Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ОКНО ВО ДВОР
|
03 ноября 2011
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»
Малый зал дома актера
ОКНО ВО ДВОР
США, 1954, 1:50
АЛЬФРЕД ХИЧКОК
«Этот фильм является еще одним ярким доказательством того, что кинематография — искусство подглядывания» (Клод Бейли, «Кино: фильмы, ставшие событиями»)
Официальный сайт
«Окно во двор» (англ. Rear Window) — кинофильм Альфреда Хичкока, снятый в 1954 году. Экранизация рассказа «It Had to Be Murder» (Должно быть это было убийство), автор которого — Корнелл Вулрич. Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями. Фильм входит в 250 лучших фильмов по версии IMDb. Фильм занимает третье место в списке среди 10-и лучших детективных фильмов по версии AFI[1].
По версии многих кинокритиков «Окно во двор» является лучшим детективным фильмом за всю историю кино[источник не указан 202 дня].
Содержание
[убрать]
1 Сюжет
2 В ролях
3 Значение в культуре
4 Награды и номинации
4.1 Награды
4.2 Номинации
5 Интересные факты
6 Примечания
7 Ссылки
[править] Сюжет
Профессиональный фотограф Эл Би Джеффриз (Джеймс Стюарт) вынужден безвылазно сидеть в одной из квартир дома в Гринвич Виллидж: его нога, от ступни до бедра, в гипсе после перелома. Его навещают сиделка Стелла (Телма Риттер), подруга-модель Лиза Фремонт (Грейс Келли) и изредка — его друг, полицейский. Окно спальни, в которой герой находится на протяжении всего фильма, выходит во двор. Напротив видны окна соседей: пары молодоженов, одинокой девушки-балерины, композитора, живущего в мансарде, одинокой женщины среднего возраста на первом этаже, пожилой пары, держащей собачку, которую они спускают со своего этажа погулять (и затем снова поднимают) на специальном подъемнике, крупного мужчины средних лет, ухаживающего за своей больной женой.
От нечего делать Джеффриз наблюдает за жизнью соседей по двору. В результате этих наблюдений он неожиданно приходит к выводу о том, что в одной из квартир произошло убийство. Поначалу никто не верит ему, но постепенно ему удается убедить Лизу и Стеллу в справедливости своих подозрений. Его друг-полицейский не верит ему почти до самого конца. В результате оплошности героев, убийца понимает, откуда за ним следят, и в одной из финальных сцен фильма приходит к Джеффризу, чтобы убить его. Полиции едва удается предотвратить убийство, но Джеффриз, выпав из окна, ломает и вторую ногу.
Помимо основного детективного сюжета, в фильме развивается несколько побочных линий, связанных с жизнью соседей Джеффриза. Композитор, на протяжении картины мучительно сочиняющий нечто лирическое, в конце создаёт замечательную песню «Лиза» (так же зовут героиню фильма). Молодожены, поначалу не вылезающие из спальни, начинают ссориться; к одинокой девушке возвращается жених-солдат, невзрачный парень-очкарик, которого она радостно встречает; композитор и одинокая дама с первого этажа находят друг друга: его мелодия отвлекает ее от попытки самоубийства.
[править] В ролях
Джеймс Стюарт — Л. Б. Джеффрис
Грейс Келли — Лиза Кэрол Фремон
Уэнделл Кори — детектив Томас Дойл
Тельма Риттер — Стелла
Рэймонд Бёрр — Ларс Торвальд
Джудит Эвелин — Мисс Одинокое Сердце
Росс Багдасарян — композитор
Джорджин Дарси — мисс Торсо
Ирен Уинстон — миссис Анна Торвальд
Сара Бернер — жена, живущая над Торвальдами
Фрэнк Кэди — муж, живущий над Торвальдами
[править] Значение в культуре
«Окно во двор» считается одним из классических фильмов мирового кино и стал источником для многих подражаний и цитат.
[править] Награды и номинации
[править] Награды
1955 — Премия Эдгара Аллана По
Лучший художественный фильм — Джон Майкл Хэйс
1954 — Премия National Board of Review
Лучшая актриса — Грейс Келли
[править] Номинации
1955 — Премия «Оскар»
Лучшая операторская работа — Роберт Бёркс
Лучший режиссер — Альфред Хичкок
Лучшая звукозапись — Лорен Райдер
Лучший сценарий — Джон Майкл Хэйс
1955 — Премия BAFTA
Лучший фильм
[править] Интересные факты
Фильм входит в 250 лучших фильмов по версии IMDb.
Камео Альфреда Хичкока — заводит часы в квартире музыканта.
Прообразом для любовных отношений главного героя и его девушки стал роман знаменитого фотографа Роберта Капы и актрисы Ингрид Бергман.
Фильм спародирован в мульсериале Симпсоны в эпизоде Барт тьмы.
Этот фильм один из моих любимых у Хичкока. Глубокий психолог, он великолепно подметил одну из самых всепоглощающих человеческих страстей -любопытство. Многие знают, чем чревато излишние любопытство и в какую историю можно вляпаться, если сунуть свой любопытный нос, куда не следует. Великий режиссёр с огромным наслаждением делится с нами своими наблюдениями. Поверьте, волосы встанут дыбом от его мастер класса…
Жара. Испепеляющий зной в городе. Многоквартирные дома с открытыми настежь окнами. Беспредельная интимность- люди не стесняются демонстрировать всю свою частную жизнь перед окнами. Невозможно скрыться за шторами или жалюзи при отсутствии кондиционеров. Джефри, успешный фотограф, получил травму – сломал ногу, снимая автогонки. Жару невозможно вынести и здоровому человеку, а с закованной в гипс ногой это просто испытание. Пять долгих недель истекли. Ещё неделя и он освободится от своего страшного кокона.
