелочей складывается истина, а за 150 минут важных мелочей набирается воз и маленькая тележка. Арно Деплешен демонстрирует весь индивидуализм европейского протестантского ума, для которого семейные узы являются цепями и путами, и реанимация родственных отношений более тяжелое испытание, чем борьба с раком. Важной деталью для зрителя могут статьи первые слова фильма, принадлежащие Абелю: «Мой сын умер». Джозеф, четвертый ребенок в семье Вильяр, погиб в молодости от рака, а Ивана, младшего сына, родили уже после, так как Юнон всегда мечтала иметь трех детей, вот и получается, что кто-то доживает жизнь за кого-то. И не дай Бог об этом напомнить, тогда рождественский стол превратится в полигон для выяснения отношений. Никто истину, что смерть одного ребенка в семье ложиться проклятьем на остальных и не отменял. Фантомы всегда рядом.
Времени Арно Деплешену на логическое завершение своей сказки, похоже, не хватило. Персонажи появляются и исчезают, так ничего и не уяснив, не воссоединившись и не оставляя надежду, что в следующее Рождество они так же соберутся вместе. Смотря на это макабрическое действо, я радовался, что раньше не купился на название фильма, и не посмотрел его под Новый Год.
Мрачная рождественская история скандального француза собрала не хилый урожай различных премий, ну а кто бы сомневался, что такой сильный актерский состав принесет иной результат. Великолепный сценарий обеспечил фильму Приз Жюри Каннского кинофестиваля в 2008 году. Даже генеалогическое древо с гнилыми яблоками ценно само по себе, потому что нужно слишком много сил, чтобы его вырастить.
Baba Kapa
рецензии (37)
оценки
друзья
фильмы
звёзды
«Господи, дай мне силы, чтобы
справиться с тем, что я могу
изменить, дай мне мужество,
чтобы смириться с тем, чего я не
могу изменить, и дай мне мудрость,
чтобы отличить одно от другого».
Карл Фридрих Этингер
Французы — удивительная нация. Безостановочно смолят тремя поколениями в одной комнате так, что завидки берут, а не мысли о неизбежном раке легких; болтают о сексе в присутствии пятилеток так непосредственно, что отдаешь должное в полной мере, когда малыш в рождественском спектакле своего пера исполняет коронное «я переспал с козой», и все аплодируют; с царским пофигизмом принимают известие о смертельной болезни, почти не меняя привычный ход жизни. Не все, конечно, французы. Но Деплешэн снимает о таких. О свободных от предрассудков и стереотипов, о «живущих своей жизнью». Простой довольно жизнью. Без лишних усложнений.
Пожилая семейная пара собирает в своем доме на рождество детей с семьями. Часть этих детей не выносят друг друга, другая часть — хранят многолетние секреты. При этом маман (Катрин Денев) больна лейкемией, и всем вместе надо решить, кто же будет донором костного мозга: психически нестабильный внук-тинэйджер или больной на всю голову, почти асоциальный тип — средний сын Анри (Матье Амальрик), которого с трудом принимают все члены семейства, кроме, пожалуй, особенно философски настроенного папы и прекрасной как день новой любовницы самого Анри — Фонии (Эмманюэль Дево).
У Арно Деплешэна вообще кино в основном меланхоличное и длинное настолько, что удается и поразмыслить, и погрустить, и вздремнуть. Причем сразу даже не понятно, что приятнее. Герои одиноки, как маленькие планетки, разбросанные в пределах одной галактики. Они хаотично летают в непосредственной близости, притягиваясь и отталкиваясь, время от времени пересекая орбиты друг друга. Но понять никого, кроме себя (даже и это не всегда), им не дано. Дано просто принять и любить то, как организовано пространство вокруг, и тех, кто мельтешит рядом. Потому и самые приятные персонажи в «Рождественской сказке» — независимые, внутренне свободные и не нуждающиеся в рефлексии люди, постигшие нехитрую жизненную философию — быть собой, не мешая другим.
Нам, русским, с совершенно иным, во многом еще постсовковым менталитетом, такие вот «рождественские сказки» всячески показаны к применению, потому что хочешь-не хочешь заставляют удивляться (или умиляться, кому как) «их» взглядам на жизнь, которые по Деплешену выражаются одной единственной фразой: «Не судите, да не судимы будете» и сводятся к вселенской необходимости любви друг к другу вопреки всему, без оглядки на дурацкие обстоятельства.
Хорошее кино.
|
|
|