Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

РЫЖАЯ БЕЛКА

06 декабря 2011
19.15
ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА

Малый зал дома актера
РЫЖАЯ БЕЛКА
Испания, 1993, 1:50
ХУЛИО МЕДЕМ
Девушка падает на мотоцикле с моста и теряет память, а случайно оказавшийся неподалеку парень, используя ситуацию, внушает ей, что они давно любят друг друга, живут вместе, и начинает по крупицам придумывать их совместное прошлое. Фильм о том, что общего между любовью и амнезией и можно ли придумать любовь. Нарастающее чувство тревоги, много красивых метафор и – главное – там, действительно, есть белочки.


Официальный сайт




«Рыжая белка» — второй полнометражный фильм испанского кинорежиссёра Хулио Медема, снятый в 1993 году. В центре сюжета — встреча молодого человека Хота с девушкой Софией, потерявшей память, и их совместное путешествие, в ходе которого раскрываются таинственные обстоятельства жизни Софии.

Премьера фильма состоялась 21 апреля 1998 года в Испании, а в мае того же года фильм был показан на Каннском кинофестивале. В России не выходил в прокат. Фильм получил ряд кинопремий на фестивалях в Испании и за рубежом.
Сюжет

Ночью в Сан-Себастьяне, стоя на мосту над рекой, молодой музыкант Хота, которого недавно оставила любимая девушка, размышляет о самоубийстве. Его мысли прерывает авария — он видит, как с моста на берег падает девушка на мотоцикле. Доставив девушку в больницу, Хота представляется её парнем, а на следующий день, узнав, что девушка потеряла память, придумывает ей биографию и уезжает вместе с ней в кемпинг под названием «Рыжая белка», выбранным Ли́сой (так, по мнению Хоты, зовут девушку; «Эли́са» называется наиболее известная песня, которую исполняла группа Хоты «Мухи»).

В кемпинге на берегу озера пара знакомится с таксистом Антоном и его женой Кармен, которые отдыхают с детьми. Хоте приходится придумывать на ходу детали биографии Лисы и их совместной жизни, однако постепенно начинают обнаруживаться неувязки: так, во время сеанса «гипноза» с Альберто, сыном Антона, Лиса произносит своё имя «София Фуэнтес». Вскоре по радио начинают передавать просьбу сообщить о местонахождении Софии Фуэнтес, потерявшей память. Сообщают также о сумасшедшем водителе, гоняющем по окрестностям и сбившем насмерть нескольких прохожих.

Наконец, в кемпинге появляется Феликс, который сообщает, что он бывший муж Софии. Он явно не в себе и хочет вернуть Софию любыми средствами. Феликс и Хота вступают в противоборство за обладание Лисой…
[править] В ролях

Эмма Суарес — Ли́са / София
Нанчо Ново — Хота
Кармело Гомес — Феликс
Мария Барранко — Ка́рмен
Карра Элехальде — Антон
Эни Санчез — Кристина, дочь Антона
Энрико Илесар — Альберто, сын Антона
Кристина Маркос — девушка с синими волосами
Моника Молина — девушка с красными волосами
Элена Ирурета — Бегония
Ана Грасия — психиатр
Чема Бласко — заведующий отделением неврологии

[править] Съёмочная группа

Режиссёр: Хулио Медем
Сценарий: Хулио Медем
Продюсер: Энрике Лопес Лавинь, Фернандо де Гарсильян
Оператор: Гонсало Ф. Берриди
Композитор: Альберто Иглесиас, Чечо Бенгоэчеа

[править] Награды

1994 — Кинофестиваль в Боготе, золотой приз «Доколумбов Круг» за лучший фильм (Хулио Медем)
1994 — Каннский кинофестиваль, юношеский приз за лучший иностранный фильм (Хулио Медем)
1994 — Премия «Гойя», лучшая музыка (Альберто Иглесиас)
1994 — Кинофестиваль в Жерармере, приз критики (Хулио Медем)
1994 — Кинофестиваль в Жерармере, специальный приз жюри (Хулио Медем)
1994 — Премия «Сан-Жорди», лучший испанский фильм (разделил место с фильмом «Кика (фильм)»)
1994 — Премия «Сан-Жорди», лучшая испанская актриса (Эмма Суарес)
1994 — Премия Союза актёров Испании, лучшая исполнительница главной роли (Эмма Суарес)
1994 — Премия «Турия», приз зрительских симпатий за лучший испанский фильм (Хулио Медем)
1994 — Премия «Турия», лучшая актриса (Эмма Суарес)
1994 — Премия «Турия», лучший начинающий режиссёр (Хулио Медем)
1993 — Премия «Ондас», лучший испанский фильм

[править] Отзывы

Сайт «Артхаус»[1]:

« «Рыжая белка» — это анти-мачистская притча в форме мистической комедии. История, рассказанная с точки зрения мужской психологии, преподает нам моральный урок против чувства собственности, которым мужчины донимают женщин. История строится вокруг одной основной лжи, которая затем даёт рождение многим другим, все внутренне связанным с обманом, породившим первую ложь.