Джефф измучен бездельем. Сидя целыми днями у окна, он невольно стал обращать внимание на людей, живущих напротив. Он знает все их истории детально: неудачник-композитор. Женщина «Одинокое сердце» ставит на стол приборы для двоих, чтобы разыграть очередную мизансцену с участием несуществующего мужчины. Танцовщица в отсутствии своего мужа сержанта приглашает каждый вечер новых мужчин. Чудаковатая скульпторша со своими творениями, похожими на божков с острова Пасха. Немолодая супружеская пара с маленькой собачкой, которую они несколько раз в день спускают в корзинке погулять во дворе. Совсем молодая супружеская пара, которую никто не видит за спущенными шторами по вполне понятной причине. И, наконец, крупный мужчина, предположительно торговец женскими украшениями и его больная жена. Вся эта галерея человеческих судеб проходит день за днём перед глазами Джеффа, он словно зритель бесконечного спектакля, разворачивающегося перед ним. Причём, сами участники представления, не подозревают, что скрупулёзно изучаются фотографом. Его острый глаз выстраивает композицию, ракурс, свет.
Каждый день его навещают две женщины. Стелла, медсестра от страховой компании, приходит делать ежедневный массаж его тщедушному и потерявшему гибкость от долгого лежания, телу. Стелла саркастична, давно нашла все определения своему клиенту. Подкалывает его и подсмеивается над его страхами. А страх у Джеффа пока один – он боится предстоящего выбора в своей холостяцкой жизни – «Жениться или не жениться?», как спросил бы Гамлет. Лиза Фремон (Грейс Келли) – девушка мечты каждого мужчины. Она безупречна во всём: сама зарабатывает огромные деньги в модельном бизнесе, умна, остроумна, а главное, невероятно красива. Джефф ворчливо жалуется своей медсестре на предстоящие неприятности, которые так и зреют в его доме.
Джефф: « Она хочет выйти за меня замуж».
Стелла: « Это нормально»
Джефф: «Но я не хочу»
Стелла: «Это ненормально».
Вот так они и переговариваются во время процедуры массажа. Как однажды авторитетно заявляет Стелла: «Многие счастливые браки начинались под дулом ружья»
Главный аргумент Джеффа – «Эта девушка с Парк Авеню, из среды дорогих ресторанов, литературных вечеринок и дорогой одежды. Разве можно её представить в какой-нибудь пустыне, непроходимых джунглях, немытой и непричёсанной, без омаров на ужин?» А ведь его, Джеффа, жизнь непредсказуема.
Так вот и проходят его дни – в наблюдениях за соседями и в своих сомнениях по поводу собственной жизни после того, как гипсовый кокон снимут.
За окнами квартиры, где живёт предполагаемый торговец и его жена, назревает скандал. Джефф с нескрываемым любопытством следит за отношениями супругов. К вечеру жара перевалила за сорок градусов, и Джефф так и остался сидеть в кресле на ночь. Внезапно ночь разрезал страшный женский крик. Джефф непроизвольно посмотрел на часы- 2 ночи. Что это было? Чей-то ночной кошмар? Или крик отчаяния? Джефф снова задремал и проснулся лишь от шума дождя, который погнал спящих на балконах людей в дом. Тут-то он и заметил, что все окна в доме торговца задраены. Вскоре он увидел самого хозяина с вместительным чемоданом в руках, он закрыл квартиру и неспеша вышел из парадной. Сон как рукой сняло. Джефф стал ждать, что будет дальше. Мужчина вернулся с чемоданом, чтобы опять покинуть дом с тяжёлой ношей. Так продолжалось всю ночь и только один раз Джефф забылся тревожным сном и не увидел, как торговец покинул дом в сопровождении женщины в чёрном с головы до ног. Утром он обсуждал со Стелой прошедшую ночь. Вооружившись биноклем и камерой и отодвинувшись в глубину комнаты, они разглядывали квартиру напротив, где хозяин намывал стены в ванной комнате и чистил ножи в кухонной раковине, ни разу не заглянув в спальню жены. Скептически настроенная Стелла подала завтрак своему пациенту – великолепную отбивную и кофе, при этом комментируя происходящее напротив: «Всё-таки, он расчленил труп в ванной – ишь как старается!» Джефф резко отодвинул отбивную в сторону и взял в руку чашку с кофе.
Стелла: « Лучше бы он убрал этот чемодан от окна, пока он не потёк!» Джефф чуть не подавился кофе.
Жизнь наконец-то получила недостающую остроту и адреналин. Когда к ним присоединилась Лиза, компания решилась на активные действия.
Никогда не знаешь, что тебя ждёт в собственном доме. Чуть больше любопытства, случайно услышанные обрывки разговора и вот ты уже в эпицентре смертельной опасности, выход из которой только один – через окно.
Жалко в кинотеатры уже не сходить на эту классику.
|
|
|