Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

СКАЗКИ ТУМАННОЙ ЛУНЫ ПОСЛЕ ДОЖДЯ

10 ноября 2011
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
СКАЗКИ ТУМАННОЙ ЛУНЫ ПОСЛЕ ДОЖДЯ
Япония, 1953, 1:30
КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ
Величайший фильм. «Эту картину должны посмотреть те, кто любит кино, и те, кто к нему безразличен» (Эрик Ромер). «Мы забываем о кино,... нам чудится, что мы, наконец, познали чистейшую красоту» (Луис Маркорелль).


Официальный сайт




«Сказки туманной луны после дождя» — кинофильм режиссёра Кэндзи Мидзогути. Свободная экранизация двух новелл Акинари Уэда из сборника «Луна в тумане».


Сюжет

XVI век, гражданская война. Бедному гончару Гэндзюро вдруг улыбается удача — его изделия хорошо продаются. Он решается на опасное путешествие, чтобы попытать счастья в городе. Чтобы не подвергать жену Мияги и сына опасностям пути, он отправляет их домой, а сам, вместе с крестьянином Тобэи, мечтающим стать самураем, и его женой Гэнити добирается до города. Тобэи нанимается в армию, где ему улыбается удача. О том, что случилось с его женой, он не знает, пока не встречает ее в публичном доме. Тем временем Гэндзюро встречает таинственную - и прекрасную - незнакомку... Тем временем через их деревню проходят войска Сибаты Кацуиэ…
В ролях

Масаюки Мори — Гэндзюро
Матико Кё — дама Вакаса
Кинуё Танака — Мияги, жена Гэндзюро
Эйтаро Одзава — Тобэи
Икио Савамура — Гэнити, жена Тобэи

[править] Признание

Фильм принёс Кэндзи Мидзогути «Серебряного льва» на Венецианском фестивале, а вместе с ним и мировое признание. По оценке Роджера Эберта, «Сказки туманной луны» — один из величайших фильмов всех времён и народов.[1] Также это один из любимых фильмов Андрея Тарковского.

Сергей Кудрявцев 9.5/10
Историко-поэтическая притча

Большинство своих фильмов 50-х годов, составивших классику не только японского, но и мирового кино, режиссёр Кэндзи Мидзогути создал при содействии продюсера Масаити Нагаты, с которым начал сотрудничество ещё двумя десятилетиями ранее — на ленте «Гионские сёстры». Надо думать, что и продюсеру, как и всей съёмочной группе, приходилось нелегко в работе с Мидзогути, который, по отзывам многих очевидцев, был просто дьяволом в павильоне, однако ангелом на натуре. И он буквально преображался, становился тихим и незлобивым, когда доводилось снимать на природе. Немногим в кинематографе ведома эта тайна превращения воды в вино (добавим для полноты картины, что Кэндзи Мидзогути, как и другой великий мастер кино Ясудзиро Одзу, был большим любителем выпить), иллюзии — в реальность, а павильона — в подлинную натуру.

Допустим, в весьма условном и по этой причине, увы, несколько подустаревшем фильме «Сказки туманной луны после дождя» (не является ли это горькой участью прежде признанных шедевров стареть всё же быстрее тех незаметных лент, которые не оценили «при жизни»?!) по-прежнему изумляют сцены в лодке на реке, снятые словно на грани реального и ирреального, а финальная встреча героя с женой-призраком восхищает своей поразительной конкретностью и достоверностью. Так что трудно заранее предугадать, как время всё расставит по своим местам, переоценит или придаст новый смысл ранее известным вещам.

Не секрет, что Кэндзи Мидзогути привыкли причислять к творцам-каллиграфам, которые пишут тушью свои картины на исторические темы, практически пренебрегая сегодняшней реальностью. Но ныне интересно, прежде всего, наблюдать, как пересекаются друг с другом (и не только благодаря актёрам, переходящим от постановщика к постановщику), аукаются, словно в тумане, семейно-бытовые «моногатари», созданные Одзу, Мидзогути и Нарусэ в течение трёх десятилетий — с начала 30-х до конца 50-х годов.

Вот и по прежним воспоминаниям о фильмах Кэндзи Мидзогути мгновенно пронзают уже впечатанные в сознание образы — река в тумане, поле с высокими белыми травами, название которых вовсе не знаешь. Визуальная красота чёрно-белого изображения, чья культура ныне почти утрачена, изумляет своей простотой и чистотой. Кадр промыт, как стекло (если перефразировать строчку из Арсения Тарковского). Эта зафиксированная на плёнке реальность обладает всеми признаками необъяснимой киногении, когда чуть ли не всё вокруг становится экранно привлекательным и метафорически значимым. Может создаться впечатление, что перед камерой Мидзогути мир поневоле приобретал особую кинематографичность, хотя только лишь великий режиссёр способен разглядеть изначальное и вечное наличие кино в самом бытии природы и человеческой жизни.

2000/2002



юлия1979

рецензии (108)
оценки
друзья
фильмы
звёзды

Певец женских сердец

Среди произведений, особо почитаемых народом Японии, являются сказки. Грустные и назидательные, они дарят добро и справедливость, являясь вдохновением и культурной ценностью своей страны. Каждая японская сказка поэтична и музыкальна. Картина «Сказки туманной луны после дождя», навеяна песней призрака о любви, где зритель, вместе с героем, попадает в ловушку колдовства женских чар. Искушая мужчину, женщина-призрак, затягивает «супруга» в волшебный мир, в котором заботы улетучиваются под сладкой негой, нависшей над домом у реки.

Название картины, скорее всего, относит ее к древним мифологическим представлениям о богине, которая не смогла остаться на земле, и согласно восточноазиатской традиции, каждый месяц, умирала и оживала. Луна, являлась символом бессмертия, оставалась прекрасной и молодой и видимо, воплотилась в сияющем, дивном призраке леди Вакасы.

В основе кайдана (сказание о приведениях), лежат рассказы Акинари Уэды — о двух крестьянах, которые пренебрегли семейным счастьем в погоне за наживой и властью. Один, в порыве стать самураем, теряет честь. Другой, познает важный жизненный урок, где главными ценностями являются: мир, дом, семья. Считается, что женская жертвенность, благодаря которой режиссер (Кэндзи Мидзогути) выжил и получил образование, определила нравственную силу его творческой позиции. В картине хорошо прослеживается мудрость женщины и глупость мужчины, готового ради подвига лезть в «пекло» и сражаться с «воздушными мельницами». Женщина говорит: «Счастливой меня делает твоя доброта, будь всегда со мной. Единственно, чего я хочу, чтобы мы жили в мире».

Визуальный ряд фильма поэтичен. Кадры плывущей лодки по реке, с нависшим туманом — предвестник надвигающейся опасности. Кость на берегу — символ поруганной чести. А мужчина, счастливый, видением жены в дорогом кимоно, трогает зрителя, ощутившего душу героя. Его мечты о достатке в семье иллюзорны, ведь платить по счетам придется по-крупному.

Картина поражает своей оригинальностью и эмоциональной глубиной, рассказывая мудрую, сказочную, но не менее реальную историю. В ней одерживают верх добрые силы и хорошие качества человека: благородство, отзывчивость, храбрость, терпеливость, великодушие и, самое главное, любовь. Неторопливый сюжет, плавностью сменяющихся кадров увлекает в мир черно-белого кино, в котором женщина, занимающаяся хозяйством, мудрее мужчины, ведь она чувствует мир сердцем, а уже после, головой.

10 из 10


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»