По своей структуре, «Рыжая белка» — это интригующая игра с потайными ящичками.

Movie_man

рецензии (39)
оценки
друзья
фильмы

Мужчина + женщина

В действительности всё не так, как есть на самом деле…
Станислав Ежи Лец.
Произведение автора после того, как оно создано, уже перестает принадлежать самому автору, ибо каждый зритель находит в нем что-то свое, и, таким образом, тоже в какой-то степени становится автором. Прелесть картин вроде «Рыжей белки» заключается в том, что в них сложно вычленить, выкристаллизовать, где собственно мысль автора, а где уже я, как зритель, додумывал, дописывал, дорисовывал в соответствии со своим жизненным опытом, пониманием и складом ума. Поэтому, дорогой читатель, ниже я буду рассказывать о том, как я понял этот фильм и что я в нем нашел, без претензии на то, чтобы поставить знак равенства между своими доводами и идеей Хулио Медема (который, кстати, является режиссером «Рыжей белки»). Мысли, которые появятся у вас в голове во время и/или после просмотра могут кардинально отличаться от моих. Но в этом и заключается прелесть жизни и искусства, не правда ли?

Итак, «Рыжая белка» в основе своей — романтическая комедия, приправленная детективным соусом и щепоткой мистики. От молодого музыканта Хоты уходит его любимая девушка, его муза — и в отчаянии он решает покончить с собой, размозжив свое тело о прибрежные камни (действие начинается на набережной). Однако сделать ему это не удастся, потому что по счастливой (или нет?) случайности именно в этот момент в сотне метров от него летящий на полной скорости мотоциклист пробивает дорожное ограждение и падает в пустоту ночного пляжа. Забыв про свои деструктивные желания, Хота устремляется на помощь и обнаруживает, что сорвиголовой на байке была … красивая девушка «с голубыми глазами, смотрящими внимательно». От мощного удара она потеряла память и не может сказать ни как её зовут, ни где она живет — ничего. И Хота решает воспользоваться этим. Он представляется ей (и медицинскому персоналу в больнице) её возлюбленным, называет её именем Лиса (ударение на последний слог — так звали его бывшую девушку) и, буквально выкрадывая из госпиталя, увозит в кэмпинговый лагерь «Рыжая белка». В нем и начинают происходить основные события.

В «Рыжей белке» (имею в виду лагерь), среди сосен, палаток, вблизи чудесного озера Хота решает провести для Лисы нечто вроде инициации — он ничего не говорит ей о её или своем прошлом, заставляя познавать заново — и саму себя, и его, Хоту. Однако вряд ли Хоте можно приписать альтруистические наклонности любителя-психотерапевта, который решил просто помочь девушке вспомнить, кто она. Нет, он хочет слепить из Лисы тот образ, который считает удобным — Хота пользуется ею. Однако в процессе игры, замешанной на загадках и страсти, которую придумал Хота, память действительно возвращается к Лисе, которая начинает раскрывать свои таланты и способности. И мы начинаем понимать, что она — личность гораздо более яркая и сильная, чем Хота мог представить и чем ему бы хотелось. Его объяснения с каждым разом становятся все менее убедительными. И всё ближе и ближе Лиса подходит к воспоминанию, от которого волосы на её коже встают дыбом, — от кого же она убегала в ту ночь, когда перелетела через ограждение? И вот уже создается ощущение, что Хота — всего лишь пешка в чужой игре…

«Рыжая белка» — взгляд арт-хауса на жанр романтических комедий. Многое из того, что происходит, мы уже видели (потери памяти, попытки выдать себя за другого человека и др.), но Медем был бы не Медем, если бы не превратил заезженный, в общем-то, сюжет в коктейль из мистики, секса и смысла. При всей простоте изображения (а «Рыжая белка» — одна из самых доступных работ Медема, тут не надо весь фильм ломать голову, пытаясь понять, а что, собственно, тут вообще происходит?) автор не договаривает самого главного, передавая это символами, жестами, взглядами и сравнениями. В итоге мы получаем картину с двойным дном: если вы расшифруете символы Медема, вы получите философскую притчу о взаимоотношениях мужчины и женщины, а если нет — то романтическую комедию с элементами мистики и детектива.

И в заключение несколько слов о «Рыжей белке» как о притче. В этой работе Медем ставит и решает несколько экзистенциальных вопросов. Во-первых, он акцентирует внимание на подсознательной сущности любви как способности понимать и принимать другого человека, отбрасывая все ненужное и напускное (т. е. все то, чем увлечены современные романтические комедии). Во-вторых, Медем критикует мужское желание владеть женщиной как собственностью. С помощью образа Лисы режиссер показывает, что именно женщина олицетворяет все богатство, яркость жизни и, в какой-то степени, её смысл. Поэтому женщиной нельзя владеть. Отношения должны строиться как союз, причем окончательное решение, создавать союз или нет, остается за женщиной. Именно эту мысль, как я думаю, показывает Медем великолепной кульминацией и концовкой.

В общем, смотрите, получите удовольствие.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»