Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

НЕ ГОРЮЙ!

13 декабря 2011
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА

Малый зал дома актера
НЕ ГОРЮЙ!
СССР, 1969, 1:40
ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ («Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза»)
Блестящий образец грузинского киноренессанса 60-х годов ХХ века. Мэтр трагикомедии Г. Данелия перенес действие французского романа «Мой дядя Бенжамен» Клода Тилье в Грузию начала ХХ века и пропел оду благородству своих героев. Карнавальность мироощущения, виртуозная режиссура, созвездие выдающихся актеров делают эту картину шедевром на все времена.
МКФ в Мар-дель Плата: Гран При
МКФ в Картахене: Гран При


Официальный сайт




«Не горюй!» (груз. არ იდარდო!) — комедийный художественный фильм, снятый в 1969 году режиссёром Георгием Данелия.
Содержание
[убрать]

1 Сюжет
2 В ролях
3 Музыка
4 Факты
5 Призы
6 Примечания
7 См. также
8 Ссылки

[править] Сюжет

Фильм представляет собой вольную, перенесенную в Грузию конца XIX — начала XX века, экранизацию романа французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен».
[править] В ролях

Серго Закариадзе — Леван
Вахтанг Кикабидзе — Бенджамен Глонти
Софико Чиаурели — Софико
Анастасия Вертинская — Мэри
Лия Гудадзе — Марго, жена Вано
Верико Анджапаридзе — мать Коки Каландадзе
Сесиль Такаишвили — тётя Домна
Ариадна Шенгелая — княгиня Вахвари
Георгий Кавтарадзе — Лука
Ипполит Хвичиа — Сандро, шарманщик
Карло Саканделидзе — Додо, адвокат
Давид Абашидзе — князь Вахвари
Котэ Даушвили — отец Гермоген
Евгений Леонов — Егор Залетаев, солдат
Сергей Филиппов — Эрос, цирюльник
Абессалом Лория — Савле, аптекарь
Леван Шамилов — Варлам, сын Софико
Ия Нинидзе — Цицино, дочь Софико
Нана Канделаки — Като, дочь пациентки, больной малярией
Баадур Цуладзе — Вано, рыбак
Мераб Кокочашвили — Алекс (озвучивает Феликс Яворский)
Гия Бадридзе — капитан Габриадзе
Давид Кобахидзе — Авессалом Шалвович
Фрунзик Мкртчян — турок-контрабандист
Зураб Капианидзе — слуга князя Вахвари
Александр Купрашвили — Коста, внук пациента Бенджамена
Реваз Барамидзе — Кока Каландадзе
Григол Талаквадзе — Ванечка
Екатерина Верулашвили — Тамар, жена Ванечки
Георгий Данелия — тюремный надзиратель
Рене Хобуа (вымышленный актёр)

[править] Музыка

В конце последней встречи друзей у Левана Бенджамен поёт грузинскую церковную песню "Шен хар венахи … " («Ты есть лоза»)[1][2]

[править] Факты

Фильм снимался на узкоколейной железной дороге Боржоми — Бакуриани[3].
В начале фильма голос за кадром произносит фразу: «Было это в конце прошлого столетия в солнечном черепичном городке. А может, этого и не было… Нет, пожалуй, всё-таки было». Фраза эта появилась в фильме по требованию худсовета, принимавшего фильм. А произносит её кинорежиссёр Михаил Ромм[4].
По словам Данелии, фильм вызвал негативную реакцию у Леонида Гайдая и Сергея Параджанова, но был высоко оценен Федерико Феллини.[5]
В этом фильме впервые в титрах появляется имя Рене Хобуа — человека, который никогда не снимался в фильмах Данелии, но всегда с тех пор упоминался в титрах каждого фильма.[6]
Практически одновременно с грузинским фильмом во Франции была закончена французская экранизация романа Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен» (реж. Эдуар Молинаро, с участием Жака Бреля в роли Бенжамена и Бернара Блие в роли князя).
В этом фильме впервые Гия Данелия снял одного из любимых своих актёров — Вахтанга Кикабидзе, который позже появится у него в фильмах «Совсем пропащий» (1973), «Мимино» (1977), «Фортуна» (2000). В расчёте на Кикабидзе писалась и главная роль в фильме «Паспорт» (1990).
Это первый фильм Данелии, к которому написал музыку Гия Канчели — в дальнейшем постоянный соавтор режиссёра.
Фильм стал первой совместной работой Данелии со сценаристом Резо Габриадзе (в дальнейшем они вместе писали сценарии фильмов «Мимино» (1977), «Кин-дза-дза» (1986), «Паспорт» (1990).
В фильме фигурирует фамилия Мизандари, которую будет носить главный герой фильма Данелии «Мимино», фамилия "Каландадзе", под которой скрывается главный герой фильма Данелии "Фортуна", а также один из героев говорит "Это не вино, это уксус" - фраза героя Левана Габриадзе из фильма Данелии "Кин-дза-дза".
В Санкт-Петербурге есть ресторан грузинской кухни «Не горюй»[7]

[править] Призы

Мар-дель-Плата-70
Картахен-70.



"Не горюй!" фильм Георгия Данелия

Данелия фильм Не горюй!
Художественный фильм Не горюй!

Фильм "Не горюй!" раскрыл еще одну грань таланта Данелия - драматизм. Но этот драматизм - необычен. Фильм "Не горюй!" является, быть может, единственным в своем роде образцом сложнейшего жанра трагикомедии в нашем кино. Порой мне кажется, что весь этот фильм создавался ради одного монолога Серго Закариадзе. Он никого не может оставить равнодушным. В сочувствии - залог понимания произведения искусства зрителем. Воздействие лишь на мысли человека никогда не может вызвать сочувствия, не побуждает к состраданию. Это должно лежать в области чувств, в области подсознания. Зритель даже может не отдавать себе отчета, какими средствами на него воздействуют, но о таком произведении он будет помнить долго.

В последних работах Данелия я вижу почерк большого художника, большого мастера, владеющего сложнейшим ремеслом режиссуры. Но обманчиво впечатление легкости, "единого дыхания", которые оставляют его ленты. Он работает напряженно, с полной отдачей, становясь все более требовательным к себе. Я знаю, например, что у Данелия было несколько вариантов сценария фильма "Совсем пропащий". Сначала это была антиамериканская картина, выстроенная по формуле отрицания голливудского стандарта. Затем сценарий, напротив, стал страшно выстроенным, почти американским. Конечный результат - сам фильм - уже не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим вариантом. Это закономерно. Ведь картина рождается трижды. Сначала сценарий, затем отснятый материал, потом, монтируя, ты создаешь уже третью картину.

На площадке Данелия необыкновенно подвижен. Быстрота и легкость - его неотъемлемые качества. Он постоянно импровизирует, и порой оператору бывает трудно угнаться за ходом его мысли, за его творческим процессом.

В каждой картине Данелия неизменно присутствует доброе начало. Он может обращаться к самым запретным темам, все злое очищается, проходя через доброту и чистоту этого художника. Потому мне так близки его фильмы.

Есть понятие "характерного" кинематографа, но оно не может в полную меру передать всю неповторимость художественного видения этого режиссера. Шарманщик, Аптекарь и Цирюльник из фильма "Не горюй!", Гробовщик и мисс Уотсон из "Совсем пропащего"... Уже во внешнем облике этих персонажей ясно "читается" судьба и характер, подмеченные прозорливым и лукавым взглядом художника. Мне кажется, что в этом своем пристрастии к выразительному, характерному персонажу Данелия близок Феллцни.

Нельзя не сказать еще об одном качестве Данелия - его музыкальной одаренности. Он присутствует в музыке всех своих фильмов.

Но это, пожалуй, не главное. Во многих его работах драматургия и изобразительный ряд не только слиты с музыкой, но и сами являются ее эквивалентом. Его фильмы музыкальны по своему драматургическому строю, по монтажу, по ритмике чередования сцен и эпизодов. Быть может, я открою тайну Данелия, но с каждым годом он все ближе подбирается к роману Гоголя "Мертвые души". По-моему, он уже созрел для этой работы, но у него самого есть на этот счет внутренние сомнения. Он считает, что "Мертвые души" должен поставить русский режиссер. Конечно, природа юмора, темперамент, легкость, изящество, присущие ему, - это грузинские качества. Однако такой фильм, как "Не горюй!", мог создать художник, сумевший подняться над национальной ограниченностью. "Не горюй!" - фильм, конечно, грузинский, но в большей степени это произведение, в котором понятия "национальное" и "интернациональное" обрели свое органичнейшее единство. И произошло это потому, что Данелия - настоящий художник и большой мастер.

С. Бондарчук. 1982


Амаркорд Георгия Данелия
Рецензия на фильм «Не горюй!»
10520_thumb

Самый "грузинский" фильм в творчестве Георгия Данелия, Не Горюй! (1969) поставлен по мотивам романа французского писателя Клода Tилле (1801-1844) "Mой Дядя Бенджамин". Действие романа происходит во Французской провинции начала 18 века. Великая французская революция еще впереди, но её неминуемый приход уже витает в воздухе. Главный герой романа - Бенджамин, молодой местный врач, душа общества, образован, дружелюбен и часто лечит бедных бесплатно. Это делает его очень популярным среди местных жителей, но, безусловно, не помогает его банковскому счёту. Он влюблен в прекрасную Манетт, которая также без ума от него, но её отец бдительно следит за любыми посягательствами на невинность своей дочери до момента подписания брачного контракта ...

Мой Дядя Бенджамин был любимым романом мамы Герогия Данелия, Мэри Анджапаридзе, и он сам прочёл его пять раз. Я не читала книгу, которая по описанию звучит как милый и изящный французский роман, но я абсолютно очарована результатом переселения персонажей и перенесением некоторых сюжетных линий из Франции 18 века в Грузию конца 19-ого. До совсем недавнего времени я только догадывалась, но теперь знаю наверняка (после прочтения первого тома воспоминаний Данелии "Безбилетный Пассажир"), что Данелия создал всех ярких запоминающихся персонажей из воспоминаний детства и юности, придал им черты своих родных и друзей, и поместил их в в Грузию давно и навсегда ушедшую, но ожившую под его пером сценариста и благодаря его мастерству режиссёра. Грузия в фильме Не Горюй - это срана старинных и прекрасных традиций, таких как искусство виноделия и вино-пития в уютных духанах под названиями Не Горюй, Сам Пришёл или Не Уходи, Мой Голубчик, редкий талант к музыке и пению, которым, похоже, обладали все грузины, уникальный юмор, и высокий кодекс чести и благородства.

Так случилось, что я не видела в cоветское время этот фильм Георгия Данелия, один из наиболее, на мой взгляд, его личных и интимных. Не спрашивайте, почему. Может быть я в летаргию впала, когда фильм показывали в кино. Скорее всего, слишком маленькая была в 1969 году, а потом как-то мы с фильмом разминулись. Я его в первый раз увидела год назад, и это было одно из потрясений, которые я испытываю,
когда сталкиваюсь с прекрасным уникальным произведением искусства. Не горюй! - удивительное сочитание грустной комедии и арт-фильма, нежного, доброго, грустного и смешного, не относящегося к своим зрителям свысока, не заумного или преисполненного усложнёнными, амбивалентными образами и цитатами, чем зачастую грешат арт-фильмы. Пока я его смотрела, восхищалась юмором, чудаковатыми, слегка не от мира сего, но очень человечными персонажами, удивительной красотой мира, запечатлённого камерой Вадима Юсова, мира, окрашенного любовью и пониманием людей, которые этот мир населили, придя из памяти и воображения режиссёра/сценариста.

Совершенно не обязательно быть киноведом, специализирующимся на истории кино, чтобы любить Не Горюй! и отождествляться с его героями, чтобы следовать за добрым и благородным Доктором Бенджамином Глонти (Вахтанг "Буба" Кикабидзе) по горным дорогам Грузии. Или быть гостем на единственном в своем роде торжестве, где друзья собираются, чтобы отпраздновать жизнь старого врача Левана ( яркая и трогательная роль Серго Закариадзе, его лебединая песня), который хотел быть живым участником своих собственных поминок, чтобы узнать, как друзья будут вспоминать его и что говорить о нём, когда день его похорон действительно настанет. Или вздохнуть о печальной судьбе дочери Левана, прекрасной Мэри (Анастасия Вертинская) и улыбнуться попыткам неутомимой, энергичной Софико (Софико Чиаурели) женить любимого младшего брата Бенджамина.

Когда я смотрела фильм, мне пришла в голову мысль, что он очень бы понравился Федерико Феллини. И что Вы думаете? Я нашла статью о фильме, где говорилось, что замечательные режиссёры Леонид Гайдай и Сергей Параджанов не любили и раскритиковали Не Горюй!, а Феллини был от него в восторге (А вчера я прочитала об этом в воспоминаниях самого Георгия Николаевича). Я себе позволила предположить, что Не Горюй! повлиял на автобиографический фильм итальянского мастера, Амаркорд (1973), потому что оба фильма окружены похожей атмосферой. В обоих - их создатели возвращаются к своим истокам, к местам, где прошли их детство и юность, к людям, которых они помнили, любили и став мастерами кино, запечатлели в своих фильмах. Не Горюй! и Амаркорд полны улыбок сквозь слёзы. Оба - арт фильмы, достающие до сердец зрителей. Оба - шедевры, над которыми время и социальные потрясения не властны.

Георгий Николаевич Данелия - один из моих самых любимых режиссеров. Он создал совершенно блестящие фильмы в моём любимом жанре драматической, скорее даже трагической комедии, которые соединяют мастерски смешное и горькое, земное и возвышенное, нежное и гротескное, надежду и печаль. За 50 с лишним лет работы в кино, Данелия не сделал ни одного плохого или просто слабого фильма, начиная с его дебюта Серёжа в 1960 году. Многие из его фильмов в списке моих любимых, и я уверена, что они любимы миллионами благодарных зрителей. Мастер, подаривший нам Сережу, Совсем Пропащего (1972), Тридцать Три, Я Шагаю по Москве (1964), Не Горюй! (1969) , Афоню (1975), Мимино (1977), Осенний марафон или Грустную Комедию (1979) - очень подходящее название и для этого фильма и для всего жанра, который Данелия практически изобрел, и культовый фаворит на протяжении более 20 лет Кин-дза-дза (1986), заслуживает нашу глубокую любовь и искреннюю благодарность за незабываемые минуты кинематографического счастья.
@ 08 июля 2011 г.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»